Напоминание

Формирование познавательной активности у детей с ТНР посредством разных педагогических технологий в различных видах детской деятельности для успешной социализации


Автор: Хурамшина Светлана Абдулкарамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№562-детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательной активности у детей с ТНР посредством разных педагогических технологий в различных видах детской деятельности для успешной социализации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование познавательной активности у детей с ТНР посредством

разных педагогических технологий в различных видах детской

деятельности для успешной социализации.

В настоящее время вопросы социализации детей с недостатками речи

и, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в условиях

дошкольного образовательного учреждения стали более актуальными. К

сожалению, с каждым годом мы видим увеличение детей в группах

дошкольных организаций с сочетанной патологией недоразвития речи, и

конечно, данный факт требует постоянного внимания со стороны педагогов и

постоянного поиска эффективных форм работы.

Вхождение

в

социум

детей

с

особыми

образовательными

потребностями, с ТНР затруднено целым рядом причин, среди которых

нарушение познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы,

проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана. Многие из

детей испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. У

детей с ТНР наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность

эмоционального реагирования. Нередко это проявляется в том, что ребенок

непопулярен, замкнут, бывает агрессивен по отношению к сверстникам,

впоследствии все эти проблемы формируют комплекс неполноценности.

Раннее включение ребенка в образовательный процесс поможет

заложить основы социально сформировавшейся личности.

Проанализировав проблему социализации детей 5 - 7 лет с тяжелыми

нарушениями речи, мной была проведена работа по созданию в группе

детского

сада

педагогических

условий,

способствующих

успешной

интеграции

дошкольников

в

общество

нормально

развивающихся

сверстников.

В практике работы по формированию социальной и коммуникативной

компетентности с воспитанниками 5-7 лет с ТНР были адаптированы и

использованы современные педагогические образовательные технологии:

технология К.Бэйна «Утренний сбор», технология проектной деятельности,

технология исследовательской деятельности, технологии ТРИЗ (Теория

Решения Изобретательских Задач) ,психогимнастика.

Технология «Утреннего Сбора» задает тон для дружеского общения и

устанавливает

атмосферу

доверия,

основанную

на

демократических

принципах на весь день. Каждое утро я собираю детей в круг с помощью

колокольчика на 10-15 минут. Во время этого режимного момента дети

учатся приветствовать друг друга, что способствует принятию детьми норм

поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению.

Использование

проектной

деятельности

в

педагогической

деятельности в качестве способа организации образовательного процесса,

способствует развитию у дошкольников с ТНР полноценной речевой

деятельности, повышает эффективность коррекции речевого недоразвития,

помогает в социальной адаптации и формированию целостного развития

дошкольников.

При

активном

участии

родителей

воспитанников

реализованы

исследовательско - творческие проекты: «Хлеб всему голова», «Дом для

любимого героя». Постоянная работа с родителями, вовлечение их в

проектную деятельность позволяют родителям иначе взглянуть на своего

ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы,

направленной на социализацию и коррекцию речи детей с ТНР.

В процессе работы с детьми - логопатами разработана и внедрена в

практику система работы по формированию коммуникативной и социальной

компетентности детей с ТНР в процессе организации познавательно –

исследовательской деятельности. В неё вошли: серия занятий на тему

«Свойства воды», сценарии сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория»,

алгоритмы

проведения

экспериментальной

деятельности,

описание

простейших опытов.

Для развития познавательной инициативы в группе был создан центр

экспериментальной деятельности «Юный лаборант». В уголке «Юный

лаборант» дети проводили элементарную экспериментальную деятельность,

закрепляя полученные ранее способы экспериментирования, активизировали

пассивный словарь, упражнялись в построении связного высказывания,

учились работать с партнерами, в коллективе.

Для формирования монологической речи я использовала ТРИЗ. Также

включение ТРИЗ в педагогическую деятельность формирует у детей

способности быстро и нестандартно решать любые жизненные задачи,

развивает интерес к необычному, новому. Наиболее интересными для детей

оказались метод «маленьких человечков», когда совместно с детьми мы

изучали свойства воды, а также задания «Полезное и вредное в окружающей

среде», направленные на развитие вариативного мышления.

Одной из проблем при работе с детьми с ТНР является то, что эти дети

не умеют контролировать свои эмоции, не могут быстро успокоится после

сложной

ситуации.

Контролирование

эмоций,

умение

расслабляться

является важным условием для становления естественной речи и правильных

телодвижений.

Поэтому

важно

научить

детей

снимать

мышечное

и

эмоциональное напряжение. Для решения этой проблемы я использовала

упражнения,

которые помогают

расслаблять

мышцы рук,

ног,

лиц,

туловища.

Данная

система

работа

способствовала

достижению

конечного

результата коррекционного – развивающей работы в группе с детьми с ТНР -

98 % выпускников стали учащимися массовых общеобразовательных школ.

Всестороннее изучение детей, оценка их реальных возможностей,

тесная связь с семьей дают возможность оказывать социальную помощь

детям:

помочь

им

наладить

общение

со

сверстниками,

создать

положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной

социализации ребенка с тяжелыми нарушениями речи в обществе.



В раздел образования