Напоминание

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ЗАЩИТЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ


Авторы: Замалеев Азамат Аледдинович, Сенькина Эрика Владимировна
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ЗАЩИТЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ

ДЕЙСТВИЙ В ЗАЩИТЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ

Актуальность. Успешное выступление баскетболистов на соревнованиях различного

масштаба в настоящее время невозможно без тщательного анализа и учета соревновательной

деятельности игроков. Большинство профессиональных команд имеют «банк данных», в

котором накапливается всевозможная информация о соревновательной деятельности

отдельных игроков и команд за многие годы. Тем не менее, существуют трудности,

связанные с тем, что успешная соревновательная деятельность баскетболистов зависит от

многих факторов, не только постоянно действующих, но и случайных, учёт которых не

всегда возможен [1,2].

Счет и его изменение по ходу матча дает далеко не полную картину содержания игры

и не позволяет тренеру сделать детальный анализ игровой деятельности каждого игрока и

команды в целом. Поэтому, для количественной оценки соревновательной деятельности в

современном баскетболе ведется статистический ход матча, где идет регистрация основных

показателей для оценки соревновательной деятельности [3,4].

Цель исследования. Разработка и проверка эффективности методики повышения

показателей соревновательной деятельности индивидуальных тактических действий в

защите баскетболистов 14-15 лет.

Результаты исследования и их обсуждения. Педагогический эксперимент проходил

на базе спортивной школы по баскетболу «Уникс-Юниор» г Казани и спортивной школы

олимпийского резерва «Вахитовского района» г Казани. В исследовании приняли участие

баскетболисты 14-15 лет. Всего в нашем исследовании приняли участие 20 баскетболистов,

СШ «Уникс-Юниор» составили экспериментальную группу в составе 10 человек, а

соответственно контрольную группу - 10 человек составили баскетболисты СШОР

«Вахитовского района».

Для того чтобы, провести оценку показателей соревновательной деятельности

баскетболистов в защите, регистрировались следующие игровые действия:

количество перехватов мяча;

количество накрываний бросков (блок-шот);

количество фолов полученных в защите;

количество подбора мяча, отскочившего от «своего» щита.

С помощью протоколирования статистики 10 официальных игр (5 в начале и 5 в

конце игрового сезона), у каждой команды, мы определили исходные показатели игровых

действий. На начальном этапе исследования группы были однородны, и статистически

значимые различия выявлены не были при значение t- критического критерия Стьюдента =

2,101 при уровне значимости (р≥0,05).

Тренировочный процесс экспериментальной и контрольной группы проходил по

программе для спортивных школ РТ, но в процесс экспериментальной группы нами была

разработана и введена методика повышения показателей соревновательной деятельности

индивидуальных тактических действий в защите баскетболистов 14-15 лет.

Экспериментальная

методика

реализовывалась

в

течение

9

микроциклов.

Тренировочные занятия в микроциклах проходили по схеме: 3-1-2-1 и включали в себя 3

комплекса упражнений, каждый из которых имел свою специфическую направленность:

Комплекс № 1 – направленность на улучшение показателей специальной физической

подготовленности,

которые

необходимы

при

выполнении

игровых

индивидуальных

тактических действий в защите баскетболистов 14-15 лет.

Комплекс № 2 – направленность на улучшения функциональной подготовленности

баскетболистов 14-15 лет.

Комплекс № 3 – направленность на формирование игровых навыков баскетболистов

14-15 лет в аэробных, и в анаэробных условиях при выполнении индивидуальных

тактических действий в защите.

После апробации экспериментальной методики был проведен анализ показателей

соревновательной

деятельности

индивидуальных

тактических

действий

в

защите

баскетболистов 14-15 лет экспериментальной группы. Результаты, полученные нами за

период исследования, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительный анализ показателей соревновательной деятельности

индивидуальных тактических действий в защите баскетболистов 14-15 лет

экспериментальной группы за период исследования

Показатели протокола статистики

Хср±Sх

Достоверность

различий

В начале

В конце

t-

расч.

t-

кр

P

Накрывание бросков (блок-шот), кол-во

раз

2,6±0,40

3,2±0,40

2,71*

2,262

≤0,05

Перехваты мяча, кол-во раз

12,5±0,43

13,5±0,51

2,74*

Фолы, полученные в защите, кол-во раз

13,0±0,46

14,2±1,1

2,45*

Подбор мяча, отскочившего от «своего»

щита, кол-во раз

27,9±0,9

30,8±0,9

3,78*

Примечание: Хср - среднее арифметическое, Sх - ошибка среднего арифметического; * -

статистические значимые изменения, P - достоверность различий.

Как видно из таблицы 1, во всех показателях произошли достоверно значимые

изменения,

при значении t-критического критерия Стьюдента = 2,262, при уровне

значимости (P≤0,05).

Также нами было проведено повторное тестирование и в контрольной группе, но

статистически значимых различий в этой группе не выявлено. Завершающей точкой нашего

исследования являлось сравнение показателей статистики соревновательной деятельности

баскетболистов 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп в конце исследования,

результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели соревновательной деятельности индивидуальных тактических

действий в защите баскетболистов 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп в

конце исследования

Тесты

Хср±Sх

Достоверность

различий

ЭГ

КГ

t-расч.

t-кр

P

Накрывание бросков (блок-шот), кол-во

раз

3,2±0,3

2,6±0,6

2,39*

2,101

≤0,05

Перехваты мяча, кол-во раз

13,5±0,5

10,8±0,7

3,14*

Фолы, полученные в защите, кол-во раз

14,2±1,1

19,1±1,5

2,63*

Подбор мяча, отскочившего от «своего»

щита, кол-во раз

30,8±0,9

28,6±0,8

2,61*

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; Хср - среднее

арифметическое, Sх - ошибка среднего арифметического; * - статистические значимые

изменения, P - достоверность различий.

В конце исследования, после апробации данной методики, нами было проведен

повторный анализ протоколов статистики. Были получены следующие результаты: в

действие «Накрывание бросков (блок-шот)» в экспериментальной группе показатель

составили 3,2±0,3 кол-во раз, а в контрольной группе

равен 2,6±0,6 кол-во раз. В действии

«Перехваты мяча» показатель в экспериментальной группе составил 13,5±0,5 кол-во раз, а в

контрольной этот равен 10,8±0,7 кол-во раз. В действии «Фолы, полученные в защите»

показатель в экспериментальной группе составили 14,2±1,1 кол-во раз, а в контрольной

только равен 19,1±1,5 кол-во раз. В действии «Подбор мяча, отскочившего от «своего»

щита», показатель в экспериментальной группе составил 30,8±0,9, а в контрольной группе

равен 28,6±0,8 кол-во раз. Во всех показателях, исследуемых нами, между группами

наблюдаются достоверно значимо различия, при значении t-критического критерия

Стьюдента = 2,101, при уровне значимости (P≤0,05).

Таким образом, представленные в таблицах результаты, наглядно подтверждают

эффективность предложенной нами методики повышения показателей соревновательной

деятельности индивидуальных тактических действий в защите баскетболистов 14-15 лет.

Вывод. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в

начале эксперимента в показателях соревновательной деятельности между группами

баскетболистов, достоверно значимых различий не выявлено (р≥0,05).

В процессе

педагогического эксперимента, была внедрена экспериментальная методика для повышения

показателей соревновательной деятельности индивидуальных тактических действий в

защите баскетболистов 14-15 лет. В конце исследования были повторно изучены показатели

соревновательной деятельности баскетболистов 14-15 лет в обеих группах. Результаты

полученные нами имею межгрупповые достоверно значимые различия (р≥0,05).

Таким

образом,

полученные

нами

в

процессе

исследования

результаты

подтверждают

эффективность

авторской

методики

для

повышения

показателей

соревновательной

деятельности индивидуальных тактических действий в защите у баскетболистов 14-15 лет.

Список литературы.

1. Бобби Найт. Основы индивидуальных действий в защите. // Баскетбол: научно-

методический вестник. Выпуск 3 / Сост Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевич и др. – Санкт-

Петербург: Олимп, 207. – С. 14-18. – Текст непосредственный.

2. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие для

студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский

центр «Академия», 2007. – 336с. – ISBN 978-5-7695-7086-5. – Текст непосредственно.

3. Сагадин, З. Защита – это константа // Баскетбол: научно-методический вестник.

Выпуск 19 / Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевич и др. – Санкт-Петербург:

Олимп, 2015. – С. 34-40.; ISBN 5-89022-037-3. – Текст непосредственный.

4. Самостоятельная работа студентов по дисциплине теория и методика обучения

базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры (баскетбол) / Ю.Н. Емельянова, И.Е.

Коновалов, О.В. Матвиенко, Н.А. Серебренникова, В.П. Шаган, С.О. Солдатова. – Казань:

Отечество, 2019. - 171 с. с ил. – Текст: непосредственный.



В раздел образования