Автор: Анастасия Викторовна Боровик
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Останкинская СШ
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: "Формирование навыков проектной деятельности на уроках истории и обществознания"
Тема: "Использование проектной технологии"
Раздел: полное образование
Методический семинар по теме:
«Проектно-исследовательский метод, как средство творческой
самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности»
Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к
постиндустриальному
информационному.
Перемены,
происходящие
в
современном
обществе,
требуют
ускоренного
совершенствования
образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих
государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с
этим
приоритетным
направлением
становится
обеспечение
развивающего
потенциала новых федеральных государственных образовательных стандартов.
«И упало каменное слово на мою ещё живую грудь». Эти строчки я вырвала из
контекста «Реквиема» Анны Ахматовой, потому что многие из нас восприняли
«каменное слово» - ФГОС как приговор.
Для начала мне надо было понять, что такое «Современный урок»
в контексте ФГОС?
ФГОС предъявляет требования к обеспечению качества и содержания
образования- создания адаптированной системы знаний и ключевых компетенций,
опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру,
усвоение которых обеспечивает развитие личности. В основе лежит системно –
деятельностный подход, который определяет, что основополагающим элементом
системы основного образования является цель - личностные, метапредметные и
предметные результаты образования. А условием достижения цели (результатов
образования) является включение обучающихся в исследовательскую и проектную
деятельность, поскольку при этом у них происходит формирование способностей
самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания. Введение в
учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь
ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя
проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными,
повысят
эффективность
учебной
деятельности,
произойдет
развитие
у
обучающихся творческой инициативы и они
приобретут дополнительную
мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из
требований ФГОС.
Я поняла, что, обучая детей проектной деятельности и применяя полученные
ими навыки на своих уроках, я формирую все виды УУД, добиваясь предметных,
метапредметных и личностных результатов у каждого ребёнка, так как работа в
группах, а затем рефлексия (анализ собственной деятельности и деятельности
других, полученных знаний и умений) деятельности каждого позволяет охватить
всех учащихся в классе.
Задача поставлена, но далеко не все учителя понимают, как обучить
школьников навыкам проектной деятельности, особенно как это сделать в курсе
истории и обществознания, где проектная деятельность имеет ряд специфических
особенностей, среди которых социальная направленность проектов и сложность их
реализации в рамках школьного урока.
Работа в данном направлении крайне актуальна:
1. Идеи проекта связаны с реальной жизнью;
2. Принципиально меняется взаимодействие учителя и учеников на партнерское
сотрудничество;
3. Значительно повышается уровень внутренней мотивации учащихся к более
качественному овладению знаниями;
4. Имеет место быть достаточный уровень автономности учащихся при решении
проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Анализируя статистические данные опроса учителей, выяснила, что около 36 %
педагогов практически не используют метод проектов в обществоведческом курсе.
Причин несколько: это и недостаток знаний о методе проектов,
и нехватка
времени на уроке, ограниченность ресурсов и загруженность учащихся другими
предметами. Среди тех, кто включал проектную деятельность в учебный процесс,
отмечались следующие трудности использования метода проектов: отсутствие
успеха
при
первых
опытах
использования
метода
проектов
на
уроках
обществознания, слабая заинтересованность учащихся в проектной деятельности
(ученики выполняли работу без энтузиазма), мало времени и на креатив, и на
внедрение идеи в рамках урока. Помимо этого социологический опрос выявил, что
есть учителя (22 % респондентов), которые связывают учебные проекты (особенно
социальные проекты) только с внеклассной воспитательной работой или системой
дополнительного образования.
Я решила разобраться и начала изучать теорию вопроса и узнала, что в
европейских языках
слово «проект» заимствовано из латыни. Причастие
«projectus»
обозначает
«выброшенный
вперед»,
«бросающийся
в
глаза».
Первоначально «метод проектов» называли методом решения проблем, и он не
является
новым
педагогическим
явлением.
Идея
его
использования
в
образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XIX
века в сельскохозяйственных школах США. Основывался на прагматической
педагогике Дж. Дьюи и предполагал строить обучение на активной основе, в ходе
практической
деятельности
ученика,
соответствующей
его
личной
заинтересованности.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
проблематизация учебного материала;
активность ребенка;
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Чуть позже американские педагоги У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс стали
организовывать не просто активную познавательную деятельность учащихся, а
деятельность на основе сотрудничества. Они учли то, что с большим увлечением
выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им
самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета,
а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не
бывает односторонним, важны и побочные сведения.
В России эти идеи первым реализовал С.Т. Шацкий . В нашей стране более 50
лет применялся крайне редко и интерес к нему вернулся в 90-е годы в период
реформы
образования, демократизации отношений в школе
в связи с
необходимостью
развивать
активные
формы
познавательной
деятельности
учащихся. И даже сейчас ограниченное использование проектной деятельности
связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в
учебный процесс.
Проектная
и
исследовательская
деятельность
является
эффективным
технологическим средством реализации задач Стандарта.
Зачем же он нужен - метод проектов? какие целевые ориентации?
Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
Включение всех обучающихся в режим самостоятельной работы.
Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников
Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому
мышлению учеников и учителя.
Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности:
– брать на себя ответственность;
– участвовать в совместном принятии решения;
– регулировать конфликты ненасильственным путем;
– оценивать и анализировать социальные привычки,
связанные со здоровьем, с окружающей средой;
– делать свой выбор
Ценность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть
смысл творческой деятельности, в реализации собственных способностей, в
расширении
круга
интересов,
в
саморазвитии
и
самосовершенствовании
учащегося.
Я выяснила, что проекты бывают различными.
1. Практико-ориентированный проект. Имеет целью решение социальных задач.
2. Информационный проект. Разрабатывается для сбора информации о чём-либо с
целью анализа, обобщения и представления информации для широкой
аудитории.
3. Исследовательский проект. По структуре похож на научное исследование.
4. Творческий проект. Предполагает создание альманахов, театральных
постановок, фильмов, рисунков и т.п.
5. Ролевой проект. Самый сложный. Учащиеся выбирают для себя литературных
или исторических персонажей, вживаются в них и с их точки зрения пытаются
ответить на проблемные вопросы в дискуссии или монологе.
6. Языковой (лингвистический) проект. Направлен на формирование речевых
умений и навыков, изучение фольклора и др.
7. Культурологический проект. Направлен на изучение историко-географических,
этнографических, политических особенностей события, процесса и т.п.
8. Игровой проект. Узкоспециализированный, направлен на изучение
специфических терминов, профессиональное моделирование в выбранной сфере
деятельности.
9. Моно- и межпредметный и надпредметный. В первом случае он вписывается в
классно – урочную систему, а другие виды проектов чаще используются во
внеурочной деятельности.
Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач
исследовательским методом является
одним из наиболее мощных методов
построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих
представлений.
Ценность
исследовательской
деятельности
заключается
в
возможности увидеть смысл творческой деятельности, в реализации собственных
способностей,
в
расширении
круга
интересов,
в
саморазвитии
и
самосовершенствовании учащегося.
Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную
деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для
научного исследования.
Изучив теорию вопроса, я проработала этапы создания проекта:
1.
Организационно- установочный;
2.
Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта; Успех
любой работы зависит от четко сформулированной цели исследования и его
задачи. Цель работы должна быть конкретной, чёткой, чтобы ясно выделить
вопрос, на который хотим получить ответ. При постановке задач школьник
должен сформулировать для чего делалась работа, что надо наблюдать,
выяснить, узнать.
3.
Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся; После
постановки цели и задач идет выбор методов исследования. Хорошо
продуманный и подобранный метод исследования создаёт основу его успеха.
4.
Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп
учащихся, подбор необходимых материалов; Затем предоставляется ученику
план исследования с приблизительным указанием временных промежутков
5.
Работа над проектом; Сбор научных фактов осуществляется учеником с
соблюдением правил, проверенных практикой. В ходе исследования
учащиеся совершенствуют навыки конспектирования материала, выделения
главного, подготовки самостоятельных аргументированных выводов.
Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы
проявляется и в развитии личности самого преподавателя, способного
эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятия
исследовательской деятельностью способствуют расширению кругозора
учащихся и руководителя
6.
Подведение итогов, оформление результатов; Важно научить школьников
доводить любое начатое дело до логического завершения .Четкие и понятные
выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами.
7.
Презентация проекта. Затем работу нужно представить и защитить, ответив
на вопросы слушателей и оппонентов. Для этого необходимо хорошее знание
материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость
мышления.
Таким образом, при организации исследовательской деятельности учащихся
необходимо осознавать, что исследовательская деятельность – это организованная
познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре
соответствует научной деятельности.
Всем известен тот факт, что в старших классах снижается уровень творческой
активности обучающихся, характерный для большинства из них:
–
Чувство новизны – в среднем у 55% учащихся
–
Критичность – в среднем у 61% учащихся
–
Способность преобразовать структуру объекта – в среднем у 56% учащихся
–
Направленность на творчество – в среднем у 50% учащихся.
Большинство обучающихся стараются занимать в учебном процессе пассивную
роль и поэтому уже в 7 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к
изучению истории. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник
школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного
движения в информационных полях.
Снижение интереса школьников к изучению истории, понижение творческой
активности учеников заставило задуматься над этой проблемой. Более глубоко
была изучена методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме
мотивации учения и сделан вывод о необходимости развития творческой
составляющей у учащихся.
Наиболее конструктивным решением проблемы стало создание таких условий в
обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в
полной мере выразить свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении
учащихся к исследовательской деятельности на уроках истории.
Эта
технология
способствует
развитию
самостоятельной,
активно
развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.
Одной из причин
снижения интереса к изучению истории является
несоответствие объёма информации, которую учащийся должен освоить, и
отводимым для этого временем в рамках школьного урока.
Может
ли
подобная
ситуация
способствовать
развитию
творческих
способностей?
Возникает противоречие между
традиционными
методами
и
формами
обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью
применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого
начала личности школьника.
Помочь
в
разрешении
данного
противоречия
может
внедрение
исследовательской технологии на уроках истории.
В процессе исследовательской деятельности происходит формирование и
развитие важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе,
теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете -
становление субъектности учащихся. Следовательно, ведущий педагогический
опыт заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию
интеллектуальных способностей учащихся, усилении их мотивации в изучении
истории на основе использования проектно-исследовательского метода как
средства
творческой
самореализации
учащихся
в
учебно-познавательной
деятельности.
В настоящее время в качестве одной из важнейших задач общего образования
рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который
был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих
и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера.
Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового,
ранее неизвестного.В процессе исследования у обучающихся формируются
универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию,
к
самоанализу,
самоцелеполаганию,
самоорганизации,
самоконтролю
и
самооценке; значительно расширяется кругозор в предметных областях;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение
алгоритма научного исследования; наилучшим образом развиваются творческие
задатки.
Следовательно, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из
мощных инструментов в формировании творческих способностей школьников.
Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично
меняющейся
обстановки
в
обществе
и
к
столкновению
с
неизвестными
проблемами в будущем.
Чтобы добиться повышения интереса учащихся к изучению истории, нужно
сделать обучение желанным процессом. А это возможно благодаря развитию
творческих способностей школьников.
К творческим способностям следует отнести:
- стремление исследовать и открывать новое;
- гибкость в мышлении;
- способность находить нестандартные пути решения проблемы.
Подобный
вид
деятельности
в
области
истории
формирует
навыки
самостоятельной
работы
различными
источниками,
способствует
развитию
творческих способностей ученика.
Опыт исследовательской и творческой работы является сегодня самым важным
приобретением ребенка. Исследовательская деятельность учащихся предоставляет
большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и
его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между
теоретическими
знаниями
и
практикой,
позволяет
формировать
активную
жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и
навыки.
Из опыта работы
В ходе своей работы выяснила, что учащимся 5–6 классов легче и интереснее
заниматься информационными и творческими проектами. В моём 5 классе больше
творческих проектов (защита рисунков, инсценировок, создание брошюр).
Творческие задания мною предлагаются с 5 класса после изучения основных
тем. Они включают в себя:
1. выполнение рисунка, отображающего историческую эпоху;
2. составление кроссворда по пройденным темам;
3. написать сочинение-путешествие в прошлые цивилизации.
Осуществление подобных работ значительно повышает интерес к предмету и
стимулирует познавательную активность учеников.
В частности ребята
на уроках обществознания работали
успешно над
проектами :
1. «Идеальная школа будущего;
2. «Профессии моей семьи» или «Моя будущая профессия»;
3. «Творчество в науке и искусстве».
В 7 классе уже работы усложняются, помимо составления описания событий
от имени исторического персонажа, составляются газетные публикации, интервью,
мемуары, листовки, прокламации, проводятся пресс-конференции и учебные суды.
Так результатом ребят стало издание литературного альманаха, который они
защищали в районе и заняли почетное 3 место.
Важным условием развития исследовательских умений и навыков остается
внеурочная деятельность. 7- 9-классники не только участвуют в различных
мероприятиях, но и способны самостоятельно проводить и даже разрабатывать
формы и задания конкурсов, игр и викторин по истории для учеников младших и
сверстников. Совершают экскурсии не только в пределах села , но и района. Учатся
выступать в роли экскурсоводов и составлять экскурсии по известным и новым
маршрутам.
Необходимым условием считаю формирование чувства сопричастности к
истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической
привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине. На
уроках и во вне урочной работе необходимо уделять серьёзное внимание
знакомству с историей края. В 8-9 классах, а в этом году я подключила и свой 7
класс, ребята
начинают написание исследовательских работ, посвященных
истории края, истории своей семьи. Именно при изучении истории края создаются
условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта,
попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления.
При этом
учащийся
действует
в соответствии
со своими интересами и
предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении
исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности.
В 2015 году исполнилось 70 лет со Дня Победы над фашистской Германией.
Совместно с ребятами мы многое сделали, изучая вопросы участия односельчан в
войне. Так зародился социальный проект «Память сильнее времени».Поставили
основополагающий вопрос – Кто такой патриот?
Совместно мы определили
актуальность данной работы – полного изучения данного вопроса еще нет. Была
поставлена задача: систематизировать существующую информацию и найти новые
данные.
Проведенный
социологический
опрос
доказал
необходимость
и
полезность данного исследования. Мы выдвинули гипотезу, что жители села, так
же как и весь народ поднялся на защиту своей Родины и мужественно сражались
на фронтах. Для решения этого вопроса мы разбились на группы:
1 группа – «Герои нашего времени»
Проблемным был вопрос – Какой вклад в дело Великой Победы в Великой
Отечественной войне внесли жители села Останкино?
1. Они занимались поиском информации об односельчанах, ветеранах
ВОВ и тружениках тыла;
2. Узнавали – есть ли среди жителей села герои СССР и какой подвиг они
совершили в годы Великой отечественной войне?
2 группа – «Память»
Проблемным был вопрос – Как современное поколение чтит подвиг советского
народа в годы Великой отечественной войне?
Ребята занималась изучением
есть ли на территории Останкинского
территориального округа (куда входят близ лежащие села : Останкино,
Заскочиха, Орлово, Чистое – Борское и др.) мемориальные памятники,
посвященные воинам- односельчанам, погибшим в годы войны.
3 группа – «Семья»
Проблемным
был
вопрос
–
Какова
роль
семьи
в
истории
Великой
отечественной войны.
Этот вопрос рассматривали две девочки, им помогали родители, в семье
которых есть родственники , прошедшие всю войну.
Совместно с ребятами мы обсудили план работы учащихся (проведение
социологического опроса, подготовка теоретической части работы, подготовка
презентации) , возможные источники информации (сохраняя авторское право):
школьная и районная
библиотека, школьные учебники, материал Интернета,
работа с местным населением. И каждая группа приступила к самостоятельной
работе - встречались с очевидцами событий- ветеранами войны и тружениками
тыла, подготовили
теоретическую часть отчета. А затем, основываясь
на
собранном
материале,
создали
впоследствии
презентации,
которые
дали
возможность
в
привлекательной
форме
продемонстрировать
результат
исследования. В дальнейшем работа «Есть памятник в нашем селе» была
представлена на областном исследовательском конкурсе и была отмечена грамотой
за высокие достижения в исследовательской работе, а работа «Исповедь
солдатского сердца» заняла почетное 3 место в районном конкурсе проектно –
исследовательских работ. Затем провели акцию «Красная Звезда» , а в мае 2015
года была установлена мемориальная доска в честь Героя СССР – нашего
односельчанина – Бадина Федора Степановича и творческие выступления
учащихся в селе Останкино, Заскочиха и Орлово.
Совместных планов у нас достаточно, это и продолжение работы над
экологическим проектом: «Проявление экологической проблемы в родном селе», и
работа над проектом «Школьный музей русского быта», целью которого является
способствовать развитию исследовательских и творческих навыков у учащихся
через создание школьного музея. Главное – это увлечь детей проблемой , которая
интересна ученикам и сформулирована ими.
Перспективные результаты – воспитание патриотических чувств,
формирование и развитие практико – ориентированных навыков у школьников,
освещение результатов реализации проектов через сайт школы .
Показателем
результативности
подобной
системы
формирования
исследовательских умений и навыков, на мой взгляд, является хороший уровень
исследовательских работ моих учеников.
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей
степени
и
для
меня
как
педагога,
который
получает
стимул
для
профессионального самосовершенствования, самообразования и признания. В
заключение нужно отметить, что формирование навыков исследовательской
деятельности в преподавании истории является залогом высокого уровня знаний
учащихся по предмету.
Список использованной литературы
1. Е. Ю. Ривкин Профессиональная деятельность учителя в период перехода на
ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Волгоград.
Из-во «Учитель» 2015 г.
2. А.Г. Асмолов Формирование универсльных учебных действий в основной
школе : от действия к мысли. Из-во «Просвещение» 2011 г.
3. С.В. Кульневич , Современный урок Из-во «Учитель» 2007 г.
4. Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова Альтернативные уроки.
Инновационные уроки . Из-во «Учитель» 2007 г.
5. Карачев А.А., Каплин Р.Е. Современные подходы к проектному обучению в
контексте педагогической философии.
6. Григоренко Т.Ф Требования ФГОС и проблемы реализации проектной
деятельности в школьном курсе обществознания