Напоминание

Воспитание детей с ОВЗ в условиях детского дома


Автор: Канина Алена Владимировна
Должность: вослитатель
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34
Населённый пункт: комсомольск на амуре
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание детей с ОВЗ в условиях детского дома
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание детей с ОВЗ в условиях детского дома

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. Дети с особыми возможностями

здоровья (ОВЗ), как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы

окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть

достигнуто в коллективе, в котором собраны в основном дети, имеющие также физические,

интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.

Для ребенка, испытывающего трудности, социальная адаптация, невозможна в искусственно

созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных

заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в

мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять

их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом

приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует

недоброжелательность и настороженность окружающих людей, болезненно на это реагирует. К

детям с ОВЗ относят:

- дети – инвалиды;

- дети с диагнозом умственной отсталости;

- дети с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;

- дети с аутизмом;

- дети с комбинированными нарушениями в развитии.

Для каждого такого ребенка нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое

достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Что бы ребенок был счастливым,

ему нужно чувствовать себя уверенным и сильным. И в этом ему помогут полученные знания .

Задача моей педагогической деятельности - добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания,

приобретал умения, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Обратимся к опыту практической работы в детском доме. В моей группе воспитывается восемь

детей с ОВЗ, диагноз – задержка психического развития, двое детей – инвалиды . Проблем в

воспитании таких детей возникает много: проблемы адаптации с момента прибытия

воспитанников в группу; особенности познавательной сферы; трудности, связанные с

физиологическими особенностями (речевые нарушения, нарушения зрения). Кроме того, все

перечисленные проблемы усугублялись сиротством, наличием психологических травм, связанных

с неудачным опытом устройства в приемную семью. В результате – перед нами портрет ребенка,

«перегруженного» психологическими нарушениями в развитии.

В такой, казалось бы, непростой ситуации мне необходимо было в кратчайшие сроки

определиться с проблемами, принять непростое решение по выбору приоритетов в социально-

педагогической работе с этими детьми. Первое, что необходимо было сделать, это провести

качественную комплексную диагностику детей.

Диагностика включала три основных направления:

- анализ социальной ситуации ребенка и определение его статуса (совместно с социальным

педагогом);

- консультация с медицинскими работниками с целью выявления состояния физического и

психического здоровья ребенка, а также наличия противопоказаний в работе с ним;

- оценка уровня социальной адаптации ребенка, составление психологического портрет ребенка;

- прогноз перспективы его дальнейшего развития (совместно с психологом).

Таким образом, работа с ребенком с ОВЗ практически с самого начала потребовала тесного

сотрудничества воспитателя с другими специалистами: с социальным педагогом,

медработниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем начальных классов.

За основу в моей работе были взяты следующие критерии и показатели:

- Уровень развития познавательных способностей ребенка.

- Навыки самообслуживания, труда и гигиены.

- Уровень воспитанности, коммуникативных навыков.

- Мониторинг показателей здоровья.

В результате диагностического обследования у воспитанников была выявлена значительная

задержка психоречевого развития, низкий уровень развития социально-бытовых компетенций. В

связи с этим возник вопрос о разработке индивидуальных планов коррекционно-развивающей

работы с детьми, объединяющих усилия специалистов всех служб детского дома.

Примерный план работы с ребенком с ОВЗ:

- Организация обучения (развитие речи, занятия с логопедом, с психологом);

- Воспитательная деятельность (обучение в личной и совместной с воспитателем деятельности

социально-бытовым навыкам; нравственное воспитание; развитие познавательной сферы;

развитие творческих способностей; духовное развитие; экологическое воспитание; тренинги

общения; занятия для развития мелкой моторики; привитие трудовых навыков; воспитание

заботы друг о друге, уважения к старшим).

- Специальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-

психологом, беседы с медицинскими работниками.

Так как длительность активного внимания у детей младшего школьного возраста ограничена в

большинстве случаев по времени и требует переключения на другой вид деятельности,

длительность каждого занятия, кроме экскурсий и прогулок, составляет 15-20 минут. В структуру

занятия нами в обязательном порядке включаются физкультминутки. На занятиях поддерживается

настроение ребенка, стараемся создать ситуацию успеха. Каждое занятие заканчиваем

рефлексией: что удалось, что не получилось, над чем необходимо еще поработать.

Следовательно, разработанная программа положительно повлияла на общее психическое

состояние ребёнка и частично решила проблемы, выявленные на начальном этапе

воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Мы с уверенностью можем

констатировать наличие положительной динамики в работе с детьми с ОВЗ и считаем

целесообразным в дальнейшем продолжать работать по индивидуальным коррекционно-

развивающим планам.



В раздел образования