Напоминание

Сказка про родник


Автор: Гурова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ-МАЛЕЕВСКАЯ СОШ (Дошкольное отделение "Полянка")
Населённый пункт: г.о.Клин пос. Нарынка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказка про родник
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказка про родник

Было это давным-давно. Никто уже и не помнит, каким ветром занесло

желудь на лесную полянку. Лежал он, лежал, набух, пустил корешок, а

кверху росток. С той поры минуло много лет. Там где упал желудь, вырос

красивый, могучий дуб. И как он был хорош!

Высоко на веточках дуба жили-были сказочные герои-желуди, которые

любили и берегли природу. Они были честными, добрыми и заботливыми.

Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому листочку,

дарило свет и тепло каждому жителю. И они улыбались в ответ.

Как весело и беззаботно пролетало лето! Птицы чирикали целыми днями на

ветках дуба, а по ночам теплый ветерок рассказывал им о своих

путешествиях.

Итак, давайте познакомимся: Шалун, Тихоня, Умница и их подруга

Елочка –

эколята, защитники природы. Они помогают всем детям осваивать

азбуку природолюбия, знакомят всех с правилами поведения в лесах и полях,

у водоемов и в горах. Эколята – это настоящие друзья природы, которые

хотят сделать мир чище, защищают окружающую среду от загрязнений.

Спасение природы – дело непростое!

Самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит

веселые игры, которых знает великое множество. Он очень любопытен и

всегда стремится узнавать что-то новое, и его жёлтая шапочка с торчащим

дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там.

Младшего брата Шалуна зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и

скромный, даже стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески

поддерживать старшего брата

не только во всех его проказах, но и в

полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед своим

домиком он разбил чудесный цветник.

Самая серьёзная из эколят − Умница. Она носит розовую шапочку, из-под

которой видны две забавные косички. Умница много знает и рассказывает

своим друзьям интересные истории. Нет-нет, только не надо думать, что она

всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех

малышей она самая старшая, и это всё объясняет.

У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительная елочка. Она

одета в красивое платье с маленькой брошкой-шишечкой. Она часто заходит

к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том о сём.

Собрались как-то наши маленькие жители на большой поляне около

оврага, чтобы обсудить важный вопрос. А задуматься было о чём…

В низине на окраине леса стояла

небольшая деревня, в которой было всего

две улочки. Если встать в центре деревни, то с запада, севера и востока

можно было увидеть высокие деревья, а если подняться по тропинке к лесу,

то открывался чудесный вид на узкие деревенские улочки, аккуратные

дворики, оранжевые черепичные крыши домов.

С запада деревню огибал овражек. Весной по склонам его белела

черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей вили гнёзда пеночки и

пересмешки.

Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над

цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. На дне оврага из-под земли

пробивался родник, который давал начало ручью. Чистой студёной водой

ручеек

поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива

раскинула над родником тенистый шатёр.

В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик

помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока

дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который

струился по камешкам на дне оврага.

Однажды Артём пошёл за водой один и встретил у родника своих

товарищей, Андрея и Петю, которые жили в соседних домах. Они гонялись

друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже

отломил себе ивовый прутик и присоединился к мальчишкам.

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки

и камни, даже нашли брошенные туристами пустые бутылки. Артёму новая

забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок,

но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и к тому же он давно

мечтал подружиться с ними.

Вначале родник легко справлялся с бутылками, камнями и обломками

веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось

мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем,

засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели

между ними. Когда ребята сели на траву отдохнуть, они заметили, что с

дерева спустились сказочные герои-желуди, защитники природы.

− Ой, смотрите, смотрите! – воскликнул Артём. – Чего они хотят?

Желуди закружили вокруг мальчишек хоровод, всё быстрее и быстрее.

− Вы кто? − поинтересовался Андрей.

− Мы защитники природы: Шалун, Тихоня, Елочка и Умница, − ответили

наши герои.

− Ой, вы же эколята, мне про вас дедушка рассказывал! – вскрикнул

Артём. Эколята рассказали о себе:

− Я Умница, люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда

защищать и беречь братьев наших меньших!

− Я Тихоня, мне нравится дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю

беречь зелёные насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.

− Я Елочка, я люблю чистую воду, обожаю купаться в чистых реках,

морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений,

экономить водопроводную воду.

− А я Шалун, люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я всегда

и везде убираю за собой мусор, сортирую бытовые отходы и сдаю вторсырье

в переработку.

Дети зажмурили глаза от удивления. А когда через несколько мгновений

открыли их, вокруг них – неизвестно откуда − появился плотный туман. И

этот страшный мерцающий туман быстро таял.

− Ничего себе… − ошалело произнес Петя. Он выдернул травинку и

попробовал ее на вкус.

− Да как такое возможно? – в панике крикнул Андрей. – Что тут

происходит?!

Дети были встревожены, поняли, что находятся в незнакомом месте, и с

испугом смотрели вокруг. Кругом вместо леса расстилались пески, нигде не

было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба лился на землю

знойный воздух. Подросткам стало жарко и очень захотелось пить. Они

побрели по песку в поисках воды, и оказались возле глубокого оврага. Овраг

показался мальчишкам знакомым, но на его дне не журчал весёлый ручеёк.

Деревья засохли; склон оврага, словно морщинами, был изрезан глубокими

трещинами и осыпáлся, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли

почву. Деревня обезлюдела, дома покосились, а лес опустел. Не слышно

было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.

− Но почему сейчас лес такой пустой? – удивились мальчишки. − Что

случилось со всеми лесными семьями?

– Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – спросил Артём с

тревогой.

Мерцающий туман вновь опустился на зеленый лес. И мальчишки

услышали приглушенные обеспокоенные голоса эколят.

И вдруг туман рассеялся. Вот она, большая серебристая ива, пёстрым

ковром устлан овраг. Над цветами вновь кружились бабочки, шмели, пчёлы.

− Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее, − сказала Елочка. −

Такое будет с нашей планетой, если исчезнет вода. Загрязнение водоемов

опасно для всего живого. От загрязненной воды все живое погибнет.

Каждый человек должен беречь воду, потому что вода – наше главное

богатство!

− Мы все поняли и больше не будем бросать мусор в наш родник, и в

ручей тоже не будем, − виновато ответили мальчишки. − Нам очень стыдно.

− Что ж, если вы не хотите, чтобы не сбылось то возможное будущее,

которое вам привиделось, пойдёмте очищать родник от мусора.

Эколята, Андрюша, Петя и Артём собрали весь мусор, очистили весь

ручеёк, открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на

солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей,

и птиц, и деревья, и травы.

Вечером мальчики сидели в доме у дедушки Артёма, пили вкусный,

душистый чай и рассказывали ему о своих новых знакомцах. Дедушка

рассказал ребятам, что люди часто нарушают законы природы.

− Вот что плохо: люди не думают о будущем. Водоёмы заполонили

мусором. А фабрики и заводы довершают дело, загрязняя реки отходами

производства. От этого гибнут водные обитатели. Берега морей усеяны

мусором, люди сбрасывают в море и океаны огромное количество ядовитых

веществ, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не

хватает. Вот и решили люди всей планеты отмечать Всемирный день воды

22 марта, чтобы напомнить себе: «Вода – это жизнь».

Ребята послушали дедушку и решили, что будут помогать своим новым

друзьям -эколятам, беречь природу и следить, чтобы вода в роднике всегда

оставалась чистой.



В раздел образования