Напоминание

"Модель взаимодействия специалистов и родителей по формированию словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи"


Авторы: Михайловская Анастасия Владимировна, Михайлова Елена Алексеевна
Должность: студент-магистрант; к.п.н., доцент
Учебное заведение: Самарского государственного социально-педагогического университета
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Модель взаимодействия специалистов и родителей по формированию словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Модель взаимодействия специалистов и родителей по формированию

словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Михайловская А.В., студент-магистрант

Самарского государственного

социально-педагогического университета

Михайлова Е.А., к.п.н., доцент Самарского государственного

социально-педагогического университета

Аннотация: В статье представлена модель взаимодействия специалистов

и родителей по формированию словаря признаков у дошкольников с ОНР.

Определено

содержание

работы

каждого

из

специалистов

по

формированию словаря признаков у дошкольников с ОНР. Разработанная

модель

взаимодействия

специалистов

и

родителей

может

быть

использована

для

совершенствования

коррекционно-педагогической

работы с детьми в дошкольных учреждениях

Ключевые слова:

общее недоразвитие речи, дошкольники, словарь

признаков, словарь прилагательных, взаимодействие специалистов и

родителей.

О важности взаимодействия логопеда с другими специалистами и

родителями в процессе коррекционной работы говорили Л.В. Лопатина

[2], Н.В. Нищева [1], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [3] и другие. Авторы

считают, что важными предпосылками для повышения эффективности

логопедической

работы

является

формирование

у

родителей

мотивированного отношения и активное включение в нее. Сотрудничество

родителей с учителем-логопедом и другими специалистами (воспитателем,

педагогом-психологом,

музыкальным

руководителем,

педагогом

по

изобразительному

искусству)

позволит

существенно

повысить

эффективность логопедической работы. Единое пространство речевого

развития

дошкольника

будет

невозможным

при

осуществлении

независимых усилий педагогов и родителей, при несогласовании своих

планов и намерений. Благодаря такому сотрудничеству педагогов и семьи

учитываются

как

речевые,

так

и

индивидуально

типологические

особенности детей, их компенсаторные возможности, формулируется

объективное заключение, намечаются индивидуальные и групповые

программы коррекционной работы, растет компетентность педагогов и

родителей в области коррекционной педагогики.

Модель

взаимодействия

была

составлена

с

учетом

результатов

эксперимента по выявлению уровней развития и особенностей словаря

прилагательных у дошкольников с ОНР. В процессе исследования было

выявлено большое расхождение между пассивным и активным словарем

прилагательных. Пассивный словарь прилагательных сформирован на

высоком уровне, активный - на низком. У дошкольников с ОНР

наблюдались следующие трудности:

-

невозможность актуализации прилагательных из-за их отсутствия в

активном словаре (например, удивленный мальчик, испуганный

мальчик, осиновый лист, стеклянная ваза);

-

замены качественных прилагательных на семантически близкие

(например, прямоугольная книга-квадратная книга, овальный шар-

круглый шар);

-

замена относительных прилагательных с менее продуктивным и

более продуктивным суффиксом между собой (например, березовый

лист-березный лист, весенний день-весновый день, ананасовый сок-

ананасный сок);

-

замена притяжательных прилагательных с менее продуктивным

суффиксом на более продуктивный (беличий хвост - белочный

хвост);

-

замена

притяжательных

прилагательных

на

форму

существительного родительного падежа (лисий хвост - хвост лисы);

-

при актуализации прилагательных-антонимов дети заменяли их на

прилагательные, обозначающих другой признак: высоты, ширины,

величины (например, длинный, высокий, широкий – маленький);

-

невозможность

актуализировать

прилагательные-антонимы,

что

проявлялось в подборе слов с частицей “не” (горячий-не горячий), в

невозможности актуализировать противоположное по значению

слово (например, к словам здоровый, сухой, широкий, высокий);

-

трудности

актуализации

прилагательных-синонимов,

что

проявлялось в употреблении прилагательных в сравнительной

степени, составной формы превосходной степени прилагательного, в

изменении родового окончания предъявляемого слова (например,

красивый-красивее, грустный – самый грустный, храбрый-храбрая,

храбрые);

-

дети не смогли актуализировать прилагательные-синонимы, что

проявлялось

в

заменах

прилагательного,

обозначающего

эмоциональное состояние названием эмоционального состояния

(радостный-радость).

В предлагаемой модели определено содержание работы каждого из

специалистов по формированию словаря прилагательных у дошкольников

с ОНР. Разработанная модель взаимодействия специалистов и родителей

может

быть

использована

для

совершенствования

коррекционно-

педагогической

работы

с

детьми

в

дошкольных

учреждениях

общеобразовательного, компенсирующего, комбинированного видов.

Коррекционная работа будет строиться следующим образом.

На первом этапе (подготовительном) необходимо создать базу для

развития словаря прилагательных. Предлагаются задания на развитие

высших психических функций, с помощью которых формируется умение

понимать и называть разные виды имен прилагательных (качественных,

относительных,

притяжательных,

прилагательных-антонимов,

прилагательных-синонимов).

На втором этапе (основном) проводится работа по актуализации

имен

прилагательных,

на

третьем

этапе

(заключительном)

-

по

формированию умения использовать имена прилагательные в разных

ситуациях коммуникации и видах деятельности детей. При изучении

каждой

лексической

темы

будут

реализовываться

все

три

этапа

(подготовительный, основной, заключительный), которые указаны выше.

Рассмотрим модель взаимодействия специалистов и родителей по

формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР на

примере лексической темы «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».

1. Учитель-логопед

Задачи:

А)

работать

над

пониманием,

актуализацией

качественных

прилагательных, обозначающих: цвет;

погодные условия; внешнюю

оценку.

Б) работать над пониманием, актуализацией прилагательных-антонимов,

обозначающих: временные

отношения,

температуру,

эмоциональные

состояния.

В)

работать

над

пониманием,

актуализацией

относительных

прилагательных, обозначающих: листья деревьев; материал предмета.

Г)

работать

над

пониманием,

актуализацией

притяжательных

прилагательных в процессе диалога между детьми.

Д) работать над пониманием синонимических отношений, актуализацией

прилагательных-синонимов.

Е)

формировать

умение

составлять

описательный

рассказ

с

отработанными прилагательными по теме с опорой на схему.

Предлагается примерный лингвистический материал, на который будут

опираться учитель-логопед, другие специалисты и родители. Стоит

отметить, что усвоение имен прилагательных идет следующим образом: от

прилагательных с более продуктивными суффиксами до прилагательных с

менее продуктивными суффиксами.

Качественные прилагательные: желтый, красный, зеленый, багряный

оранжевый

(лист). Хмурое, пасмурное (небо), дождливый (день),

красивый (лист).

Прилагательные-антонимы: ранняя осень-поздняя осень, холодный

ветер-теплый ветер, радостный-грустный мальчик).

Относительные прилагательные: березовый, рябиновый, осиновый,

кленовый (лист). Кожаная (куртка), вязаный (шарф), шерстяной (свитер).

Притяжательные

прилагательные

(например,

использовать

в

процессе диалога):

- Это чей лист?

-Это Машин рябиновый лист. Это Сашин кленовый лист и т.д.

-Это чей след?

- Это лисий (волчий, заячий, медвежий) след.

Прилагательные-синонимы: грустное, печальное, пасмурное (небо,

настроение).

Текст: Наступила осень. Небо хмурое, пасмурное. Дует холодный

ветер, Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся желтыми,

красными, оранжевыми, багряными. Сколько разных листьев на земле:

березовые, рябиновые, осиновые, кленовые.

В своей работе учитель-логопед может использовать следующие методы и

приемы:

- проведение беседы с опорой на наглядность;

-рассматривание картин, объектов окружающего мира;

- демонстрация презентации;

-

игровые

упражнения

«Приметы

осени»,

«Скажи

наоборот»,

«Листопад»,«Прогноз погоды»;

- разыгрывание сценок «Что наденешь осенью?», «Чьи следы видишь?»;

-сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в поход по лесу», «Интервью»

(рассказ иностранному гостю об осени), «Осенняя ярмарка».

2. Воспитатель

Задачи:

- развивать цветовосприятие и цветоразличение;

- формировать представления детей о свойствах и качествах изучаемых

предметов и явлений;

- формировать умение сравнивать предметы и явления по определенным

признакам;

- формировать умение узнавать породы деревьев на участке детского сада

с

одновременным

закреплением

относительных

прилагательных,

обозначающих листья деревьев;

-формировать умение самостоятельно характеризовать свойства и качества

объектов;

-закреплять изученные прилагательные в НОД, режимных моментах;

- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.

Используемые методы и приемы:

-наблюдение;

-экспериментирование «Сравни листочки»;

-проведение беседы с опорой на наглядность;

-рассматривание картин, объектов окружающего мира;

- демонстрация презентации;

- чтение художественных произведений (В. Зотов «Дуб», «Клен» и др.),

заучивание стихов (И. Могилевская «Садик свой украсим листьями

кленовыми», М. Сидорова «Зонтик», В.Берестов «Октябрь» и др.);

- игровые упражнения «Золотой листок возьми», «Что бывает осенью?»,

«Осеннее лото», «Опиши красиво»;

-строительно-конструктивные игры «Построй по схеме», «Дерево из

фигур», «Построим лесную полянку»;

- разыгрывание сценок «Собираемся на прогулку»;

-сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в поход по лесу», «Прогулка на

участке детского сада», «В парке», «Осенний пикник», «Интервью»

(рассказ иностранному гостю об осени), «Осенняя ярмарка».

3. Педагог-психолог:

Задачи:

- развивать цветовосприятие и цветоразличение;

- формировать представления детей о свойствах и качествах изучаемых

предметов и явлений;

- формировать умение сравнивать предметы и явления по определенным

признакам, подбирать группу предметов по заданному признаку;

-развивать

мыслительные

операции

анализа,

синтеза,

сравнения,

классификации с включением отработанных прилагательных по теме.

- закреплять умение самостоятельно характеризовать свойства и качества

объектов;

- закреплять умение составлять описательный рассказ с отработанными

прилагательными по теме;

- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.

Используемые методы и приемы:

наблюдение; экспериментирование;

проведение беседы с опорой на наглядность; рассматривание картин,

объектов окружающего мира; демонстрация презентации; арт-терапия;

игровые упражнения; разыгрывание сценок.

4. Музыкальный руководитель

Задачи:

- формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки с

одновременной актуализацией отработанных прилагательных;

- развивать умение определять характер произведения с одновременной

актуализацией отработанных прилагательных;

-формировать умение выполнять движения под музыку с одновременной

актуализацией отработанных прилагательных;

-актуализировать

качественные,

относительные,

притяжательные

прилагательные в процессе пения.

Используемые методы и приемы: беседа; слушание; сравнение интонаций

музыки и речи; пение; музыкально-ритмические движения; разыгрывание

сценок.

5. Педагог по изобразительной деятельности

Задачи:

- работать над пониманием, уточнением, актуализацией цветов и оттенков;

- формировать умение передавать форму, цвет предметов, равномерно

располагать предметы по всему листу; находить для предметов величину,

соответствующую листу бумаги;

- формировать умение отображать в рисунках, поделках признаки

предметов с одновременной актуализацией изученных прилагательных;

-формировать умение передавать в лепке характерные признаки предметов

с одновременной актуализацией изученных прилагательных.

Используемые

методы

и

приемы:

беседа;

наблюдение;

экспериментирование (с водой, смешением красок); исследовательская

деятельность; пальчиковая живопись; коллаж.

6. Родители

При взаимодействии с родителями задачами специалистов будут являться:

- формировать мотивационное отношение к коррекционной работе по

формированию словаря признаков у дошкольников с ОНР;

-повысить

психолого-педагогическую

компетентность

родителей

в

вопросе формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР;

- обучить родителей конкретным приемам коррекционной работы по

формированию словаря признаков.

В свою очередь, задачами родителей будут являться:

- обсудить совместно с логопедом и другими специалистами, какие имена

прилагательные необходимо закрепить в речи ребенка;

- изучить и применить рекомендованные специалистами приемы работы;

- работать над пониманием, актуализацией словаря прилагательных по

теме в домашних условиях;

- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.

Формы

работы

при

взаимодействии

специалистов

и

родителей:

консультации; родительские собрания; информационные стенды; выпуск

буклетов с рекомендациями и играми по формированию словаря

прилагательных в домашних условиях.

Таким образом, при совместной работе специалистов ДОУ и родителей

дошкольников с ОНР коррекционная работа по формированию словаря

признаков будет более эффективной.

Список литературы:

1. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного образования

для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3

до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-пресс, 2016. — 240 с.

2. Примерная адаптированная основная образовательная программа для

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: / под ред.: Л. В.

Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.

3. Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению

общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

— М.: Просвещение, 2008. — 272 с.



В раздел образования