Напоминание

"Роль концертмейстера в достижении художественной выразительности исполнения крупной формы на примере концерта для домры А.Н.Лоскутова"


Автор: Тимофеева Татьяна Дмитриевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №47 им. М.Ф.Мацулевич"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль концертмейстера в достижении художественной выразительности исполнения крупной формы на примере концерта для домры А.Н.Лоскутова"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему: «Роль концертмейстера в достижения художественной

выразительности исполнения крупной формы на примере концерта для домры

А.Н. Лоскутова» -

Тимофеевой Т.Д., концертмейстера МБУ ДО «Детская школа искусств №47

им.М Ф Мацулевич» г.Новокузнецк, Кемеровская область

Цель: Обобщить исполнительские навыки, необходимые концертмейстеру для

достижения художественной выразительности исполнения концерта для домры.

Задачи:

Сформировать представление о жанре концерта для сольного инструмента с

оркестром (фортепиано) и определить творческие, технические задачи и методы

их решения в процессе совместной работы с учащимся.

Концерт начал зарождаться в XVI–XVII веках. Понятие «концерт» охватывало

большое количество музыки, включая как вокальные, так и инструментальные

композиции. Далее термин «концерт» постепенно закреплялся за трехчастным

циклом для солиста и оркестра. То есть концерты как правило имели три части,

и форма чередовалась по системе темповых контрастов - «быстро – медленно –

быстро».

В

творчестве

итальянских

композиторов

XVIII

в.

сформировались

определяющие жанр сольного концерта принципы. Важнейший из них –

взаимодействие

оркестра

и

солиста,

реализуемое

в

двух

планах

состязательности

их

виртуозных

возможностей

и

тембро-фактурного

взаимообогащения. Виртуозность сольной партии стал неизменным атрибутом

жанра.

Сущность, идея концертирования заключается не только в виртуозном блеске

исполнителя солиста, но в экспрессии его диалога с оркестром (фортепиано).

Лоскутов Анатолий Николаевич (29.04.1949-4.05.2006) - домрист, композитор,

дирижёр, педагог. В 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию Н.А.

Римского-Корсакова по классу домры, затем преподавал в ней. Примерно в это

время произошло его увлечение композиторской деятельностью. Он является

автором большого количества пьес для домры, оркестра народных инструментов

и народных ансамблей. Так же он является создателем оркестра народных

инструментов в городе Калининграде.

Как и у любого музыкального произведения, у концерта есть форма. У данного

концерта это сложная трехчастная форма. Звучат различные темы, происходит

диалог солиста и фортепиано (оркестра). В первой части концерта проходят две

темы. Первая и главная тема концерта сильная, волевая, решительная.

После того как тема прозвучит у домры, наступает пауза и в это время эта же

тема звучит в оркестре или у фортепиано.

Вторая тема в первой части концерта светлая, мелодичная и песенная. Если

сравнивать эти две темы, то ритмически первая по характеру ближе к маршу, а

вторая к песне. Солисту необходимо найти такое ведение звука, такую

фразировку этих тем, чтобы подчеркнуть особенности характера этих тем.

В первой части есть еще одна тема, которая связывает первую тему со второй –

она так и называется – связующая. Нужно обратить внимание на некоторые

технические трудности, которые встречаются, в правой руке нужно сыграть эту

тему ритмически стабильно.

В

связующей

теме

на

протяжении

восьми

тактов

непрерывно

идут

шестнадцатые ноты. При том семь тактов они идут на forte, а в восьмом такте

происходит diminuendo до mp. Кроме того в этих тактах есть мелодические

взлеты, порывы, немало виртуозных задач и в левой руке.

Для музыкантов первоочередной задачей должна быть идея донесения смысла

исполняемого музыкального произведения. А значит видя всю мелодическую

красоту, которую в эту тему заложил А.Н. Лоскутов, нам необходимо с одной

стороны остаться точными в смысле ритма, но одновременно с этим избежать в

этом месте «этюдности». Важно чтобы это место было звукоизобразительным,

порывистым,

и

чтобы

все

мелодические

метания

и

взлеты

были

проинтонированы.

Во второй части звучат темы из первой части: первая, связующая и вторая. Но в

другой тональности. Далее следует каденция. Это то место в концерте, где

домрист остается один, без сопровождения, и играет соло.

Каденция в концерте для любого инструмента прекрасная возможность

показать, продемонстрировать весь арсенал, всю силу, весь блек своей природы.

Именно поэтому многие композиторы даже дают возможность исполнителям

самим написать каденцию. В исполнении каденции важна в первую очередь

подлинная красота природы звука инструмента. Несомненно, все богатство

выразительный приемов так же важно, но фундамент всего – это звук, звучание.

Каденция ассоциируется с речью, человек пытается сказать что-то очень

важное, говорит и не понимает, слышат его или нет, понимают его или не

понимают, и вдруг все замолкают и слушают только его. И он свою мысль, свою

идею рассказывает, осознавая, что его слышат, понимают.

В каденции можно увидеть как подробно автор выписывает ускорение,

замедление, игру в темпе, ферматы. Во всем этом видно насколько музыка в

каденции предполагает порывистость, ожидание чего-то и т.д.

Третья часть – это реприза, идет повтор тем, но это не значит что нужно

исполнить музыкальный материал точно так же. Его нужно сыграть иначе.

Даже сам нотный текст, сформирован иначе. Если продолжать линию

героическую, то видно, что герой от начала свой истории доходя до конца

изменяется. Это тот же герой, но он, проходя испытания, одерживая победы

становиться другим. И музыкальная мысль вначале и в конце произведения

внутренне должна отличатся.

Деятельность концертмейстера начинается уже с самых первых уроков.

Вся работа над музыкальным произведением от фрагментарного прочтения до

целостного охвата композиции проходит при его непосредственном участии.

Конечно, учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает нотный текст. Но он

твердо знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в

сопровождении опытного пианиста. Между учеником и концертмейстером

возникает творческая связь, сотрудничество, которое будет направлено на

раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения.

По

словам

Е.М.Шендеровича

«…в

деятельности

концертмейстера

объединяются педагогические, психологические, творческие функции» и их

трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

В совместной работе с преподавателем необходимо помочь ученику овладеть

произведением

и

подготовить

его

к

концертному

выступлению.

Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные представления,

лучше понять, усвоить и передать содержание произведения, укрепляет

интонацию, развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность

исполнения партий.

Заключение

Важность исполнения концертов для исполнителя домриста и музыканта

в целом, невозможно переоценить. В концерте, как в жанре, важно прививать

ученику чувство формы, чувство краски тональности, желание преодолевать

трудности многогранно посмотрев на них, увидев конкретные исполнительские

задачи. А также, всегда напоминать ученику, что артист, творческий человек не

должен произносить «пустые ноты» - в таком случае теряется заложенный в

произведение автором смысл. А также образы и идеи, которые музыкант

вкладывает в свое исполнение помогают раскрепощению игрового аппарата и в

концертном исполнении значительно снижают сценическое волнение молодого

артиста.

Концерт прозвучит в исполнении учащейся по классу домры (8 кл.)

Додарбековой Малики, преп.Янгибаева С.С., концертмейстер Тимофеева Т.Д.

Список литературы

1. Алексеев А. Воспитание музыканта – исполнителя. / Советская музыка, №2.

1980.

2. Гинзбург Л. о работе над музыкальными произведениями. 4-е изд. М.,

1981.

3. Коган Г. О работе музыканта-педагога. Сб.: Вопросы музыкальной

педагогики, №1. – М. 1979.

4. Попова Т. «Русская народная инструментальная музыка». М., 1977



В раздел образования