Напоминание

«Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях».


Автор: Книс Анжела Ильяровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №7"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях».
Раздел: среднее образование





Назад




Урок – педагогическая мастерская

Тема: «Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях».

Класс: 7 А

Технология: педагогическая мастерская.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Вид урока: лабораторная работа.

Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися значимости темы «Местоимения» в русском языке. Выработать способ

действий по нахождению разрядов местоимений, способов написания местоимений и их отличий, развивать речевые и учебно-языковые

умения.

Планируемые результаты (предметные): овладение базовыми понятиями, умениями выявлять морфологические признаки местоимений,

разряды местоимений, находить буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях в исходном тексте; навыков оценивания

полученной информации; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия

принимаемых решений.

Личностные результаты: сформировать умения использовать местоимения в устной и письменной речи; готовность и способность вести

диалог, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи, оценивать весомость приводимых доказательств и

рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности;

анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения данной темы; готовность и способность к самостоятельной

информационной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности, учитывать

позицию другого; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые

средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования в виде книжки-шпаргалки.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Нахождение буквенныхи небуквенных орфограмм в местоимениях. Выявление признаков и разрядов местоимений. Орфограмма – контраст,

орфограмма – пробел, орфограмма – дефис.

Образовательные ресурсы:

1.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык для 7-го класса основной школы/ Под науч. ред. А.А.

Леонтьева. – Изд. 2-е., испр.- М.: Баласс, 2009.

2.

Электронное учебное пособие к учебнику Бунеева Р.Н и др. Русский язык 7-9 классы.

Оборудование: мультимедийный проектор,интерактивная доска, раздаточный материал, учебник, ножницы, клей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1

I.Организационно-

мотивационный этап

Прием «Паучок»

ИНДУКЦИЯ

- Добрый день, дорогие ребята, гости! Я

вас попрошу на время забыть о тех

трудных уроках, которые у вас были

сегодня, и погрузиться в прекрасный,

могучий мир русского языка.

-

Ребята,

какие

ассоциации

у

вас

вызывает

слово

«редактор»?

Какую

работу выполняет редактор?

Один из учащихся ищет значение слова

РЕДАКТОР

в

Толковом

словаре

С.И.Ожегова

РЕДАКТОР

лицо,

которое

редактирует что-нибудь, редактировать

значит

проверять

и

исправлять

при

подготовке к печати.

-

Ребята,

если

вы

заметили

в

ассоциаграмме встретились некоторые

понятия,

которые

совпадают

с

определением.

-Кого называют корректором? (один из

учащихся обращается к словарю)

Приветствие учителя.

Предполагаемые

ответы

учащихся:

человек, который

исправляет

ошибки;

специалист,

отвечающий

за

исправление,

проверку

содержания текста.

Слово записано на доске.

Составляется

ассоциаграмма

к

слову

«редактор».

Познавательные УУД

1.

Представлять

модели

объектов

в

знаково-

символической форме.

2.

Аргументировать,

строить умозаключения.

КОРРЕКТОР

-

лицо,

исправляющее

или, вернее, указывающее на ошибки,

встречающаяся

в

набранном

наборщиком тексте.

-Ребята, перед вами записаны слова:

Некого, ничего,

ни у кого, никого,

кто-то, ни за что, я, себя, кто.

- Как вы думаете, что объединяет эти

слова?

-Сколько орфограмм встретилось в слове

ничего?

Каковы

их

опознавательные

признаки?

Предположите, какой будет тема урока.

-Вспомните, какие основные признаки

можно

выделить

в

буквенных

и

небуквенных

орфограммах

местоимений.

-Ребята, а теперь сформулируйте цели

урока, но чтоб в целях обязательно

звучали такие глаголы:

ОБОБЩИТЬ,

ДОКАЗАТЬ, УБЕДИТЬСЯ.

-

Задачей нашего урока является,

Это

слова-местоимения.

В

словах

встречаются

разные

виды

правописания

орфограмм.

Буквенная

орфограмма

в

приставках

и

орфограмма-

контраст.

Буквенные и небуквенные

орфограммы в местоимениях.

Буквенные – опознавательный

признак

безударное

положение

гласного.

Небуквенные

опознавательный

признак

приставка кое-; суффиксы –то,

-либо,

-нибудь;

наличие

предлога; наличие приставки –

не.

Регулятивные УУД

1.

Высказывать

предположения на основе

наблюдений.

2.

Формулировать

проблему урока.

создание шпаргалки правил по теме

урока.

- Ребята, недавно на своем рабочем столе

янашла сочинение ученика 6 класса. При

проверке работы выяснилось, что

им

были

допущены

некоторые

ошибки,

связанные с сегодняшней темой урока. Я

принесла фрагмен его работы вам, чтоб

вы смогли дать советы, сформулировать

правила, которые помогут ученику в

усвоении материала.

- Не случайно в начале урока мы с вами

составляли

ассоциаграмму

к

слову

«редактор».

На

уроке

вы

будете

исполнять роль редакторов, т.е. будете

редактировать текст, связанный с темой

урока. Вы будете работать в группах под

руководством

главного редактора и

корректора.

Я

предлагаю

назначить

главным

редактором

в

1

групппе…..,

во

2

группе….. и в 3 группе…..

II

. Этап закрепления и

обобщения материала

Прием «Час редактора»

ДЕКОНСТРУКЦИЯ

Каждая

группа

получает

текст

с

заданием по изучаемому материалу, в

котором допущены ошибки. Необходимо

исправить

ошибки,

доказать

правильность

написания

орфограммы,

устно защитить свою работу.

Учитывается правильность и быстрота

выполнения работы, а также умение

Коммуникативные УУД:

Владеть

монологической

речью;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

коммуникативных задач.

Познавательные УУД

1.

Представлять

информацию

в

разных

работать в коллективе.

Итогом работы должна стать шпаргалка

правил о правописании орфограмм в

местоимениях.

формах (схема).

2. Извлекать информацию

3.

Осуществлять

коррекцию

своей

деятельности.

РЕКОНСТРУКЦИЯ

Каждой группе предоставляются тексты

с заданием и иллюстративный материал,

чтоб шпаргалка была красочной. Весь

материал

поможетвам

выполнить

поставленные задачи урока.

1.Школьники распределяют задания.

2.Записывают

правила

в

листы

шпаргалки

правил,

подбирают

иллюстрации.

Учитель выступает в роли координатора

деятельности учащихся.

Внутри

группы

обсуждается

проделанная работа, ребята свертывают

страницы.

Познавательные УУД

1. Отбирать информацию,

классифицировать,

обобщать.

2.

Анализировать,

сравнивать, группировать.

3.

Проводить коррекцию

деятельности.

Прием «Обмен знаниями»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Учащиеся отчитываются о проделанной

работе.

В итоге происходит обмен мнениями.

Группы встают по очереди и знакомят с

результатами

своей

работы.

Каждая

группа в шпаргалку правил добавляет

листы с правилами.

III

.

Этап

подведения

итогов

АФИШИРОВАНИЕ

Ребята скрепляют шпаргалку правил,

учитель

представляет

шпаргалку

на

обозрение всему классу.

- Ребята, спасибо вам за помощь. Мы

справились

с

поставленной

задачей,

подготовили

интересный

материал

о

правилах

правописания

местоимений.

Думаю,

что

ученику

6

класса

эта

замечательная

шпаргалка

поможет

в

будущем.

IV

. Рефлексия

-Ребята, охарактеризуйте свою работу на

этом уроке с помощью предложений:

Я убедился в том, что…..

Я научился находить….

Я узнал, что…..

-Какие ощущения оставил наш урок от

сегодняшней проделанной работы?

Ребята высказывают свои суждения.

- Оцените свою работу в группе.

Выставление отметок.

Регулятивные

УУД,

ТОУУ

1.

Соотносить

цели

и

результаты

своей

деятельности.

2. Вырабатывать критерии

оценки

и

определять

степень

успешности

работы.

V

.

Информация

о

домашнем задании

На

основании

изученного

написать

мини-сочинение

«Зачем

нужно

знать

правила правописания местоимений»



В раздел образования