Автор: Колесникова Екатерина Александровна Должность: учитель- логопед i квалификационной категории Учебное заведение: МДОУ ДС № 7 Населённый пункт: г. Копейск Наименование материала: Статья Тема: Развитие связной речи у дошкольников с ОНР Раздел: дошкольное образование
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей
системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это
определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего
дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное
речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда
психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и
приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР
Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется
как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных
моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных
занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в
ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. В программе коррекционного
обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к
ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с
периодами обучения. В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны
овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым
действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде
(декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей
составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям,
рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель-июнь), наряду с
совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания,
предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием
его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода —
развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на
втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое
внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа
литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению
сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта. Навыки
диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по
формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении
всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы,
организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи
осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной
речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических
занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание
уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной)
речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи
относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по
картинам и др.) и устному сочинению по воображению. Используя научно-методические
рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным речевым
развитием как основу для обучения детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы
этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии. При
проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие
задачи: - закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой
коммуникации. - формирование навыков построения связных монологических
высказываний. - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных
высказываний. - целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда
психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с
формированием навыков устного речевого сообщения. Формирование у детей навыков
построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает: - усвоение норм
построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение
последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами
рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.); -
формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей
выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения; - обучение лексико-
грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного
языка. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на
общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной
коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие: - опора на развитие
речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов
речевой системы в норме в период дошкольного детства; - овладение основными
закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых
обобщений и противопоставлений; - осуществление тесной взаимосвязи работы над
различными сторонами речи — грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и
др. Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с
общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении,
учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность
обучения на развитие их активности и самостоятельности). Основной формой работы
являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5-
6чел.). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-
30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации
по организации обучения детей с ОНР. Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-
описание и др.) предшествует подготовительная работа (первый период первого года
обучения). Цель этой работы — достижение уровня речевого и языкового развития,
необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.
Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического
базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной
структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей
с педагогом и между собой в процессе занятий. В задачи подготовительного этапа
обучения входит: - развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи
других детей; - формирование установки на активное использование фразовой речи при
ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в
виде развернутых предложений; - формирование умений адекватно передавать в речи,
изображенные на картинках простые действия; - усвоение ряда языковых средств, прежде
всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для
составления речевых высказываний; - практическое овладение простыми
синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия
и имеющихся представлений; формирование умственных операций, связанных с
овладением фразовой речью, — умений соотносить содержание фразы-высказывания с
предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект действия,
названо ли выполняемое действие, отражено ли то или иное качество предмета и т.д.).
Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе
упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям,
ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и
упражнений, подготовительной работы к описанию предметов. Методика обучения
составлению предложений по демонстрации действий с последующим объединением
отдельных высказываний в короткий рассказ подробно изложена в ряде исследований.
Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным и
др.) могут проводиться с использованием разных методических приемов. При обучении
детей с ОНР рекомендуется следующая методика. Для упражнений используются
картинки двух видов: 1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им
действие; 2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко
обозначенного места действия. По ним дети упражняются в последовательном
составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры. Используются
постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний
применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем — при
затруднениях в построении фразы. От составления предложения по отдельной
ситуационной картинке в последующем можно перейти к составлению фразы по
нескольким предметным картинкам (вначале по трем-четырем, затем — по двум). В
процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление
у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз
(в 3-4 и более слов). Дети усваивают определенный тип фразы-ответа, включающего
«опорные» содержательные элементы вопроса педагога. Закрепление и развитие навыков
речевого общения предполагает формирование умения вступать в контакт, вести диалог на
заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание
формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к ее восприятию,
умению включаться в диалог по указанию педагога. Помимо этого, в содержание
подготовительной работы входит ряд развивающих речевых игр и упражнений,
направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление
навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и
развитие чувства языка. Словесное творчество детей при выполнении этих заданий
проявляется в нахождении слов и речевых выражений, как можно более точно
отражающих содержание наглядных образов предметов и явлений, в конструировании
словосочетаний и предложений. Регулярное выполнение ими упражнений на подбор
синонимов и антонимов, эпитетов, сравнений, рифмующихся слов и др. не только
способствует лучшему усвоению языковых средств образной выразительности, но и
позволяет использовать полученные речевые навыки (словоизменения, употребления слов
в разном значении) в дальнейшем, при составлении собственных рассказов. В задачи
работы по формированию грамматически правильной фразовой речи на данном этапе
входит усвоение детьми наиболее простых форм сочетания слов во фразе — форм
согласования существительного и глагола (в функции подлежащего и сказуемого), а также
прилагательных с существительными в именительном падеже. Дети учатся различать
окончания имен прилагательных женского, мужского и среднего рода, соотносить
падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных. Для этого
используются специальные упражнения, которые одновременно являются
подготовительными к составлению самостоятельных описаний предметов. Таким образом,
на первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по
наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых (лексических,
синтаксических) средств построения речевых высказываний. У детей формируются
установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к
собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к
овладению различными видами монологических высказываний. Список литературы: 1.
Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 2. Глухов
В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР
дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. –
№ 2. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. – М., 1990. 4. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование
развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего
недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. — М.,
1972. 5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое
пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002. 6. Спирова Л.Ф. Особенности разития
связной речи у детей с общим ее недоразвитием. // — М.,1990.
Колесникова Е.А учитель- логопед
I квалификационной категории