Напоминание

"Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации"


Автор: Коляева Лилия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С №20"
Населённый пункт: Город Анжеро-Судженск Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерный подход в физическом

воспитании детей старшего

дошкольного возраста

Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего

дошкольного возраста

(методические рекомендации)

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество

исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные

требования индивидуального подхода к формированию личности не могут

игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это

биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в

воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких

стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала

партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании

человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании,

взаимодополнимости.

В настоящее время большое внимание стало уделяться развитию

физических качеств

детей в дошкольном возрасте. Особого внимания

заслуживает вопрос о развитии ловкости в метании. Так как на протяжении

ряда лет результаты развития детей в метании нашего ДОУ показывают

уровень значительно ниже среднего. Причём мальчики показывают более

низкие результаты, чем девочки. Хотя, казалось бы, что мальчики должны

показывать лучший результат.

Анализ научно-методической литературы показывает, что программный

материал по физическому воспитанию реализуется часто без должного

соответствия возрасту и возможностям детей, без направленности на

развитие

отдельных

мышечных

групп.

На

занятиях

недостаточно

используются варианты основных видов движений и их комбинации.

Средства

физической

культуры

мало

ориентированы

на

развитие

координационных способностей, дифференцировку и точность выполнения

движений.

При этом вследствие однообразия организации занятий и

стимулов при выполнении упражнений, у детей наблюдается отсутствие

интереса к выполняемым двигательным действиям.

Исходя из этого мы

решили разнообразить методику в физическом

воспитании, включив

гендерный подход.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого

педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те

уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим

воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших

преимущества своего пола.

К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для педагогов

детского

сада

не

содержит

рекомендации

по

дифференцированному

физическому воспитанию мальчиков и девочек. В связи со сложившейся

проблемой в нашем дошкольном учреждении ведется работа по развитию

ловкости в метании у детей старшего дошкольного возраста с учётом

интересов мальчиков и девочек. В своей работе мы стремимся найти

рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении,

обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для

их развития:

- на занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования

к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с

затратами

дополнительных

усилий

(для

мальчиков);

пластичности,

выразительности, грациозности (для девочек).

- в упражнениях для развития и укрепления мышц плечевого пояса

использовать различные предметы (для мальчиков – набивные мячи,

кегли, гантели; для девочек – скакалки, ленточки, обручи);

- подвижные игры обеспечивать с учётом интересов мальчиков и девочек;

- в физкультурные досуги и развлечения включать игры и эстафеты с

элементами метания;

- привлекать родителей к работе со сложившейся проблемой.

«От того ,как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/

Особенности физического развития мальчиков и девочек

Дошкольный

возраст

период

интенсивной

полоролевой

социализации, формирование представлений о его половой принадлежности,

полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно

осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным

усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной

полоролевой

социализации

старших

дошкольников

связано

с

различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилями

поведения.

Физическое

воспитание

дошкольников,

как

и

все

дошкольное

воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на

«мальчика» и «девочку». На физкультурных занятиях практически не

существует

различий

между

мальчиками

и

девочками

при

подборе

упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия

упоминаются

лишь

в

результатах

тестирования

уровня

физического

состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько

ниже, чем для мальчиков.

Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в

процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно -

силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание,

борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше

получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться

играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.

Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще

всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков,

они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно,

мальчики по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как

девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая

от этого удовольствие.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками

характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими

результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости;

большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими

результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков

по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30

м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в

метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон

тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за

развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению,

что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он

помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше

становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные

пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но

меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и

аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые

введены, тщательно планируют свою деятельность.

Мальчишескую

двигательную

активность

отличают:

простота,

угловатость;

силовой, атлетический стиль;

четкая целенаправленность;

отсутствие вычурности, эстетической завершенности;

элементы атаки,

нападения,

преследования.

Движения

девочек

чаще

всего

бывают:

пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой,

жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой,

танцами;

в

преобладающем

«координационном»

стиле,

в

противовес

«силовому» у мальчиков.

Проделанная работа показала, что при проведении занятий с учётом

гендерной социализации нам удалось повысит интерес детей к

физкультурным занятиям, а также повысить уровень физической

подготовленности детей в метании.

В своей работе мы стремимся найти рациональные формы организации

жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам

оптимальные, комфортные условия для их развития. Мы ориентируемся на

реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода

к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей,

интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее

благоприятный

для

формирования

полоролевого

поведения

ребенка.

Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования

личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол.

Мы убеждены, что занятия физическими упражнениями должны занимать в

этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в

формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Учет

полоролевых

особенностей

дошкольников

позволит

педагогу,

организующему

их

двигательную

деятельность,

добиться

высоких

результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Мы убеждены, что в результате организации дифференцированного

подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом

пола ребёнка нам удастся воспитать здоровое, физически подготовленное

подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной

задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.



В раздел образования