Автор: Коляева Лилия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С №20"
Населённый пункт: Город Анжеро-Судженск Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации"
Раздел: дошкольное образование
Гендерный подход в физическом
воспитании детей старшего
дошкольного возраста
Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего
дошкольного возраста
(методические рекомендации)
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество
исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные
требования индивидуального подхода к формированию личности не могут
игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это
биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в
воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких
стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала
партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании
человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании,
взаимодополнимости.
В настоящее время большое внимание стало уделяться развитию
физических качеств
детей в дошкольном возрасте. Особого внимания
заслуживает вопрос о развитии ловкости в метании. Так как на протяжении
ряда лет результаты развития детей в метании нашего ДОУ показывают
уровень значительно ниже среднего. Причём мальчики показывают более
низкие результаты, чем девочки. Хотя, казалось бы, что мальчики должны
показывать лучший результат.
Анализ научно-методической литературы показывает, что программный
материал по физическому воспитанию реализуется часто без должного
соответствия возрасту и возможностям детей, без направленности на
развитие
отдельных
мышечных
групп.
На
занятиях
недостаточно
используются варианты основных видов движений и их комбинации.
Средства
физической
культуры
мало
ориентированы
на
развитие
координационных способностей, дифференцировку и точность выполнения
движений.
При этом вследствие однообразия организации занятий и
стимулов при выполнении упражнений, у детей наблюдается отсутствие
интереса к выполняемым двигательным действиям.
Исходя из этого мы
решили разнообразить методику в физическом
воспитании, включив
гендерный подход.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого
педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те
уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим
воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших
преимущества своего пола.
К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для педагогов
детского
сада
не
содержит
рекомендации
по
дифференцированному
физическому воспитанию мальчиков и девочек. В связи со сложившейся
проблемой в нашем дошкольном учреждении ведется работа по развитию
ловкости в метании у детей старшего дошкольного возраста с учётом
интересов мальчиков и девочек. В своей работе мы стремимся найти
рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении,
обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для
их развития:
- на занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования
к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с
затратами
дополнительных
усилий
(для
мальчиков);
пластичности,
выразительности, грациозности (для девочек).
- в упражнениях для развития и укрепления мышц плечевого пояса
использовать различные предметы (для мальчиков – набивные мячи,
кегли, гантели; для девочек – скакалки, ленточки, обручи);
- подвижные игры обеспечивать с учётом интересов мальчиков и девочек;
- в физкультурные досуги и развлечения включать игры и эстафеты с
элементами метания;
- привлекать родителей к работе со сложившейся проблемой.
«От того ,как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Особенности физического развития мальчиков и девочек
Дошкольный
возраст
–
период
интенсивной
полоролевой
социализации, формирование представлений о его половой принадлежности,
полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно
осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным
усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной
полоролевой
социализации
старших
дошкольников
связано
с
различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилями
поведения.
Физическое
воспитание
дошкольников,
как
и
все
дошкольное
воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на
«мальчика» и «девочку». На физкультурных занятиях практически не
существует
различий
между
мальчиками
и
девочками
при
подборе
упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия
упоминаются
лишь
в
результатах
тестирования
уровня
физического
состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько
ниже, чем для мальчиков.
Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в
процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно -
силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание,
борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше
получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться
играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.
Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще
всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков,
они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно,
мальчики по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как
девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая
от этого удовольствие.
По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками
характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими
результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости;
большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими
результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков
по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30
м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в
метаниях набивного мяча массой 1 кг.
У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон
тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за
развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению,
что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он
помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше
становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные
пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но
меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и
аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые
введены, тщательно планируют свою деятельность.
Мальчишескую
двигательную
активность
отличают:
простота,
угловатость;
силовой, атлетический стиль;
четкая целенаправленность;
отсутствие вычурности, эстетической завершенности;
элементы атаки,
нападения,
преследования.
Движения
девочек
чаще
всего
бывают:
пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой,
жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой,
танцами;
в
преобладающем
«координационном»
стиле,
в
противовес
«силовому» у мальчиков.
Проделанная работа показала, что при проведении занятий с учётом
гендерной социализации нам удалось повысит интерес детей к
физкультурным занятиям, а также повысить уровень физической
подготовленности детей в метании.
В своей работе мы стремимся найти рациональные формы организации
жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам
оптимальные, комфортные условия для их развития. Мы ориентируемся на
реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода
к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей,
интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее
благоприятный
для
формирования
полоролевого
поведения
ребенка.
Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования
личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол.
Мы убеждены, что занятия физическими упражнениями должны занимать в
этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в
формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Учет
полоролевых
особенностей
дошкольников
позволит
педагогу,
организующему
их
двигательную
деятельность,
добиться
высоких
результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Мы убеждены, что в результате организации дифференцированного
подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом
пола ребёнка нам удастся воспитать здоровое, физически подготовленное
подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной
задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.