Напоминание

Духовно-нравственное воспитание


Автор: Морозова Ольга Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Чистореченский детский дом
Населённый пункт: г. Андреаполь
Наименование материала: Толерантность и мы
Тема: Духовно-нравственное воспитание
Раздел: дополнительное образование





Назад




Беседа «Толерантность и мы»

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не

исключение. «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают

сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику

другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия,

оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в

решении возникающих проблем — вот одна из главных ценностей человеческого

существования в гармонии с миром природы и общества.

Толерантность — это важнейшая составляющая воспитания,

предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к

общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение

подростков.

Цели:

Образовательные:

o

о познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;

o

о выявить основные черты толерантности;

o

о сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательные:

o

о воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и

культуре разных народов;

o

о воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и

взаимопонимание.

Развивающие:

o

о продолжить формирование толерантного отношения одноклассников

между собой;

o

о способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое

помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом

деле;

o

о развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка

мероприятия, видеоклип «Теп Ме Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.

Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева

толерантности, плакат «Цветок толерантности».

Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Н. Добролюбов.

Ход классного часа

Слово учителя: Я приветствую гостей нашего мероприятия! Наша встреча

посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие

мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну

легенду:

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Чёрный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу.

Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой чёрный брат. Он чёрен, как южная ночь, и в ней подобно

звёздам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой брат! Он красив, как сверкающий белый снег,

что лежит на вершине наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А

мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в

весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С

любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то

молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!

Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно

объединить одним словом. И это слово — толерантность.

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит

жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями

различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому

важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и

представителей другой культуры,

религии.

И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого

слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных

языках?

(Выступления учеников)

tolerance (англ.) — готовность быть терпимым, снисходительным; быть

терпимым, позволять существование различных мнений без их

дискриминации; (слайд 6)

tolerenz (немец.) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) — убежденность в том, что другие могут думать и

действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia (испан.) — способность принимать идеи или мнения, отличные от

собственных;

Киап rong (китайск.) — принимать других такими, какие они есть, и быть

великодушными по отношению к другим;

tasamul (араб.) — снисхождение, милосердие, всепрощение, умение

принимать других такими, какие они есть, и прощать;

толерантность, терпимость (рус.) — умение терпеть (выдерживать,

выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование

кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по

отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к

чему-либо/кому-либо.

Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете,

какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово

терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь

он поставлен особо остро.

Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется

вперед. Техника пришла на службу человеку.

Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все

чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

Ученик: В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных

форм асоциального поведения.

Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма,

агрессивности, расширение зон конфликтов. Растет количество

антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в

экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

Учитель: Сегодня 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира

отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной

Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году

Декларации терпимости.

Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в

последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем

говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды

толерантности бывают:

Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но

многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и

почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других

национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много

читать, интересоваться. Прав был критик 19 века Николай Добролюбов,

сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой

собственный».

Игра «Давайте поприветствуем друг друга»

сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

потереться носами (Новая Зеландия);

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга

(Великобритания);

крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

показать язык (Тибет);

очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия)

Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. У каждой религии есть

свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные

ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в

одном большом доме — России. В нашей стране дружат между собой люди

разной национальности.

«Аукцион знаний».

— Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)

— Назовите священную книгу мусульман (Коран)

— Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)

— Назовите священную книгу православных. (Библия)

— Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)

— Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что

необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:

o

Толерантность — это прощение.

o

Толерантность — это сострадание.

o

Толерантность — это уважение прав других.

o

Толерантность — это сотрудничество.

o

Толерантность — это уважение человеческого достоинства.

o

Толерантность — это дружба.

o

Толерантность — это гармония в многообразии.

o

Толерантность — это мир и согласие.

o

Толерантность — это милосердие.

Учитель: Толерантность — это понятие встречается каждый день. Оно

повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали

философы и активисты молодежных движений 1968 года.

Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек,

написанных как бы от руки.

Ведущая: «Твой Иисус — еврей. Твой автомобиль — японский. Твой кофе —

бразильский. Твои цифры — арабские. Твои буквы — латинские. Твоя

демократия — греческая. Твой сосед после этого всего — лишь иностранец?»

Учитель: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется

культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране,

отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и

другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?

Стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят всех народов и стран.

Для абиссинцев и англичан,

Для испанских детей и для русских,

Шведских, турецких, немецких, французских.

Негров, чья родина — Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.

Для желтокожих, которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать.

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой на ночлег.

Из тропических стран, где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек одетых и голых.

Тех, что живут в городах и селах.

Весь этот шумный, задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты пусть встретится с Югом,

Запад — с Востоком,

А дети — друг с другом.

Учитель: О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг

с другом. Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Теп Ме Why»

(исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и

поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше

внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия

видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?

Ведущий: Быть толерантным — означает уважать других, невзирая на различия.

Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас

сближает. Все — мы разные, все мы — равные!

Ведущая: Толерантность — признание, уважение и соблюдение прав и свобод

всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных

особенностей.

Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных

форм асоциального поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и

проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Сценка о терпимом отношении к людям

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает,

травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах — слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу. (хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на

штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он

попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты — моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к

мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе

больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»?

(Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я

больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить?

Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы

обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам

становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому

человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик,

бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие

черты личности мешают быть таковым?

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика

прикрепляют на стенд листочки с характеристиками

Толерантная личность - Уважение

мнения других, доброжелательность,

желание что-либо делать вместе,

понимание и принятие, чуткость,

любознательность, доверие,

снисходительность, гуманизм.

Интолерантная личность -

непонимание, игнорирование, эгоизм,

нетерпимость, пренебрежение,

раздражительность, равнодушие,

цинизм, немотивированная

агрессивность.

Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен

обладать такой человек? Продолжи фразу «Я .

Ученик: Я

терпимый и терпеливый;

считающийся с чужими мнениями и интересами;

умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

уважающий окружающих и уважаемый ими;

уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

заботливый, сострадающий, поддерживающий;

патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;

человек, берегущий природу и культуру;

трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша

семья? Продолжи фразу «В моей семье…»

Ученик: В моей семье

все терпимые и терпеливые;

здоровые, добрые, любящие;

уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

окружающие друг друга заботой;

внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг

друга; успешные, независимые, счастливые.

Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш

посёлок? Продолжи фразу «В моём городе…»

Ученик: В моем городе:

прохожие доброжелательные, вежливые;

улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

река и воздух чистые, природа здоровая;

школа просторная, светлая;

учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать,

любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы

учеников;

о учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников

школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие

друг друга.

Учитель: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в

таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране...»

Ученик: В моём округе и в моей стране:

власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о

своих гражданах;

народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный,

заботящийся о процветании своей страны; о все граждане патриоты своей

страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие

добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим

собой;

страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во

всем мире.

Ведущая: Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про

то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря

другому человеку.

Учитель: Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение,

взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? Вот такие

вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16

ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. А мы с вами попробуем

«вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои

пожелания и рисунки. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо

сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности.

Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?

Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.

Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.

Толерантность — значит это, если дружно все живут.

И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.

Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.

Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

В заключение, я хотела бы ознакомить вас с результатами теста, который мы с

вами проводили на прошлом занятии. (результаты) Результаты теста достаточно

оптимистичны!!! Большая часть ребят из нашего класса проявляют

толерантность!!!

Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия

всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как

реализовать принципы толерантности».

Рефлексия: Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу,

положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к

центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш

мир!



В раздел образования