Авторы: Михайловская Анастасия Владимировна, Михайлова Елена Алексеевна
Должность: студент-магистрант; к.п.н., доцент
Учебное заведение: Самарского государственного социально-педагогического университета
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Модель взаимодействия специалистов и родителей по формированию словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование
Модель взаимодействия специалистов и родителей по формированию
словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Михайловская А.В., студент-магистрант
Самарского государственного
социально-педагогического университета
Михайлова Е.А., к.п.н., доцент Самарского государственного
социально-педагогического университета
Аннотация: В статье представлена модель взаимодействия специалистов
и родителей по формированию словаря признаков у дошкольников с ОНР.
Определено
содержание
работы
каждого
из
специалистов
по
формированию словаря признаков у дошкольников с ОНР. Разработанная
модель
взаимодействия
специалистов
и
родителей
может
быть
использована
для
совершенствования
коррекционно-педагогической
работы с детьми в дошкольных учреждениях
Ключевые слова:
общее недоразвитие речи, дошкольники, словарь
признаков, словарь прилагательных, взаимодействие специалистов и
родителей.
О важности взаимодействия логопеда с другими специалистами и
родителями в процессе коррекционной работы говорили Л.В. Лопатина
[2], Н.В. Нищева [1], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [3] и другие. Авторы
считают, что важными предпосылками для повышения эффективности
логопедической
работы
является
формирование
у
родителей
мотивированного отношения и активное включение в нее. Сотрудничество
родителей с учителем-логопедом и другими специалистами (воспитателем,
педагогом-психологом,
музыкальным
руководителем,
педагогом
по
изобразительному
искусству)
позволит
существенно
повысить
эффективность логопедической работы. Единое пространство речевого
развития
дошкольника
будет
невозможным
при
осуществлении
независимых усилий педагогов и родителей, при несогласовании своих
планов и намерений. Благодаря такому сотрудничеству педагогов и семьи
учитываются
как
речевые,
так
и
индивидуально
типологические
особенности детей, их компенсаторные возможности, формулируется
объективное заключение, намечаются индивидуальные и групповые
программы коррекционной работы, растет компетентность педагогов и
родителей в области коррекционной педагогики.
Модель
взаимодействия
была
составлена
с
учетом
результатов
эксперимента по выявлению уровней развития и особенностей словаря
прилагательных у дошкольников с ОНР. В процессе исследования было
выявлено большое расхождение между пассивным и активным словарем
прилагательных. Пассивный словарь прилагательных сформирован на
высоком уровне, активный - на низком. У дошкольников с ОНР
наблюдались следующие трудности:
-
невозможность актуализации прилагательных из-за их отсутствия в
активном словаре (например, удивленный мальчик, испуганный
мальчик, осиновый лист, стеклянная ваза);
-
замены качественных прилагательных на семантически близкие
(например, прямоугольная книга-квадратная книга, овальный шар-
круглый шар);
-
замена относительных прилагательных с менее продуктивным и
более продуктивным суффиксом между собой (например, березовый
лист-березный лист, весенний день-весновый день, ананасовый сок-
ананасный сок);
-
замена притяжательных прилагательных с менее продуктивным
суффиксом на более продуктивный (беличий хвост - белочный
хвост);
-
замена
притяжательных
прилагательных
на
форму
существительного родительного падежа (лисий хвост - хвост лисы);
-
при актуализации прилагательных-антонимов дети заменяли их на
прилагательные, обозначающих другой признак: высоты, ширины,
величины (например, длинный, высокий, широкий – маленький);
-
невозможность
актуализировать
прилагательные-антонимы,
что
проявлялось в подборе слов с частицей “не” (горячий-не горячий), в
невозможности актуализировать противоположное по значению
слово (например, к словам здоровый, сухой, широкий, высокий);
-
трудности
актуализации
прилагательных-синонимов,
что
проявлялось в употреблении прилагательных в сравнительной
степени, составной формы превосходной степени прилагательного, в
изменении родового окончания предъявляемого слова (например,
красивый-красивее, грустный – самый грустный, храбрый-храбрая,
храбрые);
-
дети не смогли актуализировать прилагательные-синонимы, что
проявлялось
в
заменах
прилагательного,
обозначающего
эмоциональное состояние названием эмоционального состояния
(радостный-радость).
В предлагаемой модели определено содержание работы каждого из
специалистов по формированию словаря прилагательных у дошкольников
с ОНР. Разработанная модель взаимодействия специалистов и родителей
может
быть
использована
для
совершенствования
коррекционно-
педагогической
работы
с
детьми
в
дошкольных
учреждениях
общеобразовательного, компенсирующего, комбинированного видов.
Коррекционная работа будет строиться следующим образом.
На первом этапе (подготовительном) необходимо создать базу для
развития словаря прилагательных. Предлагаются задания на развитие
высших психических функций, с помощью которых формируется умение
понимать и называть разные виды имен прилагательных (качественных,
относительных,
притяжательных,
прилагательных-антонимов,
прилагательных-синонимов).
На втором этапе (основном) проводится работа по актуализации
имен
прилагательных,
на
третьем
этапе
(заключительном)
-
по
формированию умения использовать имена прилагательные в разных
ситуациях коммуникации и видах деятельности детей. При изучении
каждой
лексической
темы
будут
реализовываться
все
три
этапа
(подготовительный, основной, заключительный), которые указаны выше.
Рассмотрим модель взаимодействия специалистов и родителей по
формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР на
примере лексической темы «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».
1. Учитель-логопед
Задачи:
А)
работать
над
пониманием,
актуализацией
качественных
прилагательных, обозначающих: цвет;
погодные условия; внешнюю
оценку.
Б) работать над пониманием, актуализацией прилагательных-антонимов,
обозначающих: временные
отношения,
температуру,
эмоциональные
состояния.
В)
работать
над
пониманием,
актуализацией
относительных
прилагательных, обозначающих: листья деревьев; материал предмета.
Г)
работать
над
пониманием,
актуализацией
притяжательных
прилагательных в процессе диалога между детьми.
Д) работать над пониманием синонимических отношений, актуализацией
прилагательных-синонимов.
Е)
формировать
умение
составлять
описательный
рассказ
с
отработанными прилагательными по теме с опорой на схему.
Предлагается примерный лингвистический материал, на который будут
опираться учитель-логопед, другие специалисты и родители. Стоит
отметить, что усвоение имен прилагательных идет следующим образом: от
прилагательных с более продуктивными суффиксами до прилагательных с
менее продуктивными суффиксами.
Качественные прилагательные: желтый, красный, зеленый, багряный
оранжевый
(лист). Хмурое, пасмурное (небо), дождливый (день),
красивый (лист).
Прилагательные-антонимы: ранняя осень-поздняя осень, холодный
ветер-теплый ветер, радостный-грустный мальчик).
Относительные прилагательные: березовый, рябиновый, осиновый,
кленовый (лист). Кожаная (куртка), вязаный (шарф), шерстяной (свитер).
Притяжательные
прилагательные
(например,
использовать
в
процессе диалога):
- Это чей лист?
-Это Машин рябиновый лист. Это Сашин кленовый лист и т.д.
-Это чей след?
- Это лисий (волчий, заячий, медвежий) след.
Прилагательные-синонимы: грустное, печальное, пасмурное (небо,
настроение).
Текст: Наступила осень. Небо хмурое, пасмурное. Дует холодный
ветер, Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся желтыми,
красными, оранжевыми, багряными. Сколько разных листьев на земле:
березовые, рябиновые, осиновые, кленовые.
В своей работе учитель-логопед может использовать следующие методы и
приемы:
- проведение беседы с опорой на наглядность;
-рассматривание картин, объектов окружающего мира;
- демонстрация презентации;
-
игровые
упражнения
«Приметы
осени»,
«Скажи
наоборот»,
«Листопад»,«Прогноз погоды»;
- разыгрывание сценок «Что наденешь осенью?», «Чьи следы видишь?»;
-сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в поход по лесу», «Интервью»
(рассказ иностранному гостю об осени), «Осенняя ярмарка».
2. Воспитатель
Задачи:
- развивать цветовосприятие и цветоразличение;
- формировать представления детей о свойствах и качествах изучаемых
предметов и явлений;
- формировать умение сравнивать предметы и явления по определенным
признакам;
- формировать умение узнавать породы деревьев на участке детского сада
с
одновременным
закреплением
относительных
прилагательных,
обозначающих листья деревьев;
-формировать умение самостоятельно характеризовать свойства и качества
объектов;
-закреплять изученные прилагательные в НОД, режимных моментах;
- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.
Используемые методы и приемы:
-наблюдение;
-экспериментирование «Сравни листочки»;
-проведение беседы с опорой на наглядность;
-рассматривание картин, объектов окружающего мира;
- демонстрация презентации;
- чтение художественных произведений (В. Зотов «Дуб», «Клен» и др.),
заучивание стихов (И. Могилевская «Садик свой украсим листьями
кленовыми», М. Сидорова «Зонтик», В.Берестов «Октябрь» и др.);
- игровые упражнения «Золотой листок возьми», «Что бывает осенью?»,
«Осеннее лото», «Опиши красиво»;
-строительно-конструктивные игры «Построй по схеме», «Дерево из
фигур», «Построим лесную полянку»;
- разыгрывание сценок «Собираемся на прогулку»;
-сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в поход по лесу», «Прогулка на
участке детского сада», «В парке», «Осенний пикник», «Интервью»
(рассказ иностранному гостю об осени), «Осенняя ярмарка».
3. Педагог-психолог:
Задачи:
- развивать цветовосприятие и цветоразличение;
- формировать представления детей о свойствах и качествах изучаемых
предметов и явлений;
- формировать умение сравнивать предметы и явления по определенным
признакам, подбирать группу предметов по заданному признаку;
-развивать
мыслительные
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации с включением отработанных прилагательных по теме.
- закреплять умение самостоятельно характеризовать свойства и качества
объектов;
- закреплять умение составлять описательный рассказ с отработанными
прилагательными по теме;
- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.
Используемые методы и приемы:
наблюдение; экспериментирование;
проведение беседы с опорой на наглядность; рассматривание картин,
объектов окружающего мира; демонстрация презентации; арт-терапия;
игровые упражнения; разыгрывание сценок.
4. Музыкальный руководитель
Задачи:
- формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки с
одновременной актуализацией отработанных прилагательных;
- развивать умение определять характер произведения с одновременной
актуализацией отработанных прилагательных;
-формировать умение выполнять движения под музыку с одновременной
актуализацией отработанных прилагательных;
-актуализировать
качественные,
относительные,
притяжательные
прилагательные в процессе пения.
Используемые методы и приемы: беседа; слушание; сравнение интонаций
музыки и речи; пение; музыкально-ритмические движения; разыгрывание
сценок.
5. Педагог по изобразительной деятельности
Задачи:
- работать над пониманием, уточнением, актуализацией цветов и оттенков;
- формировать умение передавать форму, цвет предметов, равномерно
располагать предметы по всему листу; находить для предметов величину,
соответствующую листу бумаги;
- формировать умение отображать в рисунках, поделках признаки
предметов с одновременной актуализацией изученных прилагательных;
-формировать умение передавать в лепке характерные признаки предметов
с одновременной актуализацией изученных прилагательных.
Используемые
методы
и
приемы:
беседа;
наблюдение;
экспериментирование (с водой, смешением красок); исследовательская
деятельность; пальчиковая живопись; коллаж.
6. Родители
При взаимодействии с родителями задачами специалистов будут являться:
- формировать мотивационное отношение к коррекционной работе по
формированию словаря признаков у дошкольников с ОНР;
-повысить
психолого-педагогическую
компетентность
родителей
в
вопросе формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР;
- обучить родителей конкретным приемам коррекционной работы по
формированию словаря признаков.
В свою очередь, задачами родителей будут являться:
- обсудить совместно с логопедом и другими специалистами, какие имена
прилагательные необходимо закрепить в речи ребенка;
- изучить и применить рекомендованные специалистами приемы работы;
- работать над пониманием, актуализацией словаря прилагательных по
теме в домашних условиях;
- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.
Формы
работы
при
взаимодействии
специалистов
и
родителей:
консультации; родительские собрания; информационные стенды; выпуск
буклетов с рекомендациями и играми по формированию словаря
прилагательных в домашних условиях.
Таким образом, при совместной работе специалистов ДОУ и родителей
дошкольников с ОНР коррекционная работа по формированию словаря
признаков будет более эффективной.
Список литературы:
1. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3
до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-пресс, 2016. — 240 с.
2. Примерная адаптированная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: / под ред.: Л. В.
Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.
3. Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению
общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
— М.: Просвещение, 2008. — 272 с.