Авторы: Замалеев Азамат Аледдинович, Сенькина Эрика Владимировна
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ЗАЩИТЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ
ДЕЙСТВИЙ В ЗАЩИТЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Актуальность. Успешное выступление баскетболистов на соревнованиях различного
масштаба в настоящее время невозможно без тщательного анализа и учета соревновательной
деятельности игроков. Большинство профессиональных команд имеют «банк данных», в
котором накапливается всевозможная информация о соревновательной деятельности
отдельных игроков и команд за многие годы. Тем не менее, существуют трудности,
связанные с тем, что успешная соревновательная деятельность баскетболистов зависит от
многих факторов, не только постоянно действующих, но и случайных, учёт которых не
всегда возможен [1,2].
Счет и его изменение по ходу матча дает далеко не полную картину содержания игры
и не позволяет тренеру сделать детальный анализ игровой деятельности каждого игрока и
команды в целом. Поэтому, для количественной оценки соревновательной деятельности в
современном баскетболе ведется статистический ход матча, где идет регистрация основных
показателей для оценки соревновательной деятельности [3,4].
Цель исследования. Разработка и проверка эффективности методики повышения
показателей соревновательной деятельности индивидуальных тактических действий в
защите баскетболистов 14-15 лет.
Результаты исследования и их обсуждения. Педагогический эксперимент проходил
на базе спортивной школы по баскетболу «Уникс-Юниор» г Казани и спортивной школы
олимпийского резерва «Вахитовского района» г Казани. В исследовании приняли участие
баскетболисты 14-15 лет. Всего в нашем исследовании приняли участие 20 баскетболистов,
СШ «Уникс-Юниор» составили экспериментальную группу в составе 10 человек, а
соответственно контрольную группу - 10 человек составили баскетболисты СШОР
«Вахитовского района».
Для того чтобы, провести оценку показателей соревновательной деятельности
баскетболистов в защите, регистрировались следующие игровые действия:
•
количество перехватов мяча;
•
количество накрываний бросков (блок-шот);
•
количество фолов полученных в защите;
•
количество подбора мяча, отскочившего от «своего» щита.
С помощью протоколирования статистики 10 официальных игр (5 в начале и 5 в
конце игрового сезона), у каждой команды, мы определили исходные показатели игровых
действий. На начальном этапе исследования группы были однородны, и статистически
значимые различия выявлены не были при значение t- критического критерия Стьюдента =
2,101 при уровне значимости (р≥0,05).
Тренировочный процесс экспериментальной и контрольной группы проходил по
программе для спортивных школ РТ, но в процесс экспериментальной группы нами была
разработана и введена методика повышения показателей соревновательной деятельности
индивидуальных тактических действий в защите баскетболистов 14-15 лет.
Экспериментальная
методика
реализовывалась
в
течение
9
микроциклов.
Тренировочные занятия в микроциклах проходили по схеме: 3-1-2-1 и включали в себя 3
комплекса упражнений, каждый из которых имел свою специфическую направленность:
Комплекс № 1 – направленность на улучшение показателей специальной физической
подготовленности,
которые
необходимы
при
выполнении
игровых
индивидуальных
тактических действий в защите баскетболистов 14-15 лет.
Комплекс № 2 – направленность на улучшения функциональной подготовленности
баскетболистов 14-15 лет.
Комплекс № 3 – направленность на формирование игровых навыков баскетболистов
14-15 лет в аэробных, и в анаэробных условиях при выполнении индивидуальных
тактических действий в защите.
После апробации экспериментальной методики был проведен анализ показателей
соревновательной
деятельности
индивидуальных
тактических
действий
в
защите
баскетболистов 14-15 лет экспериментальной группы. Результаты, полученные нами за
период исследования, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ показателей соревновательной деятельности
индивидуальных тактических действий в защите баскетболистов 14-15 лет
экспериментальной группы за период исследования
Показатели протокола статистики
Хср±Sх
Достоверность
различий
В начале
В конце
t-
расч.
t-
кр
P
Накрывание бросков (блок-шот), кол-во
раз
2,6±0,40
3,2±0,40
2,71*
2,262
≤0,05
Перехваты мяча, кол-во раз
12,5±0,43
13,5±0,51
2,74*
Фолы, полученные в защите, кол-во раз
13,0±0,46
14,2±1,1
2,45*
Подбор мяча, отскочившего от «своего»
щита, кол-во раз
27,9±0,9
30,8±0,9
3,78*
Примечание: Хср - среднее арифметическое, Sх - ошибка среднего арифметического; * -
статистические значимые изменения, P - достоверность различий.
Как видно из таблицы 1, во всех показателях произошли достоверно значимые
изменения,
при значении t-критического критерия Стьюдента = 2,262, при уровне
значимости (P≤0,05).
Также нами было проведено повторное тестирование и в контрольной группе, но
статистически значимых различий в этой группе не выявлено. Завершающей точкой нашего
исследования являлось сравнение показателей статистики соревновательной деятельности
баскетболистов 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп в конце исследования,
результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели соревновательной деятельности индивидуальных тактических
действий в защите баскетболистов 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп в
конце исследования
Тесты
Хср±Sх
Достоверность
различий
ЭГ
КГ
t-расч.
t-кр
P
Накрывание бросков (блок-шот), кол-во
раз
3,2±0,3
2,6±0,6
2,39*
2,101
≤0,05
Перехваты мяча, кол-во раз
13,5±0,5
10,8±0,7
3,14*
Фолы, полученные в защите, кол-во раз
14,2±1,1
19,1±1,5
2,63*
Подбор мяча, отскочившего от «своего»
щита, кол-во раз
30,8±0,9
28,6±0,8
2,61*
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; Хср - среднее
арифметическое, Sх - ошибка среднего арифметического; * - статистические значимые
изменения, P - достоверность различий.
В конце исследования, после апробации данной методики, нами было проведен
повторный анализ протоколов статистики. Были получены следующие результаты: в
действие «Накрывание бросков (блок-шот)» в экспериментальной группе показатель
составили 3,2±0,3 кол-во раз, а в контрольной группе
равен 2,6±0,6 кол-во раз. В действии
«Перехваты мяча» показатель в экспериментальной группе составил 13,5±0,5 кол-во раз, а в
контрольной этот равен 10,8±0,7 кол-во раз. В действии «Фолы, полученные в защите»
показатель в экспериментальной группе составили 14,2±1,1 кол-во раз, а в контрольной
только равен 19,1±1,5 кол-во раз. В действии «Подбор мяча, отскочившего от «своего»
щита», показатель в экспериментальной группе составил 30,8±0,9, а в контрольной группе
равен 28,6±0,8 кол-во раз. Во всех показателях, исследуемых нами, между группами
наблюдаются достоверно значимо различия, при значении t-критического критерия
Стьюдента = 2,101, при уровне значимости (P≤0,05).
Таким образом, представленные в таблицах результаты, наглядно подтверждают
эффективность предложенной нами методики повышения показателей соревновательной
деятельности индивидуальных тактических действий в защите баскетболистов 14-15 лет.
Вывод. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в
начале эксперимента в показателях соревновательной деятельности между группами
баскетболистов, достоверно значимых различий не выявлено (р≥0,05).
В процессе
педагогического эксперимента, была внедрена экспериментальная методика для повышения
показателей соревновательной деятельности индивидуальных тактических действий в
защите баскетболистов 14-15 лет. В конце исследования были повторно изучены показатели
соревновательной деятельности баскетболистов 14-15 лет в обеих группах. Результаты
полученные нами имею межгрупповые достоверно значимые различия (р≥0,05).
Таким
образом,
полученные
нами
в
процессе
исследования
результаты
подтверждают
эффективность
авторской
методики
для
повышения
показателей
соревновательной
деятельности индивидуальных тактических действий в защите у баскетболистов 14-15 лет.
Список литературы.
1. Бобби Найт. Основы индивидуальных действий в защите. // Баскетбол: научно-
методический вестник. Выпуск 3 / Сост Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевич и др. – Санкт-
Петербург: Олимп, 207. – С. 14-18. – Текст непосредственный.
2. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский
центр «Академия», 2007. – 336с. – ISBN 978-5-7695-7086-5. – Текст непосредственно.
3. Сагадин, З. Защита – это константа // Баскетбол: научно-методический вестник.
Выпуск 19 / Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевич и др. – Санкт-Петербург:
Олимп, 2015. – С. 34-40.; ISBN 5-89022-037-3. – Текст непосредственный.
4. Самостоятельная работа студентов по дисциплине теория и методика обучения
базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры (баскетбол) / Ю.Н. Емельянова, И.Е.
Коновалов, О.В. Матвиенко, Н.А. Серебренникова, В.П. Шаган, С.О. Солдатова. – Казань:
Отечество, 2019. - 171 с. с ил. – Текст: непосредственный.