Автор: Воноканова Алёна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 72 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкара
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативные танцы в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Коммуникативные танцы в работе с детьми дошкольного возраста
Современное общество скоростей, новых технологий и живого диалога,
предъявляет
к
юным
дарованиям
высокие
требования.
Необходимость
сформировать универсальные умения и навыки, и особое место выделяется
общению.
В дошкольном возрасте важность общения отмечается многими учеными
и воспитателями. В детский сад приходят разные дети. Одни умеют общаться с
миром и активно проявляются, другие скромно сидят в стороне не решаясь
заговорить с малознакомыми детьми и взрослыми.
Коммуникативные
танцы
в
дошкольном
возрасте убирают
грань
стеснения между общения мальчиков и девочек, участие парами, так как дети
воспринимают это как интересную игру. И что бы принять в ней участие надо
следовать установленным правилам, о которых говорит воспитатель.
Коммуникативные танцы возникли в XX в. на основе народно бытовых
танцев. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно.
Оно включает в себя сочетание музыки и движения как средство
раскрепощения, развил эту тему немецкий композитор К. Орф .
Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных
движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и
направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и
группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость
вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также
развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности
и выразительности невербальных средств общения. Компоненты танца просты:
шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно
прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку
музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут
предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует
визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют
различное движение. Взаимодействие с другими танцующими помогает
ребенку
ориентироваться
в
пространстве
и
выстраивать
интересные
геометрические
образования:
движения
по
кругу
вперед
или
боком,
параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки». Коммуникативные
танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной
музыкальной деятельности детей и педагога, на музыкальных занятиях, на
праздниках.
В работе с дошкольниками музыкально-коммуникативные танцы-игры
способствуют формированию следующих умений:
- согласовывать движения с музыкой,
- передавать в движении характер музыки,
- реагировать на смену частей музыки сменой движений,
- отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;
- развитию ритмического и динамического слуха;
- совершенствованию качества движений.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального
слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут
быть
эффективно
реализованы
следующие
направления
воспитательной
работы:
развитие динамической стороны общения: легкости вступления в
контакт, инициативности, готовности к общению;
развитие
эмпатии,
сочувствия
к
партнеру,
эмоциональности
и
выразительности невербальных средств общения;
развитие
позитивного
самоощущения,
что
связано
с
состоянием
раскрепощённости,
уверенности
в
себе,
ощущением
собственного
эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,
сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на
жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие,
открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят
положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в
танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между
детьми
и, тем
самым,
нормализации
социального климата
в детском
коллективе.
Мы с вами знаем, что в народной традиции нет разделения на
исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и
создателями игрового действия. Этот момент очень важен, потому что он
снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам
процесс его участия в танце-игре.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать
их можно в самых разнообразных формах работы с детьми на занятиях, в
свободной деятельности и на развлечениях, для совместных игр-танцев детей с
родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.
Например, коммуникативные танцы-игры можно организовать как:
танец-игра «Приглашение» (начиная с одного ребёнка или пары, все по
очереди приглашают друг друга, пока все дети не включатся в общий танец.)
Этот танец хорошо использовать в начале учебного года, когда дети приходят
после летних каникул, когда в группе много новеньких ребят или группа
сформирована только-только, как это бывает в логопедических группах, когда
приходит много детей из разных детских садов;
«Зеркало» - на определённую часть музыки дети повторяют движения,
которые показывает ведущий («Если весело живётся, делай так», «Давайте всё
делать, как я»);
«Смена партнёра» - эта модель одна из самых распространённых. Она
хороша, когда в группе много мальчиков и мало девочек: как правило, на
вторую часть музыки или определённую фразу девочки перебегают к другим
партнёрам («Раз-два-три, на носочки», «Найди себе пару», «Мы хотели
танцевать») и тогда у каждого мальчика появляется возможность потанцевать с
девочкой;
«Обыгрывание предмета» - это тоже распространённая и любимая
детьми и педагогами модель, где под музыку дети передают (чаще по кругу)
платочек, колокольчик, бубен, цветочек, яблоко и др. И тот ребёнок, в руках
которого
оказывается
предмет,
выходит
в
середину
круга
и
пляшет.
- хоровод (танец) - конечно, это все русские народные хороводные песни,
любимый всеми «Ручеёк», «Плетень», «Кадриль», современные варианты
коммуникативных танцев типа «Весёлые путешественники», «Вперёд четыре
шага», «Мы теперь пойдём налево», «Новогодняя лавата»;