Напоминание

Коммуникативные танцы в работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Воноканова Алёна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 72 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкара
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативные танцы в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коммуникативные танцы в работе с детьми дошкольного возраста

Современное общество скоростей, новых технологий и живого диалога,

предъявляет

к

юным

дарованиям

высокие

требования.

Необходимость

сформировать универсальные умения и навыки, и особое место выделяется

общению.

В дошкольном возрасте важность общения отмечается многими учеными

и воспитателями. В детский сад приходят разные дети. Одни умеют общаться с

миром и активно проявляются, другие скромно сидят в стороне не решаясь

заговорить с малознакомыми детьми и взрослыми.

Коммуникативные

танцы

в

дошкольном

возрасте убирают

грань

стеснения между общения мальчиков и девочек, участие парами, так как дети

воспринимают это как интересную игру. И что бы принять в ней участие надо

следовать установленным правилам, о которых говорит воспитатель.

Коммуникативные танцы возникли в XX в. на основе народно бытовых

танцев. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно.

Оно включает в себя сочетание музыки и движения как средство

раскрепощения, развил эту тему немецкий композитор К. Орф .

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных

движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и

направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и

группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость

вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также

развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности

и выразительности невербальных средств общения. Компоненты танца просты:

шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно

прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку

музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут

предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует

визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют

различное движение. Взаимодействие с другими танцующими помогает

ребенку

ориентироваться

в

пространстве

и

выстраивать

интересные

геометрические

образования:

движения

по

кругу

вперед

или

боком,

параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки». Коммуникативные

танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной

музыкальной деятельности детей и педагога, на музыкальных занятиях, на

праздниках.

В работе с дошкольниками музыкально-коммуникативные танцы-игры

способствуют формированию следующих умений:

- согласовывать движения с музыкой,

- передавать в движении характер музыки,

- реагировать на смену частей музыки сменой движений,

- отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;

- развитию ритмического и динамического слуха;

- совершенствованию качества движений.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального

слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут

быть

эффективно

реализованы

следующие

направления

воспитательной

работы:

развитие динамической стороны общения: легкости вступления в

контакт, инициативности, готовности к общению;

развитие

эмпатии,

сочувствия

к

партнеру,

эмоциональности

и

выразительности невербальных средств общения;

развитие

позитивного

самоощущения,

что

связано

с

состоянием

раскрепощённости,

уверенности

в

себе,

ощущением

собственного

эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,

сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на

жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие,

открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят

положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в

танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между

детьми

и, тем

самым,

нормализации

социального климата

в детском

коллективе.

Мы с вами знаем, что в народной традиции нет разделения на

исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и

создателями игрового действия. Этот момент очень важен, потому что он

снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам

процесс его участия в танце-игре.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать

их можно в самых разнообразных формах работы с детьми на занятиях, в

свободной деятельности и на развлечениях, для совместных игр-танцев детей с

родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.

Например, коммуникативные танцы-игры можно организовать как:

танец-игра «Приглашение» (начиная с одного ребёнка или пары, все по

очереди приглашают друг друга, пока все дети не включатся в общий танец.)

Этот танец хорошо использовать в начале учебного года, когда дети приходят

после летних каникул, когда в группе много новеньких ребят или группа

сформирована только-только, как это бывает в логопедических группах, когда

приходит много детей из разных детских садов;

«Зеркало» - на определённую часть музыки дети повторяют движения,

которые показывает ведущий («Если весело живётся, делай так», «Давайте всё

делать, как я»);

«Смена партнёра» - эта модель одна из самых распространённых. Она

хороша, когда в группе много мальчиков и мало девочек: как правило, на

вторую часть музыки или определённую фразу девочки перебегают к другим

партнёрам («Раз-два-три, на носочки», «Найди себе пару», «Мы хотели

танцевать») и тогда у каждого мальчика появляется возможность потанцевать с

девочкой;

«Обыгрывание предмета» - это тоже распространённая и любимая

детьми и педагогами модель, где под музыку дети передают (чаще по кругу)

платочек, колокольчик, бубен, цветочек, яблоко и др. И тот ребёнок, в руках

которого

оказывается

предмет,

выходит

в

середину

круга

и

пляшет.

- хоровод (танец) - конечно, это все русские народные хороводные песни,

любимый всеми «Ручеёк», «Плетень», «Кадриль», современные варианты

коммуникативных танцев типа «Весёлые путешественники», «Вперёд четыре

шага», «Мы теперь пойдём налево», «Новогодняя лавата»;



В раздел образования