Напоминание

Методика совершенствования индивидуальных действий в защите баскетболисток 14-15 лет


Авторы: Замалеев Азамат Аледдинович, Второва Наталья Анатольевна
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Методика совершенствования индивидуальных действий в защите баскетболисток 14-15 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика совершенствования индивидуальных действий в защите

баскетболистов 14-15 лет

Аннотация.

В статье рассмотрены проблемы и основные показатели

индивидуальной игры в защите баскетболистов 14-15 лет. В основе таких

действий в первую очередь лежит техническая, тактическая и специально-

физическая подготовка баскетболистов. Авторами представлены результаты

исследования показателей индивидуальных действий игроков в защите и их

специальной физической подготовленности после внедрения специально

разработанной методики.

Ключевые слова. Баскетболисты 14-15 лет, индивидуальные действия в

защите, специальная физическая подготовка.

Актуальность.

Актуальность

избранной

темы,

продиктована

необходимостью

универсализации

индивидуальных

защитных

действий,

являющихся основой командной защиты, повышения физических кондиций

игроков,

изучение

специфических

приемов

против

игроков

нападения,

владеющих мячом, и без него [1].

В условиях игровой деятельности индивидуальные действия игры в

защите подразумевают, не только технические и тактические стороны

подготовки, но и специальную физическую и психологическую (морально-

волевая и т.д.) [5].

Цель защитных действий – нейтрализовать, либо ослабить нападение

противника, не дать игроку с мячом свободно двигаться по площадке,

выполнять передачи или самый основной прием это выполнить результативный

бросок

[

2].

Таким образом, активные, рациональные индивидуальные защитные

действия каждого игрока разрушают результативность командной игры в

нападении противника и создают благоприятный фон для эффективных

действий в нападении собственной команды

[

4].

Целью исследования

является разработка и проверка эффективности

методики

совершенствования

индивидуальных

действий

в

защите

баскетболистов 14-15 лет.

Методы и организация исследования. Для достижения заявленной цели

исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение

литературы,

педагогическое

наблюдение,

педагогический

эксперимент,

педагогическое тестирование, метод математической статистики.

Эксперимент проводился на базе СШОР Вахитовского района г. Казани.

Для проведения экспериментального исследования нами организованы две

группы баскетболистов 14-15 лет – экспериментальная группа (ЭГ), 10 человек,

СШОР «Вахитовского района» и контрольная группа (КГ), 10 человек, СШ

«Уникс-Юниор».

Результаты исследования. Эффективность защитных планов команды

определяется индивидуальными способностями каждого игрока. Современные

принципы защиты сделали из пассивного защитника сохраняющего место

между корзиной и подопечным, смелого, агрессивного атакующего игрока.

Именно поэтому в экспериментальную часть нашего исследования входила

разработка и апробирование новой методики для совершенствования защитных

действий, в которой было чередование упражнений для совершенствования

специальной физической подготовленности игроков и технических действий в

защите.

В ходе исследования были использованы контрольные тесты по

нормативам

технической

подготовленности

и

специальной

физической

подготовленности, которые включают в себя основные виды передвижений в

защите,

и

основные

показатели

кондиционной

подготовки,

которые

необходимы для игроков при выполнении защитных действий [3].

Исходные показатели контрольных тестов в экспериментальной и

контрольной группах показали, что группы однородны, так как статистически

значимых различий не имеют, следовательно, могут быть подвергнуты нашему

эксперименту. Нами было принято решение внедрить в тренировочный процесс

экспериментальной группы, разработанную нами методику.

Основным отличием экспериментальной методики от традиционной

является

акцент

на

чередование

упражнений

на

совершенствование

специальной физической подготовки и соответственно технических элементов

и действий в защите. Методика разрабатывалась с учетом поставленных задач

и основная цель этой методики повышение показателей технической и

специальной физической подготовленности. Разработанная нами методика

рассчитана на 10 недельных микроциклов (5-2) – подготовительного периода.

Методика включала в себя 4 основных комплекса упражнений, 2 из

которых направленных на совершенствование индивидуальных защитных

действий,

а

2

на

совершенствование

специальной

физической

подготовленности.

Для

комплексов

отводилось

от

30

до

40

минут

тренировочного времени. Основные методы: повторно-переменный, игровой,

сопряженный и метод моделирования (Таблица 1).

Таблица 1 – Методика совершенствования индивидуальных защитных действий

баскетболистов 14-15 лет

Содержание

Объем и

интенсивность

Метод

ы

Комплекс №1

1. Специальная физическая подготовка (перемещения,

работа «в плоском треугольнике», на сильной и

слабой стороне от мяча).

2. Специальная физическая подготовка (перемещения

против игрока с мячом «штык», работа «в плоском

треугольнике с закрытой стойкой на получение», на

сильной стороне от мяча, против игрок в разной).

10% тренировочного

времени высокой

(70-80% от максим.

интенсивности)

Повтор

но-

переме

нный,

сопряж

енный

Комплекс №2

1. Индивидуальные технические действия в защите

без мяча.

2. Индивидуальные технические действия в защите с

мячом.

30%

тренировочного

времени умеренной

(50-60% от максим.

интенсивности)

Комплекс №3

1. Специальная физическая подготовка (движения во

время прессинга и активной формы защиты, работа

«против игроков разного амплуа», на сильной и

стороне от мяча).

2. Специальная физическая подготовка (против игрока

с

мячом

«дабл»,

работа

«упреждающие

50%

тренировочного

времени умеренной

(70-80% от максим.

интенсивности)

Игрово

й и

метод

и

модели

ровани

я

переключение», на сильной стороне от мяча, против

игрок в разной позиции).

Комплекс № 4

1. Индивидуальные технико-тактические действия в

защите без мяча.

2. Индивидуальные технико-тактические в защите с

мячом.

50%

тренировочного

времени умеренной

(70-80% от максим.

интенсивности)

Сопря

женны

й

После

внедрения

разработанной

нами

методики

было

проведено

повторное тестирование выполнения технических действий в защите и

показателей специальной физической подготовленности (Таблица 2).

Таблица 2 – Показатели технической и специальной физической

подготовленности в экспериментальной и контрольной группах баскетболистов

14-15 лет, в конце эксперимента

Стат. показатели

Техническая подготовка

Специальная физическая подготовка

Защитные

передвиже

ния, с.

Перемещение

6х5 м, с.

Передвиже

ние в

защитной

стойке, с.

Рывок 6

м,

с

Челночный

бег 6х10 м, с

2х40 сек.

челночный

бег, м

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Х ср.

13,23

14,00

11,68

10,99

13,23

12,64

1,76 1,79 11,40 11,64 420,40 415,30

σ

0,37

0,14

0,40

0,14

0,40

0,08

0,05 0,04

0,27

0,12

3,81

1,95

V

0,14

0,02

0,16

0,02

0,16

0,01

2,85 2,34

2,38

1,00

0,91

0,47

Sx

0,11

0,04

0,12

0,04

0,12

0,02

0,02 0,01

0,09

0,04

1,27

0,65

3,3*

2,9*

3,0*

2,14*

2,44*

4,28*

tкр

2,101

P

≤0,05

Примечание: Х ср.- средняя арифметическая; σ - стандартное отклонение; V - коэффициент

вариации; Sх - стандартная ошибка; tкp - критическое значение критерия Стьюдента; tр -

расчетное значение; P - уровень значимости; * - статистически значимые изменения

.

Как видно из Таблицы 2 статистически достоверные различия между

показателями технической и специальной физической подготовленности в

экспериментальной и контрольной группах в конце эксперимента произошли во

всех тестах. В тестах технической подготовленности показатели следующие: в

тесте «Защитные передвижения» средние показатели в ЭГ составили –

13,23+0,11 с., а в КГ – 14,00+ 0,04 с.,

(

р

0,05). В тесте «Перемещение 6х5 м», в

ЭГ - 11,68+0,12 с., а в КГ – 10,99+0,04 с.,

(

р

0,05) и соответственно в тесте

«Передвижение в защитной стойке» в ЭГ – 13,23+0,12 с., а в КГ- 12.64+0,02 с.,

(

р

0,05).

Так же рассмотрим изменения показателей специальной физической

подготовленности в тесте «Рывок 6 м» результаты ЭГ составили - 1,76+0,02 с., а

в КГ 1,79+0,01 с., при (р≤0,05). В тесте «Челночный бег 6х10 м» результаты ЭГ

составили 11,4+0,09 с., а в КГ соответственно в конце эксперимента 11,64+0,04

с. при (р≤0,05). В тесте «2х40 сек. челночный бег» средние показатели ЭГ

составили – 420,4+1,27 м., а в КГ – 415,3+0,65 м., при (р≤0,05).

На основании полученных данных нами был проведен корреляционный

анализ

зависимости

выполнения

технических

тестов

от

показателей

специальной физической подготовленности (Таблица 3).

Таблица 3 – Корреляционный анализ между специальной физической и

технической подготовкой баскетболистов 14-15 лет в экспериментальной

группе

Специальная

физическая подготовка

Техническая подготовка

Защитные

передвижения, с.

Перемещение

6х5 м, с.

Передвижение в

защитной стойке, с.

Скоростно-силовые тесты

0,132

0,316

0,463

0,168

0,371

0,334

Специальная выносливость

0,820

0,619

0,105

Проявления в умеренной степени произошли по всем трем тестам:

скоростно-силовые показатели теста «Рывок 6м» и «Челночный бег 6х10»,

оказало слабое воздействие на защитные передвижения, а на «Перемещение

6х5м» и на «Передвижение в защитной стойке» умеренное. А контрольное

тестирование специальной выносливости «2х40с» реагирования с высокой

степенью проявилось в «Защитных передвижениях» умеренно в «Перемещение

5х6 м», и слабо в «Передвижение в защитной стойке».

Вывод. На основании полученных данных полученных нами в конце

эксперимента

можно

заключить,

что

разработанная

нами

методика

совершенствования

индивидуальных

защитных

действий

баскетболистов

оказала позитивное влияние на эффективность выполнения индивидуальных

действий игроков в защите, а также на улучшение показателей специальной

физической подготовки баскетболистов. В конце исследования был проведен

корреляционный

анализ

для

определения

уровня

взаимосвязи

между

исследуемыми

показателями.

Результаты

исследований

позволяют

констатировать, что взаимосвязь между показателями специальной физической

подготовленностью и техническими действиями в защите существует и она

является положительной.

Список литературы

1.

Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера / А. Я. Гомельский. –

Москва: 1997. – 223 с.

2.

Кэпел, Дж. Формирование личной защиты // Баскетбол: научно-

методический вестник / Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевич и

др. – Санкт-Петербург: Олимп, 2009. – 93 с.

3.

Никитушкин, В.Г. Должные нормы физической и технической

подготовленности баскетболистов на этапе тренировки / В.Г. Никитушкин,

В.М. Орлова, Г.Н. Максименко // Теория и практика физической культуры. –

2014. – № 5. – 78 с.

4.

Портнов,

Ю.М.

Основы

подготовки

квалифицированных

баскетболистов / Ю.М. Портнов, Л.В. Костикова, А.В. Родионов, В.Г.

Луничкин. - Москва: ГЦОЛИФК, 2012. – 67 с.

5.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине теория и

методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры

(баскетбол) / Ю.Н. Емельянова, И.Е. Коновалов, О.В. Матвиенко, Н.А.

Серебренникова, В.П. Шаган, С.О. Солдатова. – Казань: Отечество, 2019. - 171

с. с ил.:



В раздел образования