Автор: Петрова Татьяна Александровна
Должность: учитель чтения и развития речи
Учебное заведение: МКОУ "Итатская коррекционная школа-интернат"
Населённый пункт: Кемеровская область, Тяжинский район
Наименование материала: конспект урока
Тема: Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки.
Раздел: среднее образование
Тема: Считалки. Заклички–приговорки. Потешки.
Цель: Познакомить учащихся с разными жанрами устного народного
творчества.
Задачи: 1. Вырабатывать навык правильного, сознательного, выразительного
чтения.
2. Развивать произвольное внимание, долговременную память, наглядно-
образное мышление, связную речь.
3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, уважение к культуре
своего народа.
Оборудование: Петрушка
Ход урока: I. Орг. момент
II. Актуализация имеющихся знаний
1.
Сообщение темы и целей урока.
2.
К устному народному творчеству относятся: сказки, загадки, пословицы,
поговорки. Их создавал, сочинял народ. Они никем не записывались, и не
читались. Они только рассказывались и передавались устно из уст в уста.
Всё это мы слышим с самого рождения.
3.
Сегодня мы с вами познакомимся с такими жанрами устного народного
творчества, как считалки, заклички-приговорки, потешки. Раньше простой
народ собирался на ярмарке, где оживленно шла торговля различным
товаром. А развлекал всех на ярмарке Петрушка. Вот кто действительно
знал великое множество считалок, приговорок и потешек.
III. Изучение нового материала
1.
Сейчас мы познакомимся со считалкой.
Считалочка
стихотворение, которым
решали кому водить в игре.
2.
3.
Чтение учителем - стр. 3 «Считалки»
4.
Работа над содержанием прочитанного:
- В каких играх дети используют считалки?
- Играя в различные детские подвижные игры, вы становитесь ловкими,
шустрыми, быстрыми, выносливыми и сильными. Надеюсь, что вы играете в
подвижные игры в ГПД и с друзьями во дворе дома.
- Какие слова в считалке помогают распределить роли в игре?
- Как связаны слова и жесты в считалке?
- Грустными или веселыми являются считалки по своему содержанию?
4. Чтение учащимися.
Динамическая пауза
5.Чтение учителем – стр. 3 «Заклички-приговорки».
Закличка
короткое стихотворение,
которое выкликали,
участвуя в обрядах
календарного цикла.
6. Работа над содержанием прочитанного:
- Почему эти стишки называют закличками?
- К кому обращаются в закличках? Найдите в текстах закличек слова-
обращения.
- Докажите, что наши предки любили природу, относились к ней как к живому
существу, верили в её силу.
- Как надо читать заклички (чётко, ритмично, отчеканивая каждое слово, или
напевно, сопровождая слова заклички плавными танцевальными движениями)?
7. Чтение учащимися.
Динамическая пауза
8. Потешки – песенки, сопровождающие игры маленького ребенка ручками и
ножками (например, «Ладушки», «Сорока»)
9. Чтение учителем – стр. 4 «Потешки».
10. Работа над содержанием прочитанного:
- Что обозначает слово потешки? Подберите к нему родственные слова.
- Докажите, что в потешке весело, с юмором осуждаются плохие черты
характера: лень, изворотливость; показывается находчивость, остроумие
человека.
11. Чтение учащимися.
IV. Итог урока
Д/з: 1 гр.- стр. 3-5, отвечать на вопросы – стр.8-9
2 гр. – стр. 3-5, выразительно читать
Оценивание учащихся.