Автор: Попкова Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №88 "Сказка"
Населённый пункт: Брянской области г. Брянска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование занимательного дидактического материала при формировании элементарных математических представлений.
Раздел: дошкольное образование
Использование занимательного дидактического материала при формировании
элементарных математических представлений.
На сегодненшний день формирование математических представлений играет
особую роль в развитии детей. Дошкольный возраст – важнейший стартовый
период жизни человека. Математика в этот период должна занимать важнейшее
место в интеллектуальном развитии детей.
Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требования к
уровню математических представлений выпускников детского сада. Для
умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками
математических представлений, которое активно влияют на формирование
умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и
решения различного рода практических задач, а так же для успешного обучения в
школе.
Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном
на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные
математические представления о геометрических фигурах и форме предмета.
Однако дети не всегда понимают смысл выполненных ими действий, они
выполняют их механически.
В методической литературе существует достаточное количество игр и
занимательных упражнений для развития представлений о геометрических фигурах
и форме предметов. Однако они не систематизированы, к тому же размещены в
разных источниках, поэтому их использование затрудняет практиков.
Таким образом занимательный дидактический материал должен быть
адаптирован, чтобы бы был понятен и интересен для каждого ребенка.
Одной из форм занимательного дидактического материала для детей
дошкольного возраста является Лепбук. Я воспитатель детского сада №88 «Сказка»,
в процессе работы с детьси старшего дошкольного возраста, разработала Лэпбук с
дидактическими играми и занимательными заданиями для формирования у детей
математических представлений о геометрических фигурах.
Основные требования к Лепбуку:
содержание должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой
стороны, материалы должны постоянно меняться, и дополняться.
необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;
все материалы должны быть красочно оформлены.
В моем Лепбуке представлено около 20 разнообразных занимательных
дидактических игр, которые в свою очередь меняются или дополняются в связи с
возрастом детей.
В нем представлены такие игры как:
«Геометрическое лото» цель которой состоит закреплении представлений
о геометрических фигурах, совершенствование умения видеть в окружающих
предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
«Логические блоки Дьенеша» цель которой состоит в формировании у
ребенка умение решать логические задачи на разбиение множеств по свойствам.
Развивающая игра «Танграм» Этом играм помогает детям сравнивать
геометрические фигуры по размеру, составлять из них новые геометрические
фигуры: квадратов, четырехугольников, треугольников.
«Геометрическое лото» Данная дидактическая игра способствует в развитие
внимания, логического мышления и зрительного восприятия детей. Закрепление
умения находить геометрическую фигуру определенного размера, формы и цвета.
Дидактическая игра «Умные клеточки» помогает в закрепление знания
геометрических фигур, цветов, оттенков, развитие восприятия, внимания,
логического мышления.
Головоломки с счетными палочками помогают в развитие у детей умения
осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать,
обобщать фигуры по определенному признаку.
«Геометрик» – это настольная игра, которая способствует развитию
исследовательских интересов (усвоение обобщенных знаний и способов действия,
дает возможность сенсорному, психомоторному, когнитивному развитию (развитие
мелкой моторики рук, дифференцированного восприятия, развитие сенсомоторной
памяти) ребенка, а также развитию его творческого потенциала. Кроме того,
«Геометрик» развивает логическое и пространственное мышление, воображение, а
так же способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
Необходимо отметить, что все дидактические материалы им упражнения – это
приемлемый способ получить необходимые знания дошкольнику. Проанализировав
свою работу, я сделала вывод, что играя с Лепбуком дети легко и без насилия над
личностью научились различным практическим способам сравнения, группировки
предметам по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У
детей идет накопление сенсорного опыта, но основе которого строятся знания и
представления необходимые для будущего обучения в школе, а так же для
познания окружающего мира и решения различного род практических задач.
На протяжении нескольких лет работы, это пособие доказало свою
эффективность. Интерес детей к играм размещенных в Лэпбуке не угасает на
протяжении всех лет нахождения в детском саду.
Я считаю что в моей профессиональной деятельности такая форма работы
эффективна и продуктивна, и рекомендую педагогам разработать такое
дидактическое пособие как Лепбук, которое не оставит ни одного ребенка
равнодушным.
Воспитатель МБДОУ детский сад №88 «Сказка»
Попкова Ю.М.