Напоминание

Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки.


Автор: Петрова Татьяна Александровна
Должность: учитель чтения и развития речи
Учебное заведение: МКОУ "Итатская коррекционная школа-интернат"
Населённый пункт: Кемеровская область, Тяжинский район
Наименование материала: конспект урока
Тема: Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки.
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Считалки. Заклички–приговорки. Потешки.

Цель: Познакомить учащихся с разными жанрами устного народного

творчества.

Задачи: 1. Вырабатывать навык правильного, сознательного, выразительного

чтения.

2. Развивать произвольное внимание, долговременную память, наглядно-

образное мышление, связную речь.

3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, уважение к культуре

своего народа.

Оборудование: Петрушка

Ход урока: I. Орг. момент

II. Актуализация имеющихся знаний

1.

Сообщение темы и целей урока.

2.

К устному народному творчеству относятся: сказки, загадки, пословицы,

поговорки. Их создавал, сочинял народ. Они никем не записывались, и не

читались. Они только рассказывались и передавались устно из уст в уста.

Всё это мы слышим с самого рождения.

3.

Сегодня мы с вами познакомимся с такими жанрами устного народного

творчества, как считалки, заклички-приговорки, потешки. Раньше простой

народ собирался на ярмарке, где оживленно шла торговля различным

товаром. А развлекал всех на ярмарке Петрушка. Вот кто действительно

знал великое множество считалок, приговорок и потешек.

III. Изучение нового материала

1.

Сейчас мы познакомимся со считалкой.

Считалочка

стихотворение, которым

решали кому водить в игре.

2.

3.

Чтение учителем - стр. 3 «Считалки»

4.

Работа над содержанием прочитанного:

- В каких играх дети используют считалки?

- Играя в различные детские подвижные игры, вы становитесь ловкими,

шустрыми, быстрыми, выносливыми и сильными. Надеюсь, что вы играете в

подвижные игры в ГПД и с друзьями во дворе дома.

- Какие слова в считалке помогают распределить роли в игре?

- Как связаны слова и жесты в считалке?

- Грустными или веселыми являются считалки по своему содержанию?

4. Чтение учащимися.

Динамическая пауза

5.Чтение учителем – стр. 3 «Заклички-приговорки».

Закличка

короткое стихотворение,

которое выкликали,

участвуя в обрядах

календарного цикла.

6. Работа над содержанием прочитанного:

- Почему эти стишки называют закличками?

- К кому обращаются в закличках? Найдите в текстах закличек слова-

обращения.

- Докажите, что наши предки любили природу, относились к ней как к живому

существу, верили в её силу.

- Как надо читать заклички (чётко, ритмично, отчеканивая каждое слово, или

напевно, сопровождая слова заклички плавными танцевальными движениями)?

7. Чтение учащимися.

Динамическая пауза

8. Потешки – песенки, сопровождающие игры маленького ребенка ручками и

ножками (например, «Ладушки», «Сорока»)

9. Чтение учителем – стр. 4 «Потешки».

10. Работа над содержанием прочитанного:

- Что обозначает слово потешки? Подберите к нему родственные слова.

- Докажите, что в потешке весело, с юмором осуждаются плохие черты

характера: лень, изворотливость; показывается находчивость, остроумие

человека.

11. Чтение учащимися.

IV. Итог урока

Д/з: 1 гр.- стр. 3-5, отвечать на вопросы – стр.8-9

2 гр. – стр. 3-5, выразительно читать

Оценивание учащихся.



В раздел образования