Авторы: Замалеев Азамат Аледдинович, Второва Наталья Анатольевна
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Методика совершенствования индивидуальных действий в защите баскетболисток 14-15 лет
Раздел: дополнительное образование
Методика совершенствования индивидуальных действий в защите
баскетболистов 14-15 лет
Аннотация.
В статье рассмотрены проблемы и основные показатели
индивидуальной игры в защите баскетболистов 14-15 лет. В основе таких
действий в первую очередь лежит техническая, тактическая и специально-
физическая подготовка баскетболистов. Авторами представлены результаты
исследования показателей индивидуальных действий игроков в защите и их
специальной физической подготовленности после внедрения специально
разработанной методики.
Ключевые слова. Баскетболисты 14-15 лет, индивидуальные действия в
защите, специальная физическая подготовка.
Актуальность.
Актуальность
избранной
темы,
продиктована
необходимостью
универсализации
индивидуальных
защитных
действий,
являющихся основой командной защиты, повышения физических кондиций
игроков,
изучение
специфических
приемов
против
игроков
нападения,
владеющих мячом, и без него [1].
В условиях игровой деятельности индивидуальные действия игры в
защите подразумевают, не только технические и тактические стороны
подготовки, но и специальную физическую и психологическую (морально-
волевая и т.д.) [5].
Цель защитных действий – нейтрализовать, либо ослабить нападение
противника, не дать игроку с мячом свободно двигаться по площадке,
выполнять передачи или самый основной прием это выполнить результативный
бросок
[
2].
Таким образом, активные, рациональные индивидуальные защитные
действия каждого игрока разрушают результативность командной игры в
нападении противника и создают благоприятный фон для эффективных
действий в нападении собственной команды
[
4].
Целью исследования
является разработка и проверка эффективности
методики
совершенствования
индивидуальных
действий
в
защите
баскетболистов 14-15 лет.
Методы и организация исследования. Для достижения заявленной цели
исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение
литературы,
педагогическое
наблюдение,
педагогический
эксперимент,
педагогическое тестирование, метод математической статистики.
Эксперимент проводился на базе СШОР Вахитовского района г. Казани.
Для проведения экспериментального исследования нами организованы две
группы баскетболистов 14-15 лет – экспериментальная группа (ЭГ), 10 человек,
СШОР «Вахитовского района» и контрольная группа (КГ), 10 человек, СШ
«Уникс-Юниор».
Результаты исследования. Эффективность защитных планов команды
определяется индивидуальными способностями каждого игрока. Современные
принципы защиты сделали из пассивного защитника сохраняющего место
между корзиной и подопечным, смелого, агрессивного атакующего игрока.
Именно поэтому в экспериментальную часть нашего исследования входила
разработка и апробирование новой методики для совершенствования защитных
действий, в которой было чередование упражнений для совершенствования
специальной физической подготовленности игроков и технических действий в
защите.
В ходе исследования были использованы контрольные тесты по
нормативам
технической
подготовленности
и
специальной
физической
подготовленности, которые включают в себя основные виды передвижений в
защите,
и
основные
показатели
кондиционной
подготовки,
которые
необходимы для игроков при выполнении защитных действий [3].
Исходные показатели контрольных тестов в экспериментальной и
контрольной группах показали, что группы однородны, так как статистически
значимых различий не имеют, следовательно, могут быть подвергнуты нашему
эксперименту. Нами было принято решение внедрить в тренировочный процесс
экспериментальной группы, разработанную нами методику.
Основным отличием экспериментальной методики от традиционной
является
акцент
на
чередование
упражнений
на
совершенствование
специальной физической подготовки и соответственно технических элементов
и действий в защите. Методика разрабатывалась с учетом поставленных задач
и основная цель этой методики повышение показателей технической и
специальной физической подготовленности. Разработанная нами методика
рассчитана на 10 недельных микроциклов (5-2) – подготовительного периода.
Методика включала в себя 4 основных комплекса упражнений, 2 из
которых направленных на совершенствование индивидуальных защитных
действий,
а
2
на
совершенствование
специальной
физической
подготовленности.
Для
комплексов
отводилось
от
30
до
40
минут
тренировочного времени. Основные методы: повторно-переменный, игровой,
сопряженный и метод моделирования (Таблица 1).
Таблица 1 – Методика совершенствования индивидуальных защитных действий
баскетболистов 14-15 лет
Содержание
Объем и
интенсивность
Метод
ы
Комплекс №1
1. Специальная физическая подготовка (перемещения,
работа «в плоском треугольнике», на сильной и
слабой стороне от мяча).
2. Специальная физическая подготовка (перемещения
против игрока с мячом «штык», работа «в плоском
треугольнике с закрытой стойкой на получение», на
сильной стороне от мяча, против игрок в разной).
10% тренировочного
времени высокой
(70-80% от максим.
интенсивности)
Повтор
но-
переме
нный,
сопряж
енный
Комплекс №2
1. Индивидуальные технические действия в защите
без мяча.
2. Индивидуальные технические действия в защите с
мячом.
30%
тренировочного
времени умеренной
(50-60% от максим.
интенсивности)
Комплекс №3
1. Специальная физическая подготовка (движения во
время прессинга и активной формы защиты, работа
«против игроков разного амплуа», на сильной и
стороне от мяча).
2. Специальная физическая подготовка (против игрока
с
мячом
«дабл»,
работа
«упреждающие
50%
тренировочного
времени умеренной
(70-80% от максим.
интенсивности)
Игрово
й и
метод
и
модели
ровани
я
переключение», на сильной стороне от мяча, против
игрок в разной позиции).
Комплекс № 4
1. Индивидуальные технико-тактические действия в
защите без мяча.
2. Индивидуальные технико-тактические в защите с
мячом.
50%
тренировочного
времени умеренной
(70-80% от максим.
интенсивности)
Сопря
женны
й
После
внедрения
разработанной
нами
методики
было
проведено
повторное тестирование выполнения технических действий в защите и
показателей специальной физической подготовленности (Таблица 2).
Таблица 2 – Показатели технической и специальной физической
подготовленности в экспериментальной и контрольной группах баскетболистов
14-15 лет, в конце эксперимента
Стат. показатели
Техническая подготовка
Специальная физическая подготовка
Защитные
передвиже
ния, с.
Перемещение
6х5 м, с.
Передвиже
ние в
защитной
стойке, с.
Рывок 6
м,
с
Челночный
бег 6х10 м, с
2х40 сек.
челночный
бег, м
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
Х ср.
13,23
14,00
11,68
10,99
13,23
12,64
1,76 1,79 11,40 11,64 420,40 415,30
σ
0,37
0,14
0,40
0,14
0,40
0,08
0,05 0,04
0,27
0,12
3,81
1,95
V
0,14
0,02
0,16
0,02
0,16
0,01
2,85 2,34
2,38
1,00
0,91
0,47
Sx
0,11
0,04
0,12
0,04
0,12
0,02
0,02 0,01
0,09
0,04
1,27
0,65
tр
3,3*
2,9*
3,0*
2,14*
2,44*
4,28*
tкр
2,101
P
≤0,05
Примечание: Х ср.- средняя арифметическая; σ - стандартное отклонение; V - коэффициент
вариации; Sх - стандартная ошибка; tкp - критическое значение критерия Стьюдента; tр -
расчетное значение; P - уровень значимости; * - статистически значимые изменения
.
Как видно из Таблицы 2 статистически достоверные различия между
показателями технической и специальной физической подготовленности в
экспериментальной и контрольной группах в конце эксперимента произошли во
всех тестах. В тестах технической подготовленности показатели следующие: в
тесте «Защитные передвижения» средние показатели в ЭГ составили –
13,23+0,11 с., а в КГ – 14,00+ 0,04 с.,
(
р
≤
0,05). В тесте «Перемещение 6х5 м», в
ЭГ - 11,68+0,12 с., а в КГ – 10,99+0,04 с.,
(
р
≤
0,05) и соответственно в тесте
«Передвижение в защитной стойке» в ЭГ – 13,23+0,12 с., а в КГ- 12.64+0,02 с.,
(
р
≤
0,05).
Так же рассмотрим изменения показателей специальной физической
подготовленности в тесте «Рывок 6 м» результаты ЭГ составили - 1,76+0,02 с., а
в КГ 1,79+0,01 с., при (р≤0,05). В тесте «Челночный бег 6х10 м» результаты ЭГ
составили 11,4+0,09 с., а в КГ соответственно в конце эксперимента 11,64+0,04
с. при (р≤0,05). В тесте «2х40 сек. челночный бег» средние показатели ЭГ
составили – 420,4+1,27 м., а в КГ – 415,3+0,65 м., при (р≤0,05).
На основании полученных данных нами был проведен корреляционный
анализ
зависимости
выполнения
технических
тестов
от
показателей
специальной физической подготовленности (Таблица 3).
Таблица 3 – Корреляционный анализ между специальной физической и
технической подготовкой баскетболистов 14-15 лет в экспериментальной
группе
Специальная
физическая подготовка
Техническая подготовка
Защитные
передвижения, с.
Перемещение
6х5 м, с.
Передвижение в
защитной стойке, с.
Скоростно-силовые тесты
0,132
0,316
0,463
0,168
0,371
0,334
Специальная выносливость
0,820
0,619
0,105
Проявления в умеренной степени произошли по всем трем тестам:
скоростно-силовые показатели теста «Рывок 6м» и «Челночный бег 6х10»,
оказало слабое воздействие на защитные передвижения, а на «Перемещение
6х5м» и на «Передвижение в защитной стойке» умеренное. А контрольное
тестирование специальной выносливости «2х40с» реагирования с высокой
степенью проявилось в «Защитных передвижениях» умеренно в «Перемещение
5х6 м», и слабо в «Передвижение в защитной стойке».
Вывод. На основании полученных данных полученных нами в конце
эксперимента
можно
заключить,
что
разработанная
нами
методика
совершенствования
индивидуальных
защитных
действий
баскетболистов
оказала позитивное влияние на эффективность выполнения индивидуальных
действий игроков в защите, а также на улучшение показателей специальной
физической подготовки баскетболистов. В конце исследования был проведен
корреляционный
анализ
для
определения
уровня
взаимосвязи
между
исследуемыми
показателями.
Результаты
исследований
позволяют
констатировать, что взаимосвязь между показателями специальной физической
подготовленностью и техническими действиями в защите существует и она
является положительной.
Список литературы
1.
Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера / А. Я. Гомельский. –
Москва: 1997. – 223 с.
2.
Кэпел, Дж. Формирование личной защиты // Баскетбол: научно-
методический вестник / Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевич и
др. – Санкт-Петербург: Олимп, 2009. – 93 с.
3.
Никитушкин, В.Г. Должные нормы физической и технической
подготовленности баскетболистов на этапе тренировки / В.Г. Никитушкин,
В.М. Орлова, Г.Н. Максименко // Теория и практика физической культуры. –
2014. – № 5. – 78 с.
4.
Портнов,
Ю.М.
Основы
подготовки
квалифицированных
баскетболистов / Ю.М. Портнов, Л.В. Костикова, А.В. Родионов, В.Г.
Луничкин. - Москва: ГЦОЛИФК, 2012. – 67 с.
5.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине теория и
методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры
(баскетбол) / Ю.Н. Емельянова, И.Е. Коновалов, О.В. Матвиенко, Н.А.
Серебренникова, В.П. Шаган, С.О. Солдатова. – Казань: Отечество, 2019. - 171
с. с ил.: