Напоминание

Организация учебной деятельности в малокомплектной школе


Автор: Ибрагимова Эльза Махияновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Кашкино
Населённый пункт: Аскинский район РБ
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебной деятельности в малокомплектной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: "Организация учебной деятельности в малокомплектной

школе".

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества,

одержимости,

доброты

и

сердечности,

профессионализма

и

комплексности. Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд

важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них

проводит учитель одновременно с двумя классами в одном помещении. Я

считаю, что учитель малокомплектной школы работает в сложнейших

условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного

возраста, разной подготовленности по учебным программам разных

классов. И, несомненно, работать приходится трудно и сложно, чем с

одним классом. Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей.

Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства.

Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя

малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной

организации учебной работы, рационального составления расписания

уроков, а также умелого проявления педагогического такта. Работа с

несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину

урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности

получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это

время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при

наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом

классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8,

10 урокам.

Но в работе учителя при одновременных занятиях с несколькими

классами имеются и свои преимущества по сравнению с работой с одним

классом. Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель

умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше

изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать домашние

условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на

проверку тетрадей. Учащиеся старших классов имеют больше

возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в

одно и то же время находятся в одной классной комнате. Например, на

уроках мы с учеником 2-го класса обращаемся за помощью к

обучающимся 4 класса. Преодолевая трудности и используя

положительные стороны при одновременной работе с несколькими

классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-

воспитательные задачи. Наши учащиеся в малокомплектных школах

получают неплохие знания.

Урок в начальной малокомплектной школе – основная форма учебно-

воспитательного процесса. Он подчиняется общим требованиям к уроку,

но имеет и специфические. . Структура уроков в начальной

малокомплектной школе не отличается разнообразием. Практически все

они однотипные, строятся в основном по схеме комбинированного урока:

организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний,

закрепление, задание на дом. Формы организации могут быть различными,

но ведущих форм в основном две: 1) работа под руководством учителя и

2) самостоятельная работа учеников.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что

невозможно организовать занятия с двумя классами без самостоятельной

работы.

Самостоятельная

работа

это

деятельность

учеников,

направленная

на овладение

знаниями,

умениями

и

способами их

применения на практике. Поскольку она проводится без участия учителя,

она

способствует

развитию

активности

детей,

формирует

произвольность

внимания,

требует

размышлений.

Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах

занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на

самостоятельную работу отводится около 20% урока.

Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке (в

мин)

Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно. По-

моему мнению, планируя самостоятельную работу в классе-комплекте,

учитель должен:

-хорошо понимать ее цель;

-отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и

данного урока;

-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении

самостоятельной работы;

-обоснованно выбирать ее объём;

-предлагать детям интересные, нестандартные самостоятельные работы с

элементами игры – шарады, кроссворды, лабиринты, угадайки, тестовые

задания

на

восстановление,

дополнение,

устранение

-готовить

необходимые

дидактические

материалы,

в

частности

инструкции, памятки;

-искать рациональные способы проверки работ;

-подводить итоги выполнения самостоятельной работы;

-сочетать работу самостоятельную и под руководством учителя.

При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же

основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1.

Самостоятельная

работа

должна

соответствовать

программным

требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то

есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в

этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по

форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы

следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная

работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа

должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других

этапах урока. Если у учеников нет проблем с чтением и пониманием

прочитанного, самостоятельные работы можно успешно использовать и

для усвоения новых знаний, т.е для изучения нового материала. При

этом хорошо развиваются познавательные способности детей, успешно

формируются навыки самообразования. Готовя детей к выполнению

работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы

выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец

работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности

дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся

подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти

задания можно приготовить заранее на доске или на отдельных карточках.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы

лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения

самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей

самоконтролю. (Элементы самоконтроля начинаю вводить уже к концу

первого класса). Большое значение для развития навыков самоконтроля

имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с

другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

(Диктант с проверкой, свободный диктант) Степень сложности

самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно

держать в поле зрения каждого ученика. Количество самостоятельных

работ на уроке не регламентируется.

Таким образом, самостоятельная

работа в малокомплектной школе – важная составная часть учебного

процесса.

Не все предметы и даже не все уроки одного и того же предмета

предоставляют

одинаковые

возможности

для

организации

самостоятельной работы. Больше всего их на уроках языка, математики,

изобразительного искусства, технологии. Меньше – на уроках чтения и

природоведения. Уроки музыки, физкультуры проводятся только с

участием

учителя.

Важную роль в организации самостоятельной работы на всех уроках

играют указания: инструкции, алгоритмы, предписания, опорные схемы и

т.д.

Инструкции должны быть прежде всего понятными, а не четкими или

предельно краткими

План – как решить задачу

Прочитай условие задачи.

Если не понял, прочитай еще раз, подумай.

Повтори условия задачи и ее вопросы.

Что известно из условия, что надо найти?

Что нужно узнать сначала?

Что нужно узнать потом?

Составь план решения задачи.

Решай задачу.

Получи ответ.

Проверь ход решения, ответ.

Например, при определении имен существительных помогут следующие

указания.

Делай так:

Устно поставь вопрос к слову – кто, что?

Выбери слова, которые отвечают на вопрос – кто, что?

Что эти слова обозначают?

Названия предметов, чувств, явлений природы – это имена

существительные.

Все остальные – нет. Выпиши их.

Убедись, что сделал правильно.

И в заключение своего доклада можно сделать вывод, что работа учителя

в малокомплектной начальной школе требует профессионализма,

творчества, одержимости, доброты и сердечности.

Доклад на тему:

"Организация

учебной

деятельности в

малокомплектной

школе".

Учитель начальных классов

МБОУ НОШ д. Бильгиш

Ибрагимова Э.М.

План – как решить задачу

Прочитай условие задачи.

Если не понял, прочитай еще раз, подумай.

Повтори условия задачи и ее вопросы.

Что известно из условия, что надо найти?

Что нужно узнать сначала?

Что нужно узнать потом?

Составь план решения задачи.

Решай задачу.

Получи ответ.

Проверь ход решения, ответ.

При определении имен существительных помогут следующие указания.

Делай так:

Устно поставь вопрос к слову – кто, что?

Выбери слова, которые отвечают на вопрос – кто, что?

Что эти слова обозначают?

Названия предметов, чувств, явлений природы – это имена

существительные.

Все остальные – нет. Выпиши их.

Убедись, что сделал правильно.



В раздел образования