Автор: Хурамшина Светлана Абдулкарамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№562-детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательной активности у детей с ТНР посредством разных педагогических технологий в различных видах детской деятельности для успешной социализации
Раздел: дошкольное образование
Формирование познавательной активности у детей с ТНР посредством
разных педагогических технологий в различных видах детской
деятельности для успешной социализации.
В настоящее время вопросы социализации детей с недостатками речи
и, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в условиях
дошкольного образовательного учреждения стали более актуальными. К
сожалению, с каждым годом мы видим увеличение детей в группах
дошкольных организаций с сочетанной патологией недоразвития речи, и
конечно, данный факт требует постоянного внимания со стороны педагогов и
постоянного поиска эффективных форм работы.
Вхождение
в
социум
детей
с
особыми
образовательными
потребностями, с ТНР затруднено целым рядом причин, среди которых
нарушение познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы,
проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана. Многие из
детей испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. У
детей с ТНР наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность
эмоционального реагирования. Нередко это проявляется в том, что ребенок
непопулярен, замкнут, бывает агрессивен по отношению к сверстникам,
впоследствии все эти проблемы формируют комплекс неполноценности.
Раннее включение ребенка в образовательный процесс поможет
заложить основы социально сформировавшейся личности.
Проанализировав проблему социализации детей 5 - 7 лет с тяжелыми
нарушениями речи, мной была проведена работа по созданию в группе
детского
сада
педагогических
условий,
способствующих
успешной
интеграции
дошкольников
в
общество
нормально
развивающихся
сверстников.
В практике работы по формированию социальной и коммуникативной
компетентности с воспитанниками 5-7 лет с ТНР были адаптированы и
использованы современные педагогические образовательные технологии:
технология К.Бэйна «Утренний сбор», технология проектной деятельности,
технология исследовательской деятельности, технологии ТРИЗ (Теория
Решения Изобретательских Задач) ,психогимнастика.
Технология «Утреннего Сбора» задает тон для дружеского общения и
устанавливает
атмосферу
доверия,
основанную
на
демократических
принципах на весь день. Каждое утро я собираю детей в круг с помощью
колокольчика на 10-15 минут. Во время этого режимного момента дети
учатся приветствовать друг друга, что способствует принятию детьми норм
поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению.
Использование
проектной
деятельности
в
педагогической
деятельности в качестве способа организации образовательного процесса,
способствует развитию у дошкольников с ТНР полноценной речевой
деятельности, повышает эффективность коррекции речевого недоразвития,
помогает в социальной адаптации и формированию целостного развития
дошкольников.
При
активном
участии
родителей
воспитанников
реализованы
исследовательско - творческие проекты: «Хлеб всему голова», «Дом для
любимого героя». Постоянная работа с родителями, вовлечение их в
проектную деятельность позволяют родителям иначе взглянуть на своего
ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы,
направленной на социализацию и коррекцию речи детей с ТНР.
В процессе работы с детьми - логопатами разработана и внедрена в
практику система работы по формированию коммуникативной и социальной
компетентности детей с ТНР в процессе организации познавательно –
исследовательской деятельности. В неё вошли: серия занятий на тему
«Свойства воды», сценарии сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория»,
алгоритмы
проведения
экспериментальной
деятельности,
описание
простейших опытов.
Для развития познавательной инициативы в группе был создан центр
экспериментальной деятельности «Юный лаборант». В уголке «Юный
лаборант» дети проводили элементарную экспериментальную деятельность,
закрепляя полученные ранее способы экспериментирования, активизировали
пассивный словарь, упражнялись в построении связного высказывания,
учились работать с партнерами, в коллективе.
Для формирования монологической речи я использовала ТРИЗ. Также
включение ТРИЗ в педагогическую деятельность формирует у детей
способности быстро и нестандартно решать любые жизненные задачи,
развивает интерес к необычному, новому. Наиболее интересными для детей
оказались метод «маленьких человечков», когда совместно с детьми мы
изучали свойства воды, а также задания «Полезное и вредное в окружающей
среде», направленные на развитие вариативного мышления.
Одной из проблем при работе с детьми с ТНР является то, что эти дети
не умеют контролировать свои эмоции, не могут быстро успокоится после
сложной
ситуации.
Контролирование
эмоций,
умение
расслабляться
является важным условием для становления естественной речи и правильных
телодвижений.
Поэтому
важно
научить
детей
снимать
мышечное
и
эмоциональное напряжение. Для решения этой проблемы я использовала
упражнения,
которые помогают
расслаблять
мышцы рук,
ног,
лиц,
туловища.
Данная
система
работа
способствовала
достижению
конечного
результата коррекционного – развивающей работы в группе с детьми с ТНР -
98 % выпускников стали учащимися массовых общеобразовательных школ.
Всестороннее изучение детей, оценка их реальных возможностей,
тесная связь с семьей дают возможность оказывать социальную помощь
детям:
помочь
им
наладить
общение
со
сверстниками,
создать
положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной
социализации ребенка с тяжелыми нарушениями речи в обществе.