Автор: Канина Алена Владимировна
Должность: вослитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34
Населённый пункт: комсомольск на амуре
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание детей с ОВЗ в условиях детского дома
Раздел: дополнительное образование
Воспитание детей с ОВЗ в условиях детского дома
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. Дети с особыми возможностями
здоровья (ОВЗ), как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы
окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть
достигнуто в коллективе, в котором собраны в основном дети, имеющие также физические,
интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.
Для ребенка, испытывающего трудности, социальная адаптация, невозможна в искусственно
созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных
заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в
мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять
их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом
приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует
недоброжелательность и настороженность окружающих людей, болезненно на это реагирует. К
детям с ОВЗ относят:
- дети – инвалиды;
- дети с диагнозом умственной отсталости;
- дети с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
- дети с аутизмом;
- дети с комбинированными нарушениями в развитии.
Для каждого такого ребенка нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое
достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Что бы ребенок был счастливым,
ему нужно чувствовать себя уверенным и сильным. И в этом ему помогут полученные знания .
Задача моей педагогической деятельности - добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания,
приобретал умения, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Обратимся к опыту практической работы в детском доме. В моей группе воспитывается восемь
детей с ОВЗ, диагноз – задержка психического развития, двое детей – инвалиды . Проблем в
воспитании таких детей возникает много: проблемы адаптации с момента прибытия
воспитанников в группу; особенности познавательной сферы; трудности, связанные с
физиологическими особенностями (речевые нарушения, нарушения зрения). Кроме того, все
перечисленные проблемы усугублялись сиротством, наличием психологических травм, связанных
с неудачным опытом устройства в приемную семью. В результате – перед нами портрет ребенка,
«перегруженного» психологическими нарушениями в развитии.
В такой, казалось бы, непростой ситуации мне необходимо было в кратчайшие сроки
определиться с проблемами, принять непростое решение по выбору приоритетов в социально-
педагогической работе с этими детьми. Первое, что необходимо было сделать, это провести
качественную комплексную диагностику детей.
Диагностика включала три основных направления:
- анализ социальной ситуации ребенка и определение его статуса (совместно с социальным
педагогом);
- консультация с медицинскими работниками с целью выявления состояния физического и
психического здоровья ребенка, а также наличия противопоказаний в работе с ним;
- оценка уровня социальной адаптации ребенка, составление психологического портрет ребенка;
- прогноз перспективы его дальнейшего развития (совместно с психологом).
Таким образом, работа с ребенком с ОВЗ практически с самого начала потребовала тесного
сотрудничества воспитателя с другими специалистами: с социальным педагогом,
медработниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем начальных классов.
За основу в моей работе были взяты следующие критерии и показатели:
- Уровень развития познавательных способностей ребенка.
- Навыки самообслуживания, труда и гигиены.
- Уровень воспитанности, коммуникативных навыков.
- Мониторинг показателей здоровья.
В результате диагностического обследования у воспитанников была выявлена значительная
задержка психоречевого развития, низкий уровень развития социально-бытовых компетенций. В
связи с этим возник вопрос о разработке индивидуальных планов коррекционно-развивающей
работы с детьми, объединяющих усилия специалистов всех служб детского дома.
Примерный план работы с ребенком с ОВЗ:
- Организация обучения (развитие речи, занятия с логопедом, с психологом);
- Воспитательная деятельность (обучение в личной и совместной с воспитателем деятельности
социально-бытовым навыкам; нравственное воспитание; развитие познавательной сферы;
развитие творческих способностей; духовное развитие; экологическое воспитание; тренинги
общения; занятия для развития мелкой моторики; привитие трудовых навыков; воспитание
заботы друг о друге, уважения к старшим).
- Специальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-
психологом, беседы с медицинскими работниками.
Так как длительность активного внимания у детей младшего школьного возраста ограничена в
большинстве случаев по времени и требует переключения на другой вид деятельности,
длительность каждого занятия, кроме экскурсий и прогулок, составляет 15-20 минут. В структуру
занятия нами в обязательном порядке включаются физкультминутки. На занятиях поддерживается
настроение ребенка, стараемся создать ситуацию успеха. Каждое занятие заканчиваем
рефлексией: что удалось, что не получилось, над чем необходимо еще поработать.
Следовательно, разработанная программа положительно повлияла на общее психическое
состояние ребёнка и частично решила проблемы, выявленные на начальном этапе
воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Мы с уверенностью можем
констатировать наличие положительной динамики в работе с детьми с ОВЗ и считаем
целесообразным в дальнейшем продолжать работать по индивидуальным коррекционно-
развивающим планам.