Автор: Кочкина Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №496
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Сценарий образовательной деятельности
Тема: "Удивительные животные Новосибирской области"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий образовательной деятельности по краеведению
«Удивительные животные Новосибирской области»
Подготовительная группа
Разработала:
Кочкина Е.М.
Тема: «Удивительные животные Новосибирской области»
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная.
Цель: расширить представления детей о животном мире Новосибирской области.
Задачи:
Образовательные:
Углубить и обобщить знания детей о животных Новосибирской области, их внешнем виде, повадках, образе жизни.
Расширение и активизация словаря
Развивающие:
Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Закреплять умение сравнивать, находить сходство и различие.
Воспитательные:
Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.
Планируемый результат:
Расширить знания детей о животных Новосибирской области, их внешнем виде.
Средства, оборудование, материалы:
Наглядные (демонстрационный материал): картинки с изображением зайца беляка и русака, белки, бурундука, бурозубки, мыши
полевой, конверт, линейка.
Раздаточный: бумага, цветные карандаши, изображение смайликов без эмоций.
Предварительная работа: беседы, игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
Технологическая карта образовательной деятельности
№
Этап образовательной
деятельности
Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Вводная часть
1.
Организационный
момент
- Ребята, к нам сегодня в группу пришло письмо от Незнайки, а в нем
фотография.
Дети играют.
Подходят к
воспитателю
Проблемная ситуация
(или мотивация),
постановка и принятие
детьми цели
образовательной
деятельности
- Послушайте, что он пишет: в журнале я увидел вот эту фотографию, на
ней заяц зимой, но он почему-то серый. А ведь зайцы зимой белые.
Помогите мне разобраться. Ну что, ребята, поможем Незнайке?
Рассматривают.
Ответы детей.
2
Основная часть
Проектирование
решений проблемной
ситуации, актуализация
знаний, или начало
выполнения действий по
задачам образовательной
деятельности
- Незнайка, да и многие наши дети, наверное, не знают, что в
Новосибирской области водятся зайцы беляки, которого все хорошо знают
и зайцы русаки, о которых мало кто знает. Предлагаю вам их внимательно
рассмотреть и найти сходство, чем же они похожи?
- Они оба относятся к одному роду зайцев, ведут преимущественно
оседлый образ жизни, имеют схожий окрас меха в летний период. Едят
только растительную пищу; не заготавливают запасы пищу в зимний
период – этим они похожи. Правильно. но если внимательно посмотреть,
то можно увидеть и отличия. Чем же они отличаются?
- У беляка уши короче, а у русака длиннее. Также и задние конечности
русака несколько длиннее, чем у его собрата. Это обеспечивает ему более
быстрый бег, чем у беляка. А вот у беляка, зато ступни шире, чтобы
удерживаться на снегу. Русак по конструкции тела более хрупкий,
сухощавый, подтянутый. Тогда как беляк отличается плавными контурами
тела и склонностью к излишнему весу. Особенность питания русака
заключается в том, что, если устанавливается глубокий снежный покров,
он может перейти на кору и кустарники. Причем ест древесину клена,
Дети
рассматривают
иллюстрации,
отвечают на
вопросы
дуба, лещину, ракитник. А вот иву и осину не так жалует. Тогда как
последние – любимые лакомства беляка. Беляк зимой белый, а русак –
серый.
«Открытие» детьми
новых знаний, способа
действий
- В природе есть и другие животные, которые очень похожи. Но если
приглядеться повнимательнее, то можно найти много отличий. Хотите
узнать про таких животных?
- Этот зверек вам хорошо знаком, вы все его видели. Кто это?
- Да, это белка. А кто же рядом с белкой? Это бурундук. Его тоже многие
видели. Предлагаю сравнить белку и бурундука: чем они похожи?
- Белки и бурундуки – близкие родственники. Эти грызуны принадлежат к
одному семейству – беличьи. Они живут на деревьях, предпочитают
лесистую местность и питаются растительной и животной пищей. Делают
запасы на зиму. У животных много общего, как и полагается у
родственников, но есть и различия. Какие?
- Внешне белку от бурундука можно отличить по характерным кисточкам
на кончиках ушей. У бурундука уши меньше по размеру и не имеют таких
украшений. Бурундука легко узнать даже на значительных расстояниях по
пяти темным полоскам на спинке. Брюшко у них светлое, сама шерсть
короткая и грубая. У белок шерстка однотонная, рыжеватая. У белки
хвост такой же длины, как и туловище. У бурундука хвост короче. У
бурундуков есть защечные мешки. У белок их нет. Белки строят свои
гнезда на деревьях, часто используют для устройства жилища дупла, и
имеют по несколько «квартир».
Бурундуки живут в длинных норах. Жилища напоминают туннели с
множеством камер. Каждая «комната» имеет своё предназначение. В
одних животные спят, в других выводят потомство, в-третьих – хранят
пищевые запасы.
Бурундуки хранят весь провиант в своей норе, а белки делают склады в
нескольких местах, забывая со временем о спрятанных грибах и орехах.
Для бурундуков характерна зимняя спячка. Белки в спячку не впадают.
- Предлагаю вам поиграть, провести физ.минутку «Кот Тимоша»
- Сегодня я хочу познакомить вас с замечательными животными и также
сравнить их. Посмотрите и скажите кто это?
отвечают на
вопросы,
рассказывают
Выполняют
физминутку.
- Это мышь полевка. Несмотря на то, что эти зверьки имеют довольно
милый внешний вид, они являются злостными вредителями урожая
различных культур. Они грызут все, что попадается у них на пути. И все
же, эти зверьки являются представителями нашей природы, которую мы
должны оберегать и сосуществовать на одной территории, не создавая
проблем друг для друга.
У всех разновидностей полевок вытянутая острая мордочка, темные, как
бусинки, глаза черного или карего оттенка, заостренные на концах уши и
длинный хвост. Этот небольшой грызун имеет длину около 10 см, изредка
до 13 см, без учета длины хвоста, и весит при этом около 15 граммов.
Лапки также небольшие, с размером ступни не больше 2-х сантиметров.
Когти достаточно короткие и не острые, поскольку животное постоянно
где-то роется.
Шерстяной покров на спине отличается буровато-охристым оттенком.
Шерстинки не мягкие, а где-то даже достаточно жесткие. Отличить
полевку от других видов грызунов достаточно легко, поскольку вдоль ее
спины проходит темная полоса. Брюшко окрашено в светло-серый
оттенок.
Полевые мыши тем и занимаются, что роют норы на небольшой глубине и
перемещаются по ним. В зимний период мыши перемещаются под толщей
снежного покрова. Полевки зимой не впадают в спячку, поэтому им
постоянно приходится искать для себя пропитание. При этом они
питаются также припасенными на зиму запасами еды. Нора мыши
представляет совокупность подземных ходов, которые могут достигать в
длину нескольких десятков метров. Подземные хода соединяют несколько
комнат-кладовок, гнездо-спальню, а также несколько запасных выходов.
Один из них ведет к источнику воды. Днем мыши находятся в своих
укрытиях, а ночью выходят на охоту. Передвигаются мыши сравнительно
быстро. Умеют плавать, но стараются этого избегать.
- Бурозубка — небольшой зверек, внешне очень сильно напоминающий
мышь, но при этом не являющийся даже близкородственным видом.
Мыши, это грызуны, а бурозубки — насекомоядные.
Крошечная бурозубка - длина тела 30-53 мм, длина хвоста 17-37 мм; масса
до 4.5 г. Бурая с серым или кофейным оттенком окраска спины
постепенно переходит в более светлую окраску боков и затем в серовато-
белую окраску брюха. Обыкновенная бурозубка (землеройка) – среднего
размера с длинным хвостом и большими задними лапами. Длина тела 5,5-
8,2 см, длина хвоста 6,0-7,5 см. Хвост покрыт короткими волосками или
голый, по длине примерно равен телу. Ушная раковина большей частью
или полностью скрыта мехом. Мордочка вытянута вперёд и сужена. У
всех бурозубок коронки зубов имеют коричневый или красновато-
коричневый цвет, за что зверьки и получили свое название. В основании
хвоста и по бокам тела у бурозубок имеются пахучие железы, выделения
которых отпугивают хищников и служат опознавательными знаками для
сородичей. Обитает на всей территории Новосибирской области, кроме
юго-запада. Местообитание – леса, луга, поймы рек. Избегает болот, сухих
лесов и степей. Поедают за сутки пищи больше, чем весят сами в 2,5-4
раза.
Питаются
они
различными
беспозвоночными
животными,
добываемыми на земле, в лесной подстилке и норах. Живёт в лесной
подстилке
и
под
землёй.
В
подстилке
прокладывает
ходы,
для
передвижения под землёй использует норы кротов. Гнездо устраивает из
сухой травы и мха в пустотах среди корней или в норах грызунов, оно
имеет шарообразную форму.
Самостоятельное
применение нового на
практике, либо
актуализация уже
имеющихся знаний,
представлений,
(выполнение работы)
- Сейчас я предлагаю поиграть. Игра «Узнай зверя по описанию»
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Маленькая, грызун, живет в норе, не впадает в спячку (мышь)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
- И зимой и летом одного цвета, грызун, уши длиннее, чем у родственника
(заяц русак)
- Крошечная, ее не едят коты (бурозубка)
Отвечают на
вопросы
Заключительная часть
3.
Итог образовательной
деятельности.
- каких животных мы свами сегодня сравнивали?
Отвечают на
вопросы
Систематизация знаний
Рефлексия
- Я приготовила для вас смайлики, вы нарисуйте какое у вас настроение
после этого занятия – такое будет и у вашего смайлика.
Дети
дорисовывают на
смайликах эмоции