Напоминание

"Удивительные животные Новосибирской области"


Автор: Кочкина Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №496
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Сценарий образовательной деятельности
Тема: "Удивительные животные Новосибирской области"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий образовательной деятельности по краеведению

«Удивительные животные Новосибирской области»

Подготовительная группа

Разработала:

Кочкина Е.М.

Тема: «Удивительные животные Новосибирской области»

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная.

Цель: расширить представления детей о животном мире Новосибирской области.

Задачи:

Образовательные:

Углубить и обобщить знания детей о животных Новосибирской области, их внешнем виде, повадках, образе жизни.

Расширение и активизация словаря

Развивающие:

Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Закреплять умение сравнивать, находить сходство и различие.

Воспитательные:

Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.

Планируемый результат:

Расширить знания детей о животных Новосибирской области, их внешнем виде.

Средства, оборудование, материалы:

Наглядные (демонстрационный материал): картинки с изображением зайца беляка и русака, белки, бурундука, бурозубки, мыши

полевой, конверт, линейка.

Раздаточный: бумага, цветные карандаши, изображение смайликов без эмоций.

Предварительная работа: беседы, игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Вводная часть

1.

Организационный

момент

- Ребята, к нам сегодня в группу пришло письмо от Незнайки, а в нем

фотография.

Дети играют.

Подходят к

воспитателю

Проблемная ситуация

(или мотивация),

постановка и принятие

детьми цели

образовательной

деятельности

- Послушайте, что он пишет: в журнале я увидел вот эту фотографию, на

ней заяц зимой, но он почему-то серый. А ведь зайцы зимой белые.

Помогите мне разобраться. Ну что, ребята, поможем Незнайке?

Рассматривают.

Ответы детей.

2

Основная часть

Проектирование

решений проблемной

ситуации, актуализация

знаний, или начало

выполнения действий по

задачам образовательной

деятельности

- Незнайка, да и многие наши дети, наверное, не знают, что в

Новосибирской области водятся зайцы беляки, которого все хорошо знают

и зайцы русаки, о которых мало кто знает. Предлагаю вам их внимательно

рассмотреть и найти сходство, чем же они похожи?

- Они оба относятся к одному роду зайцев, ведут преимущественно

оседлый образ жизни, имеют схожий окрас меха в летний период. Едят

только растительную пищу; не заготавливают запасы пищу в зимний

период – этим они похожи. Правильно. но если внимательно посмотреть,

то можно увидеть и отличия. Чем же они отличаются?

- У беляка уши короче, а у русака длиннее. Также и задние конечности

русака несколько длиннее, чем у его собрата. Это обеспечивает ему более

быстрый бег, чем у беляка. А вот у беляка, зато ступни шире, чтобы

удерживаться на снегу. Русак по конструкции тела более хрупкий,

сухощавый, подтянутый. Тогда как беляк отличается плавными контурами

тела и склонностью к излишнему весу. Особенность питания русака

заключается в том, что, если устанавливается глубокий снежный покров,

он может перейти на кору и кустарники. Причем ест древесину клена,

Дети

рассматривают

иллюстрации,

отвечают на

вопросы

дуба, лещину, ракитник. А вот иву и осину не так жалует. Тогда как

последние – любимые лакомства беляка. Беляк зимой белый, а русак –

серый.

«Открытие» детьми

новых знаний, способа

действий

- В природе есть и другие животные, которые очень похожи. Но если

приглядеться повнимательнее, то можно найти много отличий. Хотите

узнать про таких животных?

- Этот зверек вам хорошо знаком, вы все его видели. Кто это?

- Да, это белка. А кто же рядом с белкой? Это бурундук. Его тоже многие

видели. Предлагаю сравнить белку и бурундука: чем они похожи?

- Белки и бурундуки – близкие родственники. Эти грызуны принадлежат к

одному семейству – беличьи. Они живут на деревьях, предпочитают

лесистую местность и питаются растительной и животной пищей. Делают

запасы на зиму. У животных много общего, как и полагается у

родственников, но есть и различия. Какие?

- Внешне белку от бурундука можно отличить по характерным кисточкам

на кончиках ушей. У бурундука уши меньше по размеру и не имеют таких

украшений. Бурундука легко узнать даже на значительных расстояниях по

пяти темным полоскам на спинке. Брюшко у них светлое, сама шерсть

короткая и грубая. У белок шерстка однотонная, рыжеватая. У белки

хвост такой же длины, как и туловище. У бурундука хвост короче. У

бурундуков есть защечные мешки. У белок их нет. Белки строят свои

гнезда на деревьях, часто используют для устройства жилища дупла, и

имеют по несколько «квартир».

Бурундуки живут в длинных норах. Жилища напоминают туннели с

множеством камер. Каждая «комната» имеет своё предназначение. В

одних животные спят, в других выводят потомство, в-третьих – хранят

пищевые запасы.

Бурундуки хранят весь провиант в своей норе, а белки делают склады в

нескольких местах, забывая со временем о спрятанных грибах и орехах.

Для бурундуков характерна зимняя спячка. Белки в спячку не впадают.

- Предлагаю вам поиграть, провести физ.минутку «Кот Тимоша»

- Сегодня я хочу познакомить вас с замечательными животными и также

сравнить их. Посмотрите и скажите кто это?

отвечают на

вопросы,

рассказывают

Выполняют

физминутку.

- Это мышь полевка. Несмотря на то, что эти зверьки имеют довольно

милый внешний вид, они являются злостными вредителями урожая

различных культур. Они грызут все, что попадается у них на пути. И все

же, эти зверьки являются представителями нашей природы, которую мы

должны оберегать и сосуществовать на одной территории, не создавая

проблем друг для друга.

У всех разновидностей полевок вытянутая острая мордочка, темные, как

бусинки, глаза черного или карего оттенка, заостренные на концах уши и

длинный хвост. Этот небольшой грызун имеет длину около 10 см, изредка

до 13 см, без учета длины хвоста, и весит при этом около 15 граммов.

Лапки также небольшие, с размером ступни не больше 2-х сантиметров.

Когти достаточно короткие и не острые, поскольку животное постоянно

где-то роется.

Шерстяной покров на спине отличается буровато-охристым оттенком.

Шерстинки не мягкие, а где-то даже достаточно жесткие. Отличить

полевку от других видов грызунов достаточно легко, поскольку вдоль ее

спины проходит темная полоса. Брюшко окрашено в светло-серый

оттенок.

Полевые мыши тем и занимаются, что роют норы на небольшой глубине и

перемещаются по ним. В зимний период мыши перемещаются под толщей

снежного покрова. Полевки зимой не впадают в спячку, поэтому им

постоянно приходится искать для себя пропитание. При этом они

питаются также припасенными на зиму запасами еды. Нора мыши

представляет совокупность подземных ходов, которые могут достигать в

длину нескольких десятков метров. Подземные хода соединяют несколько

комнат-кладовок, гнездо-спальню, а также несколько запасных выходов.

Один из них ведет к источнику воды. Днем мыши находятся в своих

укрытиях, а ночью выходят на охоту. Передвигаются мыши сравнительно

быстро. Умеют плавать, но стараются этого избегать.

- Бурозубка — небольшой зверек, внешне очень сильно напоминающий

мышь, но при этом не являющийся даже близкородственным видом.

Мыши, это грызуны, а бурозубки — насекомоядные.

Крошечная бурозубка - длина тела 30-53 мм, длина хвоста 17-37 мм; масса

до 4.5 г. Бурая с серым или кофейным оттенком окраска спины

постепенно переходит в более светлую окраску боков и затем в серовато-

белую окраску брюха. Обыкновенная бурозубка (землеройка) – среднего

размера с длинным хвостом и большими задними лапами. Длина тела 5,5-

8,2 см, длина хвоста 6,0-7,5 см. Хвост покрыт короткими волосками или

голый, по длине примерно равен телу. Ушная раковина большей частью

или полностью скрыта мехом. Мордочка вытянута вперёд и сужена. У

всех бурозубок коронки зубов имеют коричневый или красновато-

коричневый цвет, за что зверьки и получили свое название. В основании

хвоста и по бокам тела у бурозубок имеются пахучие железы, выделения

которых отпугивают хищников и служат опознавательными знаками для

сородичей. Обитает на всей территории Новосибирской области, кроме

юго-запада. Местообитание – леса, луга, поймы рек. Избегает болот, сухих

лесов и степей. Поедают за сутки пищи больше, чем весят сами в 2,5-4

раза.

Питаются

они

различными

беспозвоночными

животными,

добываемыми на земле, в лесной подстилке и норах. Живёт в лесной

подстилке

и

под

землёй.

В

подстилке

прокладывает

ходы,

для

передвижения под землёй использует норы кротов. Гнездо устраивает из

сухой травы и мха в пустотах среди корней или в норах грызунов, оно

имеет шарообразную форму.

Самостоятельное

применение нового на

практике, либо

актуализация уже

имеющихся знаний,

представлений,

(выполнение работы)

- Сейчас я предлагаю поиграть. Игра «Узнай зверя по описанию»

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Маленькая, грызун, живет в норе, не впадает в спячку (мышь)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

- И зимой и летом одного цвета, грызун, уши длиннее, чем у родственника

(заяц русак)

- Крошечная, ее не едят коты (бурозубка)

Отвечают на

вопросы

Заключительная часть

3.

Итог образовательной

деятельности.

- каких животных мы свами сегодня сравнивали?

Отвечают на

вопросы

Систематизация знаний

Рефлексия

- Я приготовила для вас смайлики, вы нарисуйте какое у вас настроение

после этого занятия – такое будет и у вашего смайлика.

Дети

дорисовывают на

смайликах эмоции



В раздел образования