Автор: Еряшкина Юлия Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством песочной терапии"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение "Детский сад №7"
Система работы
«Развитие мелкой моторики рук детей
дошкольного возраста посредством песочной
терапии»
Воспитатель: Еряшкина Ю.Э.
Содержание:
1.
Актуальность.
2.
Основные подходы к изучению проблемы развития мелкой моторики
посредством песочной терапии.
3.
Педагогический опыт применения песочной терапии в развитии мелкой
моторики детей дошкольного возраста.
4.
Результативность.
5.
Заключение.
6.
Библиография.
7.
Приложение.
1. Актуальность.
В одном мгновении
видеть вечность,
Огромный мир –
в зерне песка,
В единой горсти –
бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в
нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие,
но и способные к творческой деятельности люди.
Новые стандарты дошкольного образования побуждают педагогов ДОУ к поиску
инновационных,
интересных
методов
и
технологий
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста,
которые
обеспечивают
комфортное
пребывание
в
условиях детского сада.
Современные формы работы превращают образовательный процесс в детском
саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым, сверстниками в
разных видах детской деятельности, среди которых на первом месте находиться
игра.
Одним из таких инновационных методов является работа с песком или
песочная терапия. Песочная игра – самый привычный и хорошо знакомый для
ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать
отношения. Работа с тактильными ощущениями имеет огромное значение для
развития
психики
ребенка.
Взаимодействие
с
песком
стабилизирует
эмоциональное
состояние,
развивает
мелкую
моторику,
кинестетическую
чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои
ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для
дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Таким образом, возникла необходимость создать систему работы используя
метод игровой песочной терапии. Песок – прекрасный материал для работы с
детьми любого возраста. Главное достоинство игры с песком в том, что она
позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в
живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить
свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.
2.Основные подходы к изучению проблемы развития мелкой моторики
посредством песочной терапии.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности.
Поэтому
мы,
взрослые,
можем
использовать
песочницу
в
развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических
занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект,
нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как
основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные
окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также
речь и моторика.
В-четвертых,
совершенствуется
предметно-игровая
деятельность,
что
в
дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных
навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что
особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и
образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную
чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а
окунувшись в песок, для него это становится возможным.
Полученный в такой
простой песочнице опыт помогает ребенку стать раскованнее и смелее в реальной
жизни, стать успешным. Научиться понимать себя и других
.
В настоящее время различные педагогические системы придают большое
значение развитию детей используя метод игровой песочной терапии.
Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции
эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего
дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по
формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников
с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке.
Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на
песке» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М .Грабенко и другие.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя
картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для
ребенка форме передаем ему
наши знания и жизненный опыт, рассказываем о
событиях и законах окружающего мира.
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних
времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом
Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые
использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд.
Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским
детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В своей работе я использую песочницу для развития мелкой моторики,
эмоциональной
и
познавательной
сфер.
Тематическая
направленность
и
организационная вариативность занятий способствует формированию у детей
устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает
положительное эмоциональное состояние детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и
водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на
развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие
статического
напряжения;
речевой
материал,
сопровождаемый
действием;
дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя
комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от
общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются
потенциальные
возможности
детей.
Игры
с
песком
позволяют
добиться
устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени.
В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и,
соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления
тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих
отклонений.
Предложенная мною система работы развитие мелкой моторики посредством
песочной терапии базируется на следующих методиках:
Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. — СПб., 2005.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум
по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
Эль
Г.
Н.
Человек,
играющий
в
песок.
Динамичная
песочная
терапия.СПб.,2010г.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии
дошкольников. ООО "ТЦ Сфера"2014г.
Каушель О. Н., Чернышова И. Н. Познавательно речевое развитие
дошкольников в игровой деятельности с песком. Ц П О Москва 2014г.
Основополагающая идея песочной терапии заключается в том, что ребенок,
перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может
контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в
символической форме. Песочница не только развивает творческий потенциал
ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое
мышление, тренирует мелкую моторику рук, но ненавязчиво настраивает детей
на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
3.Педагогический опыт применения песочной терапии в развитии
мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Новизна данной системы работы является использование песочной терапии в
коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений
развития мелкой моторики рук у детей.
Необходимость песочной терапии существует и рассматривается как
многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с нарушениями речи
мелкой моторики, тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
мышления, творческого воображения и фантазии.
Ведущей педагогической идеей
является мысль о том, что применение
песочной терапии способствует развитию мелкой моторики детей дошкольного
возраста при следующих условиях:
- интегрированной работе по ознакомлению с песочной терапии;
- использование разнообразных форм и методов работы, объединенных темой
и содержанием;
-
создание
предметно-развивающей
среды
для
реализации
работы
по
ознакомлению с песочной терапией;
- планомерной и систематической работе с родителями по ознакомлению с
песочной терапией.
Песочная терапия ― прекрасная возможность поиграть с любой сыпучей
субстанцией, узнать новые ощущения и развить мелкую моторику рук.
Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих
проблемах,
показать
свои
страхи
и
избавиться
от
них,
преодолеть
эмоциональное
напряжение.
Ведь
игра для
ребенка -
это необходимая,
естественная и любимая деятельность. Игры-занятия, имеют воспитательную и
образовательную направленность.
Игры с песком разнообразны:
обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету,
грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить
коррекцию звукопроизношения;
познавательные
игры
дают
возможность
детям
узнать
о
многообразии
окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;
проектные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его
творчество и фантазию. С помощью игр с песком у детей можно успешно
развивать
интеллектуальные
способности,
тактильно-кинестетическую
чувствительность, мелкую моторику.
Песочная терапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и
общего развития детей, особенно для детей с особыми потребностями в развитии.
Первые контакты между детьми происходят в песочнице, там они получают
первые практические навыки и умения.
В своей работе использую песок и для исследовательской деятельности. Вместе
с детьми изучаем свойства песка, ребята учатся делать первые выводы,
умозаключения. Песочная терапия ценна и тем, что здесь для ребенка создается
стимулирующая среда, в которой он чувствует себя комфортно и защищено.
Трогая руками песчинки ребенок развивает мелкую моторику рук, а определяя
количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер.
Песок развивает и творческие способности ребенка.
Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются
проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они
всегда стараются выполнить задание до конца.
Применение
песочной
терапии
способствует
обогащению
знаний
и
представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах,
способов действий с ними.
ЦЕЛЬ:
развитие мелкой моторики посредством песочной терапии детей дошкольного
возраста.
Задачи:
Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного»
интеллекта ребенка.
Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память,
мышление).
Развивать
мелкую
моторику
рук,
а
также
и
речь;
обогащать
и
активизировать словарь детей .
Современный подход к использованию песочной терапии в развитии мелкой
моторики и познавательной сферы детей дошкольного возраста направлен на:
• понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве
важнейшего
компонента
процесса
обучения
и
формирования
навыков
проживания
своих
эмоций
в
различных
эмоциональных
ситуациях;
• формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки,
развитие
коммуникативных
навыков,
развитие
у
детей
способности
к
эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических
новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе
(произвольности),
через
создание
позитивного
эмоционального
фона;
• гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и
того же материала, позволяет воспитателю, трансформируя, видоизменяя,
дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству
ребенка.
• песочница используется как среда для общения ребенка с самим собой и
символами реального мира. Использование песочной терапии развивает мелкую
моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим
удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты
рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с
речью.
Использование песочной терапии позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, тактильно-
кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую),
пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Работа ведется:
1.
Планомерно – разработан перспективный план работы с родителями, план
занятий кружковой работы и другой деятельности. Планирование помогает
организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он наиболее
полно
отвечал
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
детей,
способствовал формированию личности воспитанников.
2.
Поэтапно – в планировании учитываются закономерности психического
развития детей, этапы усвоения ими знаний и умений.
3.
Комплексная
система
работы
реализуется
во
всех
видах
детской
деятельности: на занятиях, в играх, в труде, самостоятельной деятельности
детей.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук посредством песочной
терапии по предлагаемой системе работы дает устойчивый положительный
результат.
Принципы песочной терапии:
1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с
героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной
терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и
наоборот.
2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок
имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной
терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее,
найти способы решения проблемы.
3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и воспитатель легко обмениваются
идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет
построить партнерские взаимоотношения.
4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет
сформировать чувство реальности происходящего.
5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком, где «
ПРАВИЛ НЕ
СУЩЕСТВУЕТ!»
Значение песочной терапии:
1. Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и
работать самостоятельно.
2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику
рук.
3. Гармонично и интенсивно развивать все познавательные функции (восприятие,
память, внимание, мышление)
4.
Развивать
речь,
закреплять
навыки
фонетико-грамматического
строя,
звукопроизношения, обучение грамоте и письму.
5.
Совершенствовать
развитие
предметно-игровой
деятельности,
сюжетно-
ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка.
6. Развивать творческую личность (саморазвитие ребенка).
Основными формами организации образовательного процесса являются
фронтальные занятия, часть занятия и кружковая деятельность.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода
коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного
средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные
навыки. Такие формы организации и взаимодействия с детьми, позволяют детям
реализовать свои творческие задумки.
Исходя из выше сказанного возникла идея организации кружка «Волшебный
песочек».
Формы работы с детьми используя песочную терапию:
1.
Сюжетные игры – «Построим
дорожку (дом, заборчик)», «Норки для
мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием
бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2.
Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду
искать», «Необыкновенные следы».
3.
Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4.
Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и
сопровождаем рассказом.
5.
Инсценировка: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6.
Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или
предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из
цикла А. Барто «Игрушки».
7.
Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в
ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по
готовому контуру картинку.
8.
Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок
выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
Все игры и упражнения необходимо объединять общим сказочно-игровым
сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной
стране», «В гостях у Песочного человечка» , " В гости к Старой черепахе" и т. д.
Методы и приемы:
- Исследовательский - практическая деятельность, включающая в себя работу с
раздаточным
материалом
(совочки,
формочки,
кисточки),
элементы
экспериментирования, наблюдения, опыт;
- Игровой - обыгрывание ситуаций - «песочная буря», «проливной дождь»;
инсценировка, элементы театрализации;
- Словесный
– мини-беседы (наши чувства в пустыне, какое у тебя
настроение), рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи,
сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
-
Наглядный
(показ игрушек(жители пустыни, сказочные персонажи)
,
рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
- Рассматривание картин и иллюстраций.
Моделирование – строительство
замка или моста.
- Практический - создание макетов, художественно - творческая деятельность –
Техника «оригами», «пластилинография» - животные пустыни и растения.
Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:
- сравнение по контрасту (холодный и тёплый песок, сухой и влажный);
- исследование ( потрогать, надавить, растереть, рассыпать намочить);
- рассуждение (песок состоит из песчинок, крупинок);
- обобщение или описание.
Песочная терапия связана со всеми видами деятельности дошкольников:
социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Образовательные эффекты песочной терапии тесно взаимосвязаны с
образовательной областью «познавательного развития», которая реализуется
через следующие задачи: сенсорное развитие; формирование целостной картины
мира, расширение кругозора детей.
Игровая деятельность. Формирует желание действовать с различным игровым
материалом, развивает игровые умения; побуждает детей к самостоятельной
игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие; учит
детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным
произведениям в театре на песке. В сюжетных играх в песочнице воспитывает
творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое развитие. Используя песочницу позитивно влияет на
эмоциональное проявление самочувствия детей: снижает уровень нервно –
психического напряжения; способствует возникновению положительных эмоций.
Воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, формирует навыки
игрового взаимодействия; помогает приобрести опыт, посредством обыгрывания
игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов; развивает умение
слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное развитие. Создавая игровую среду в песочнице, знакомим детей с
предметами и объектами ближайшего окружения; учим детей рассматриванию
предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное,
слуховое, звуковое; учим детей воспринимать предметы, выделяя их
разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в
пространстве); развиваем умение сравнивать предметы, устанавливать их
сходства и различия; совершенствуем координацию рук и глаза; развиваем
мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком формируем у детей
дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве,
числе, величине, форме, пространстве; учим навыкам счета, вычислениям,
измерениям; помогаем детям овладеть математической терминологией: называние
цифр, числа, употребление числительных.
Речевое развитие . Работа по развитию речи осуществляется через специально
организованную среду, с использованием песочницы, по следующим
направлениям: развитие точности понимания речи; развитие артикуляции звуков,
вызывая речевые подражания; обогащение, уточнение и активизация словаря
детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий,
качественных и количественных прилагательных; используя фигурки
настольного театра, привлечение детей к связному изложению отрывков из
знакомых сказок и речетворчеству; используя игры – инсценировки в создании
песочной картины, формирование диалогической и монологической речи;
пробуждение речевой активности; умение ребенка вступать в разговор,
поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья,
развития мелкой моторики, познавательных процессов, влияют на становление
всех сфер личности ребенка, формируют гуманное отношение к людям и всему
живому.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями,
кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от
сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Занятия с использованием метода песочной терапии имеет свою структурную
особенность:
1.
Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на
поверхности сухого песка.
Цель: снижение
психофизического
напряжения,
регуляция
мышечного
напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения,
закрепление знаний о сенсорных эталонах.
2.
Обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций,
тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
3.
Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого
песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают
о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей,
которые их окружают.
Стол для игр с песком должен быть расположен так, чтобы детям ничего не
мешало и нечего не отвлекало от занятий с песком.
Рядом не должно быть мягких игрушек и большого количества мебели. Это даёт
детям ощущение свободного пространства.
Поведение
взрослого.
Для воспитателя действуют правила:
- Присоединение к ребенку.
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его
внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы,
почувствовав ритм песочной картины.
- Искренняя заинтересованность.
Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси.
С одной стороны, это любознательный, открытый путешественник, которому
чрезвычайно интересно, что происходит в этом мире, который создал ребенок.
С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Воспитатель должен
уделять внимание каждому ребёнку. Проявлять доброжелательность, принимать
ребёнка таким, какой он есть, не навязывая ребенку своих идей и стереотипных
форм
поведения.
Взрослый
должен
быть
человеком,
очень
корректно
стимулирующим игру. Его задача - знакомить детей с материалом. Вовремя
задавать уточняющие вопросы и помогать в ситуации, когда у ребёнка возникают
трудности или паузы в игре. Подключая новых персонажей, игрушки, включая
музыку. Новые стимулы могут оживить в ребёнке новые желания, чувства, иначе
развить сказочную линию, повести игру в новом направлении.
В результате работы у детей совершенствуется ручная умелость, что
является
стимулирующим
толчком
для
развития
речи
и
формирования
психических процессов.
Занимаясь с детьми песочной терапией, воспитателю нужно не забывать и о
работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары,
посвященные формам и методам развития мелкой моторики
дошкольников,
устраивать специальные практикумы. Это необходимо для того, чтобы родители
ясно представляли уровень
развития ребенка, знали о его индивидуальных
особенностях и могли сами помочь своим детям дома – развивать и закреплять
навыки, полученные на занятиях в детском саду.
В
группе
создана
необходимая
предметно-развивающая
среда,
приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из
которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей, собрана коллекция
игрушек для игр с песком, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик,
собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей
по данной тем
4. Результативность.
Для определения результативности предложенной системы работы в начале
и конце учебного года был проведен мониторинг.
Цель мониторинга:
1. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук.
2. Оценки психомоторного развития детей дошкольного возраста.
В своей работе использовалось несколько диагностических методик:
-Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева "Коррекционные, развивающие
адаптирующие игры";
-Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич «Психомоторика»;
- Диагностика по методике Н.Е. Вераксы;
-О.Б.Сапожникова, Е. В. Гарнова "Песочная терапия в развитии дошкольников".
Методами мониторинга стали наблюдения за деятельностью детей на
занятиях, в играх, выполнения игровых упражнений с использованием песочной
терапии , беседы с родителями, выполнения заданий. Обследование проводилось
индивидуально с каждым ребёнком. Выполнение заданий детей фиксировались,
затем протоколировались и анализировались по ранее разработанным критериям.
Методика проведения мониторинга.
Задание 1. Действия с песком.
Ребенку предлагается сжать песок в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок
приподнять над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями одновременно;
захватить щепотку песка и разжать; то же ,но, мелко перебирая пальцами,
потихоньку высыпать песок из пальцев; засыпать палец или ладонь песком другой
рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать
песок между ладонями и т.д.
Задание 2. Отыскать в песочнице предметы.
Предложить ребенку отыскать в песочнице мелкие предметы ( пуговицы,
кедровые орешки, бусины и т. д.); крупные предметы (каштаны, крупные
пуговицы и фрагменты бижутерии, фигурки животных); определенный предмет;
предметы с определенными характеристиками ( гладкие - шершавые, большие -
маленькие, какой - либо формы).
Задание 3. Прикосновения к песку.
Ребенку предлагается прикоснуться к поверхности песка ладошкой, ребром
ладони, одним из пальцев, всеми пальцами; прикоснуться поочередно руками.
Выполнять движения с различной интенсивностью (медленно - быстро).
Задание 4. Рисование на песке.
Ребенку предлагается нарисовать на песке "Дорожки". Начинаем с простых
прямых линий. Затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по
интенсивности и протяженности.
"Заборчики", которыми мы огораживаем все, что лежит в песочнице.
"Дождь" - вертикальные линии ( длинные и короткие).
"Лесенки" - для самых разных существ, самых разных размеров.
Задание 5. Кинетическая основа движений.
1. Ребенку предлагается одновременно вытянуть указательный и средний пальцы
правой руки, затем левой руки, обеих рук.
2. Упражнение «Пальчики здороваются».
Ребенку предлагают попеременно касаться четырьмя пальцами большого пальца.
Выполняется правой, затем левой рукой, обеими руками.
3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Ребенок одновременно изменяет положения кистей рук: одна сжата в кулак,
другая-с распрямлёнными пальцами, затем наоборот.
4. Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой.
Ребенку предлагают поочередно сгибать и разгибать пальцы правой, затем левой
руки, начиная с большого пальца, с мизинца.
Критерии оценки:
Низкий – 1 балл – ребенок при выполнении задания испытывает значительные
затруднения.
Движения
скованные,
содружество
пальцев,
ловкость
не
наблюдаются. Координация движений рук нарушена.
Средний – 2 балла – ребенок выполняет задания с небольшими затруднениями.
У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что
дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из
пальчиков.
Высокий – 3 балла – чёткое выполнение задания. У детей общая и мелкая
моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация
движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями
справляются быстро и легко.
На начало учебного года получены следующие результаты:
Высокий уровень - 0
Средний уровень -45%
Низкий уровень - 55%
В конце учебного года получены следующие результаты:
Высокий уровень - 45%
Средний уровень - 45%
Низкий уровень - 10%
Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике:
Уровень
Начало учебного года
сентябрь
Конец учебного года
май
Низкий
55%
10%
Средний
45%
45%
Высокий
0
45%
Анализ результатов показывает, что после проведенной работы, низкий уровень
показало - 10%; 45% - средний уровень; 45% -высокий уровень.
Эффективность
предложенной
системы
работы
убедительно
доказывает
следующие результаты:
значительно повысился общий эмоциональный фон;
снизился уровень тревожности;
быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
повысилось познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
усилилась самостоятельность ребенка;
развивается тактильная чувствительность, укрепляется мелкая моторика руки;
•
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции
(восприятие, внимание, память и мышление);
•
дети чувствуют себя более успешными, на занятиях весело, нет скуки и
монотонности;
•
дети, идущие в школу, легко адаптируются в детском коллективе;
•
развивается творческое воображение, в работах детей используются образы-
символы и элементы декоративного рисования.
Заключение.
Подводя итог вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Определив исходные теоретические позиции решения проблемы развития мелкой
моторики детей,
выявила, что во многих
программах данное направление
развития дошкольников не является приоритетным, оно представлено кратко и в
самых общих чертах.
В процессе практической работы, мною была разработана и апробирована
система работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста
посредством песочной терапии.
Мною были выявлены педагогические условия, способствующие наиболее
полному
и
качественному
усвоению
данного
материала,
использование
разнообразных форм и методов работы, объединенных темой и содержанием;
создание предметно-развивающей среды; планомерная и систематическая работа
с родителями.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того,
чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим
собой. Песочная терапия – это символический язык для самовыражения.
Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и
другим людям, к происходящим событиям.
Эффективность системы работы во многом зависит от создания условий для
успешного развития мелкой моторики детей:
- разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях,
- систематичность,
- подбор материала, методов и приемов, учитывая возрастные особенности детей,
- создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития
представлений о многообразии окружающего мира,
- взаимодействия и сотрудничества детей, воспитателя, родителей.
Песочная терапия не может избавить ребенка от всех проблем, но она помогает
им изменить отношение к трудностям и к себе.
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо
испортить или сломать. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой
моторики, памяти, воображения. Все это может происходить в форме сказки,
легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда
взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Песок может и просто
позабавить, и стать средой для развития и обучения.
Главное достоинство работы с песком в том, что она позволяет ребёнку или
целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном
пространстве. Детям предоставляется возможность строить свой личный мир,
ощущая себя творцом.
Трудности системы работы
Дети не могли наладить взаимоотношения
друг с другом и взрослыми;
справиться с плохим поведением; плохо соблюдали правила работы с песком .
Многие родители не понимали, какое важное значение имеет развитие мелкой
моторики ребенка для полноценного развития личности, не имели представления
о песочной терапии, как средстве развития мелкой моторики.
Опыт работы был представлен:
-на педсовете в МБДОУ «Детский сад №7», выступление на тему:
"Интеграция
образовательных
областей
с
использованием
элементов
песочной терапии";
презентация на тему: "Развитие мелкой моторики посредством песочной
терапии детей дошкольного возраста".
- на семинаре-практикуме для воспитателей МБДОУ «Детский сад №7» на
тему:
"Создание условий для работы с песком; "Песочная арт-теропия как
здоровьесберегающая технология в ДОУ".
-консультации для воспитателей ДОУ на тему:
"Разговор о песочной терапии"; "История возникновения песочной терапии";
"Песочная страна - страна чудес".
- на круглом столе с элементами практикума для родителей:
"Учим детей игре с песком".
- на родительских собраниях консультации на тему:
"Малыш играющий в песок"; "Песок в детском саду"; "Безопасные игры в
песочнице"; "Песочная терапия"; "развитие мелкой моторики, навыков через
песочные сеансы".
- на открытых занятиях для родителей и воспитателей МБДОУ «Детский сад
№7»:
"У бабушки в гостях"; "Чувствительные ладошки"; "Путешествие с колобком";
"Сказочная страна".
Библиография:
Аромштам,М.
«Игры
на
влажном
песке»/М.Аромштам./
/Дошкольное
образование: издательского дома «Перое сентября».2006.N 12.С.6.
Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-
волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /
Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-N1.-С.50-52
Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева
/ / Педагогический вестник.-2006.-N3.-С.5.
Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности
ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/
/Дошкольная педагогика.-2004.N5.-С.26-29
Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-
2006.-N4.-С.65-68
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по
песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Игры в сказкотерапии» СПб 2008
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб2013
М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006