Напоминание

"Способы формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"


Автор: Кисеева Ксения Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1
Населённый пункт: город Сибай, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Способы формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 159.9

К.В. Кисеева,

учитель начальных классов

Способы формирования коммуникативных компетенций

у младших школьников

Ключевые слова: коммуникативные компетенции,

младшие школьники.

Компетенция

в

общении

или

коммуникативная

компетентность

определяется

как

внутренняя

готовность

и

способность

человека

к

вербальному

общению,

а

также

способность

адекватно

задачам

общения

организовать

свое

вербальное и невербальное поведение.

Младший школьный возраст – идеальный период для

формирования

коммуникативных

навыков

ребенка.

Если

первоклассники в период адаптации к школе общаются через

учителя, то к концу школьного возраста общение со сверстниками

становится центральным в развитии личности ребенка.

Компетентность и подготовленность к общению ныне

прибывает

одним

из

факторов

успеха

в

каждой

сфере

жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения

приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в

коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным,

нужно быть более коммуникативно - активным, социально -

компетентным,

более

адаптированным

к

социальной

действительности, способным эффективно взаимодействовать и

управлять процессами общения.

Поэтому уже в начальной школе основной задачей

учителя

становится

воспитание

разносторонне

развитой,

образованной и коммуникативно компетентной личности [1].

Уникальная

коммуникативная

компетентность

не

появляется на пустом месте, она формируется. Её формирование

основано на опыте человеческого общения. Как только младшие

школьников

начинают

формировать

коммуникативную

компетенцию, нужно создать специальные условия и усвоить

способы ее формирования. [2].

Формирование коммуникативной компетентности можно

осуществлять различными способами и методами, например:

1.

Использование

физкультминуток

на

уроке.

Полезные

элементы

здоровьясберегающих

технологий,

направленные на укрепление здоровье учащихся и помощь детям в

течение всего урока оставаться активными или бодрыми. Они

могут также способствовать развитию речи детей.

Например,

комплекс

физминуток,

рекомендованный

САН-ПиНом,

если

проводить его, обязательно произнося соответствующий к ним

текст [3].

2.

Работа в группах и мини группах.

С помощью работы в группах и мини - группах учащиеся класса

делятся на группы для выполнения задания по изучению мира,

литературе

или

самопознанию.

После

того

как

группа

сформировалась, ее "спикер" становится всем учащимся по

очереди. Результаты работы каждого участника представляются на

доске.

Дети учатся:

отстаивать своё мнение,

представлять работу группы,

дискутировать

слушать внимательно друг друга

умение задавать вопросы

выслушивать другого.

Повышается ответственность не только за собственные

успехи, но и на результаты общего труда школьников. Они

получают оценку своих возможностей и способностей. [2].

3.

Игровые технологии.

С

помощью

игровых

технологий

дети

получают

возможность развивать свою речь и активизируют интерес к игре.

Игра с мячом – это отличный способ развить у детей внимание,

быстроту мыслительной реакции. При этом он позволяет не только

освежить класс на уроке, но и закрепить усвоенные знания. Это

игровое

поле

позволяет

работать

над

формированием

коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя

их словарный запас, заставляя их внимательно и уважительно

относиться друг к другу [1].

4.

Проектная деятельность.

Несмотря на то, что уже начиная с 1 класса, многие

учащиеся занимаются под руководством учителей проектной

деятельностью.

Как

раз

разнообразные

виды

проектов

способствуют расширению кругозора учащихся, развитию устной

или

письменной

речи.

Учащиеся

выступают

на

школьных

конференциях, представляя защиту своей работы [1].

5.

Использование пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но

богатые по мысли изречения. Этими изречениями они помогают

пополнять словарный запас, мотивировать, нравственные ценности

[2].

6.

Творческий подход в обучении.

Творчество в профессии учителя занимает очень важное,

если не ведущее место. Творчество является неотъемлемым

компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от

непосредственного

процесса обучения на

уроке,

заканчивая

внеклассным общением. Педагогическое творчество содействует

созданию

атмосферы

глубокого

взаимопонимания,

доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и

преподавателем.

7.

Проблемные ситуации на уроке.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой

субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает

данных,

и

он

должен

сам

их

искать.

Это

способствует

самостоятельности

и

развитию

коммуникации

младших

школьников [26].

8.

Внеурочная деятельность.

Внеурочная

деятельность –

это неотъемлемая

часть

образовательного процесса в школе, которая способствует в полной

мере

реализации

требований

федеральных

образовательных

стандартов общего образования.

Во внеурочной деятельности создаются условия для

развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными

способностями,

формируется

познавательная

активность,

нравственные

черты

личности,

коммуникативные

навыки,

происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире,

как интеллектуального и гармонично развитого члена общества [3].

9.

Коллективно – творческая деятельность.

КТД -

это

форма

воспитательной

работы,

ориентированная на развитие фантазии и творческих способностей

детей, которая предполагает участие детей не только в общей

работе, но и в её планировании, взаимном общении, анализе и

подведении итогов.

Таким образом, коммуникативная компетентность не

возникает

на

пустом

месте,

она

формируется.

Основу

её

формирования составляет опыт человеческого общения. Поэтому

обучение в начальных классах необходимо организовать таким

образом, чтобы по основным своим чертам оно было подобно

процессу

общения.

Требуется

продумать

специально

организованные

упражнения,

ситуации,

использовать

разнообразные

методы

и

приемы

работы

на

уроках

и

во

внеклассной

работе.

Большую

роль

в

формировании

коммуникативной

компетенции

играет

умело

организованная

учителем

коллективно

творческая

деятельность,

которая

предполагает участие детей не только в общей работе, но и в её

планировании, взаимном общении, анализе и подведении итогов.

Список литературы

1.

Громкова,

М.Т.

Психология

и

педагогика

профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / Т.М.

Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 415 с.

2.

Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем

школьном

возрасте.

-

В

кн.:

Возрастная

и

педагогическая

психология М 1973 – С. 66-97

3.

Петровская

Л.

А.

К

вопросу

о

природе

конфликтной компетентности// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14.

Психология. – 1997. - № 4 – С. 41-45.

© Кисеева К.В., 2022



В раздел образования