Автор: Саттарова Любовь Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 165 комбинированного вида»
Населённый пункт: Ново-Савиновский район, город Казань
Наименование материала: Экспериментальная работа
Тема: Использование нетрадиционной техники в изобразительной деятельности в средней группе ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по рисованию в
нетрадиционной технике «Веточка
рябины» (средняя группа)
Цель:
- развитие у детей эмоционального, радостного отношения к
природе средствами художественного слова, музыки, освоение
нетрадиционной техники рисования –прикладывание карандаша.
Задачи:
- учить использовать различный материал в нетрадиционной
технике рисования;
-продолжать закреплять навыки изображения ветки (рябины);
- познакомить с зимующими птицами, учить заботиться о птицах
зимой;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать в детях желание помогать, умение сочувствовать,
сопереживать;
- воспитывать любовь к природе;
Материалы для занятия: использование ИТК для показа презентации,
шаблоны веточек рябины, иллюстрация «Ветка рябины», иллюстрация
«Птицы на рябине», карандаш, красная и коричневая гуашь, баночка с водой,
салфетки, фломастеры, шаблон дерева и птиц, фонограмма «Звуки птиц в
лесу».
Словарная работа: кисть, гроздь рябины
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за рябиной, знакомство с
нетрадиционной техникой рисования.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте за руки возьмемся и друг другу
улыбнемся, (ой, как вы красиво улыбаетесь), давайте улыбнемся
нашим гостям и поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
Воспитатель: Дети вы загадки любите отгадывать?
Д: Да.
В: Я вам сейчас загадаю, а вы постарайтесь её отгадать. Слушайте
меня внимательно:
Загадка:
Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
-Что за дерево? (ответы детей).
- А хотите, я расскажу вам про нее сказку?
1 слайд Жила – была рябина.
2 слайд Весной она оделась новыми листочками, зацвела
красивыми белыми цветами.
3 слайд Когда отцвели цветы, появились ягодки. Всё лето
рябина пила водичку, грелась на солнышке, и ягодки созревали,
становились всё больше и краснее. Позвала рябина птичек:
«Птички, летите есть мои ягодки, они уже созрели», но птички
сказали: «Еще не время. Рано».
4 слайд Наступила осень. Листья у рябины пожелтели,
покраснели и наконец опали. Опечалилась рябина – никто её
ягодки не ест. Снова позвала рябина птичек, а они опять говорят,
что рано.
5 слайд Наступила зима. Всю землю покрыл снежок. Засыпало
снегом все семена, спрятались все насекомые, мухи и муравьи.
6 слайд Тут и прилетели птички клевать рябиновые ягодки.
Давайте посмотрим какие птички прилетели? (ответы детей).
«Настало время! Больше нам нечего кушать. Спасибо тебе рябинка,
что сохранила для нас свои ягодки». Поблагодарили птички
рябинку за ягодки, и осталась рябинка довольная, что пригодилась.
Но вот однажды ночью, подул сильный ветер и сорвал все ягодки
на деревце, загрустила тогда рябинка, прилетят птички поклевать
ягод, а их нет.
Ребята, поможем нашей рябинке? А как мы можем помочь, что мы
можем сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно!
- Мы сейчас нарисуем с вами много ягод на веточках рябины.
- Но прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем с вами
разминку.
Представьте, дети, что мы находимся в лесу, мы деревья- рябинки.
Физминутка.
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (потягивания-руки вверх)
Ей непросто жить на свете-
Ветер крутит, ветер вертит. (ращение туловища вправо и влево)
Но рябина только гнется,
Не печалится-смеется. (наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (дети машут руками, изображая ветер).
В: Асейчас мы рассмотрим ягоды рябины.
Скажите,а какого цвета ягоды? (красного0,а формы (круглой),а
сколько ягод на веточке? (одна или много?).Посмотрите
внимательно,как ягодки располагаются?(ответы детей).
- Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы
(круглой),
Сколько ягод на веточке ?(одна или много) смотрите
внимательно ,как ягодки располагаются?(Ответы детей)Когда
ягод много и они располагаюся близко друг к другу их называют
грозьдями.
Воспитатель: Ребята, проходите на свои места.
Сегодня мы с вами будем волшебниками и будем рисовать не
кисточкой, не пальчиком, не ладошкой, а карандашиком. А точнее
обратной стороной, способом прикладывания карандаша.
Показ:
- Я беру карандашик и обмакиваю его в краску ( не
весь карандашик , а кончик) и прикладываю ,получаются вот
такие ягодки.
Можно приступить к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте
на карандашик краску хорошо (чтобы ягоды были сочные).
Ягодок рисуйте побольше, чтобы всем птичкам хватило, одна
ягодка возле другой.
Воспитатель: - Пока ваши работы подсыхают, давайте сделаем
зарядку для пальчиков.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
СКОЛЬКО ПТИЦ К КОРМУШКЕ НАШЕЙ
ПРИЛЕТЕЛО? МЫ РАССКАЖЕМ. (РИТМИЧНО СЖИМАЮТ И
РАЗЖИМАЮТ КУЛАЧКИ)
ДВЕ СИНИЦЫ, ВОРОБЕЙ,
ШЕСТЬ ЩЕГЛОВ И СНЕГИРЕЙ,
ДЯТЕЛ В ПЁСТРЫХ ПЁРЫШКАХ. (НА КАЖДОЕ НАЗВАНИЕ
ПТИЦЫ ЗАГИБАЮТ ПО ОДНОМУ ПАЛЬЧИКУ)
ВСЕМ ХВАТИЛО ЗЁРНЫШЕК. (РИТМИЧНО СЖИМАЮТ И
РАЗЖИМАЮТ КУЛАЧКИ)
Воспитатель: Давайте порадуем нашу рябинку, развесим веточки
рябинки
Идет анализ детских работ
, дети рассказывают стихи про
рябинку.
Ребята, как много вы нарисовали ягод на рябине. А иначе и
нельзя: на всех может не хватить….
Воспитатель: А какое сейчас настроение у рябинки? (ответы детей).
Ребята, а для чего мы с вами рисовали рябинку?
- Помогли мы нашей рябинке? Дети читают стихи о рябинке:
1. Вот,рябинка у тропинки,
Кисти алые горят,
А девчонки и мальчишки
Их сорвать скорей спешат.
Много брать мы не будем
Мы про птичек не забудем.
2. Зябнут березы,стынут осины,
Только горят на морзе рябины
И ото всюдусмотрт-ка смотри!
Греться к рябине летят снегири
3. Красненькую ягодку
Мне дала рябинка
Думал я. что сладкую,
А она как хина
Толи это ягодка просто не дозрела
Толь рябинка хитрая
Подшутить хотела.
А вот и птички прилетели поклевать наших ягод -
Давайте посадим
птичек на рябинку..
они нас благодарят за вкусное угощение
.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось сегодня занятие? А, что
было наиболее интересным? что нового вы узнали? (ответы
детей).
Каким способом мы рисовали ветку рябины?
Воспитатель: С помощью чего мы рисовали?
Все сегодня молодцы, постарались, спасли птиц от голода.
Вечером придут родители, расскажите им, и они вместе с вами
порадуются.
Теперь ягодки надо нарисовать. На пальчик краску набираю. Какого цвета я
краску беру? Посильнее карандашик обмакиваю, чтобы ягодки были сочные.
И прижимаю, где у нас много веточек. Ягодок рисую побольше, чтобы всем
птичкам хватило, одна ягодка возле другой. А теперь приступайте вы!
Дети выполняют задание, воспитатель помогает тем, кто испытывает
трудности.
Рефлексия
Воспитатель: Правильно, рябина очень красивое дерево и
полезное. Ягодами рябины питаются птицы (а именно синички,
скворцы и даже вороны). Любят ягоды и медведи, лоси. Для людей
тоже рябина полезна, ягоды и листья рябины обладают
целебными свойствами, содержат витамины, убивают микробы, их
сушат, варят варенье, добавляют в чай, компот.
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
(Рябина)
Воспитатель: (послушайте стихотворение).
Воспитатель:
Правильно, рябина очень красивое дерево и полезное.
Ягодами рябины питаются птицы (а именно синички, скворцы и
даже вороны). Любят ягоды и медведи, лоси. Для людей тоже
рябина полезна, ягоды и листья рябины обладают целебными
свойствами, содержат витамины, убивают микробы, их сушат,
варят варенье, добавляют в чай, компот.
И вот сегодня утром я получила письмо от одной птички, Но вот беда, в лесу
поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине. Прилетят снегири, а
лакомства любимого нет! Что же делать? Давайте поможем снегирям,
нарисуем ягоды на рябине! Но сначала отдохнем.
Зимой когда на улице холодно и голодно, на рябину прилетают
разные зимующие птицы, давайте посмотрим какие?
(Показ иллюстрации «Птицы на рябине»)
Воспитатель: Каких птиц вы знаете? (снегири, дятел, синица, воробей, клест)
Воспитатель: Сегодня мы попробуем нарисовать гроздья рябины, с помощью гуаши и
карандаша, необычным способом, прикладыванием карандаша
- Ребята, я совсем забыла, сегодня утром пролетала Сорока- белобока
и
рассказала, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды
на рябине.
- А скоро уже снегири прилетят, а лакомства любимого нет! Давайте поможем
снегирям, нарисуем ягоды на рябине. Поможем?
А мы сейчас рассмотрим ягоды рябины. Сколько ягод на веточке (одна или много)
ответы детей
Если на одной веточке много ягод, ее можно назвать гроздь.
Ответы детей.
Ой, дети, а вы знаете ли вы, как выглядят листья рябины.
Давайте с вами поиграем в игру «Найди листок». У меня здесь много разных листочков.
Найдите листья рябины (1 ребенок)
Игра: «Найди листок?» (2-3 раза)
Какого она цвета?
Ответы детей
А все ягодки красного цвета?
Ответы детей
Ягоды рябины красивые, но они кислые и горчат. Я их пробовала.
детей
Воспитатель:: В ягодах рябины много витаминов, а, то что они горчат, не:страшно.
Ближе к зиме, ударят морозы и ягоды рябины станут слаще.