Автор: Морозова Ольга Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Чистореченский детский дом
Населённый пункт: г. Андреаполь
Наименование материала: Толерантность и мы
Тема: Духовно-нравственное воспитание
Раздел: дополнительное образование
Беседа «Толерантность и мы»
Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не
исключение. «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают
сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику
другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия,
оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в
решении возникающих проблем — вот одна из главных ценностей человеческого
существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность — это важнейшая составляющая воспитания,
предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к
общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение
подростков.
Цели:
Образовательные:
o
о познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
o
о выявить основные черты толерантности;
o
о сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитательные:
o
о воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и
культуре разных народов;
o
о воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и
взаимопонимание.
Развивающие:
o
о продолжить формирование толерантного отношения одноклассников
между собой;
o
о способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое
помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом
деле;
o
о развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка
мероприятия, видеоклип «Теп Ме Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.
Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева
толерантности, плакат «Цветок толерантности».
Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Н. Добролюбов.
Ход классного часа
Слово учителя: Я приветствую гостей нашего мероприятия! Наша встреча
посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие
мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну
легенду:
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Чёрный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу.
Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой чёрный брат. Он чёрен, как южная ночь, и в ней подобно
звёздам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой брат! Он красив, как сверкающий белый снег,
что лежит на вершине наших гор, а волосы его – цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А
мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в
весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С
любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то
молодой голос:
- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно
объединить одним словом. И это слово — толерантность.
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит
жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями
различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому
важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и
представителей другой культуры,
религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого
слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных
языках?
(Выступления учеников)
tolerance (англ.) — готовность быть терпимым, снисходительным; быть
терпимым, позволять существование различных мнений без их
дискриминации; (слайд 6)
tolerenz (немец.) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) — убежденность в том, что другие могут думать и
действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) — способность принимать идеи или мнения, отличные от
собственных;
Киап rong (китайск.) — принимать других такими, какие они есть, и быть
великодушными по отношению к другим;
tasamul (араб.) — снисхождение, милосердие, всепрощение, умение
принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) — умение терпеть (выдерживать,
выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование
кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по
отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к
чему-либо/кому-либо.
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете,
какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово
терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь
он поставлен особо остро.
Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется
вперед. Техника пришла на службу человеку.
Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все
чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
Ученик: В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных
форм асоциального поведения.
Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма,
агрессивности, расширение зон конфликтов. Растет количество
антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в
экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!
Учитель: Сегодня 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира
отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной
Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году
Декларации терпимости.
Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в
последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем
говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды
толерантности бывают:
Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но
многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и
почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других
национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много
читать, интересоваться. Прав был критик 19 века Николай Добролюбов,
сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой
собственный».
Игра «Давайте поприветствуем друг друга»
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга
(Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия)
Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. У каждой религии есть
свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные
ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в
одном большом доме — России. В нашей стране дружат между собой люди
разной национальности.
«Аукцион знаний».
— Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
— Назовите священную книгу мусульман (Коран)
— Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
— Назовите священную книгу православных. (Библия)
— Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
— Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)
Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что
необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:
o
Толерантность — это прощение.
o
Толерантность — это сострадание.
o
Толерантность — это уважение прав других.
o
Толерантность — это сотрудничество.
o
Толерантность — это уважение человеческого достоинства.
o
Толерантность — это дружба.
o
Толерантность — это гармония в многообразии.
o
Толерантность — это мир и согласие.
o
Толерантность — это милосердие.
Учитель: Толерантность — это понятие встречается каждый день. Оно
повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали
философы и активисты молодежных движений 1968 года.
Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек,
написанных как бы от руки.
Ведущая: «Твой Иисус — еврей. Твой автомобиль — японский. Твой кофе —
бразильский. Твои цифры — арабские. Твои буквы — латинские. Твоя
демократия — греческая. Твой сосед после этого всего — лишь иностранец?»
Учитель: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется
культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране,
отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).
Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и
другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?
Стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод»
Стихи для ребят всех народов и стран.
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина — Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад — с Востоком,
А дети — друг с другом.
Учитель: О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг
с другом. Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Теп Ме Why»
(исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и
поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше
внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия
видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?
Ведущий: Быть толерантным — означает уважать других, невзирая на различия.
Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас
сближает. Все — мы разные, все мы — равные!
Ведущая: Толерантность — признание, уважение и соблюдение прав и свобод
всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных
особенностей.
Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных
форм асоциального поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и
проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Сценка о терпимом отношении к людям
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает,
травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах — слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу. (хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на
штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он
попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты — моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к
мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе
больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»?
(Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я
больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить?
Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы
обязательно найдете себе счастье!
Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам
становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому
человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик,
бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.
Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие
черты личности мешают быть таковым?
Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика
прикрепляют на стенд листочки с характеристиками
Толерантная личность - Уважение
мнения других, доброжелательность,
желание что-либо делать вместе,
понимание и принятие, чуткость,
любознательность, доверие,
снисходительность, гуманизм.
Интолерантная личность -
непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная
агрессивность.
Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен
обладать такой человек? Продолжи фразу «Я .
Ученик: Я
терпимый и терпеливый;
считающийся с чужими мнениями и интересами;
умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
уважающий окружающих и уважаемый ими;
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
человек, берегущий природу и культуру;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша
семья? Продолжи фразу «В моей семье…»
Ученик: В моей семье
все терпимые и терпеливые;
здоровые, добрые, любящие;
уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
окружающие друг друга заботой;
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг
друга; успешные, независимые, счастливые.
Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш
посёлок? Продолжи фразу «В моём городе…»
Ученик: В моем городе:
прохожие доброжелательные, вежливые;
улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
река и воздух чистые, природа здоровая;
школа просторная, светлая;
учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать,
любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы
учеников;
о учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников
школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие
друг друга.
Учитель: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в
таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране...»
Ученик: В моём округе и в моей стране:
власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о
своих гражданах;
народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный,
заботящийся о процветании своей страны; о все граждане патриоты своей
страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие
добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим
собой;
страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во
всем мире.
Ведущая: Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про
то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря
другому человеку.
Учитель: Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение,
взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? Вот такие
вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16
ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. А мы с вами попробуем
«вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои
пожелания и рисунки. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо
сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности.
Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.
Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность — значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
В заключение, я хотела бы ознакомить вас с результатами теста, который мы с
вами проводили на прошлом занятии. (результаты) Результаты теста достаточно
оптимистичны!!! Большая часть ребят из нашего класса проявляют
толерантность!!!
Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия
всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как
реализовать принципы толерантности».
Рефлексия: Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу,
положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к
центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:
Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш
мир!