Автор: Рудько Марина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: «Патриотическое воспитание через приобщение к народным традициям».
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание через приобщение к народным
традициям».
В настоящее время наша страна переживает не простой период, где
утрачены представления о доброте, милосердии, гражданственности и
патриотизме, а привычными становятся слова «наркотики», «насилие»,
«безнравственность», «бездуховность». И нужно серьезно задуматься о том,
какими вырастут наши нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице
«потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Назрела необходимость качественных изменений в деятельности
дошкольной образовательной организации, как первой ступени системы
непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что
видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и
отношения к окружающему миру. Одной из задач Федерального
Государственного Стандарта дошкольного образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
октября 2013 г. № 1155, является объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения
в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры
личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает
овладение народным наследием, естественным образом приобщающее
ребенка к основам народной культуры.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего
прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего
народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих
родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим
народам.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии
свидетельствует о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются
базисные основы личности.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития
общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к
Родине, к ее историко-культурному наследию.
Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрыли роль народной
культуры в воспитании, развитии и в формировании личности ребенка.
Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической
теории К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, В. А. Сухомлинского.
К. Д. Ушинский ввел термин «народная педагогика», видя в культуре
русского народа национальную самобытность, богатый материал для любви к
Родине. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического
воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И.
Родина.
Современные исследования, посвященные проблеме приобщения
дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города ( а
через него Отечества), связанные с изучением механизмов социализации,
формировании социальной компетентности ребенка ( Т. Н. Антонова, Т.Т.
Зубова и др.), осознанием ребенка самого себя, как представителя
человеческого рода ( С. А Козлова, О. А. Князева), восприятие детьми мира
предметов (О. А. Артомонова), формирование знаний о трудовой
деятельности взрослых (М. В. Крулехт).
Возможности народной культуры, как средства творческого развития
ребенка, формирование представлений у детей о народном искусстве
раскрыли О. А. Князев, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова.
Народная культура - многовековой опыт народа, выражающийся в
традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную
связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого
поколения. Есть несколько компонентов, которые дают возможность детям
приобрести культурное богатство русского народа.
1. Ведущим компонентом народной культуры является фольклор –
устное народное творчество.
Отличительной чертой фольклора является его ярко выраженная
региональная принадлежность и историческая конкретность, он развивается
вместе с народом, вбирая в себя все самое ценное, и поэтому он самобытен и
современен. Одним из его жанров – является песня. Еще одно важное
достоинство народной песни - ее всеобщность. Известный исследователь
фольклора Ф. И. Буслаев писал: «Никто не скажет, когда и кто сочинил
такую-то песню». Много песен создано народом: частушки, потешки для
младшего возраста, колыбельные песни; заклички – детские песенки
обращения к солнцу, Луне, радуге, животным; прибаутки и небылицы.
Колыбельные песни играют огромную роль в ознакомлении ребенка с
окружающей жизнью. В песнях воспевали трудовые и героические подвиги
народа, красоту природы, высмеивались пороки. Всякая народная песня, в
том числе и детская, позволяет воспитателю, самим детям вносить в нее
любые изменения, песня сопровождает человека всю его жизнь: в труде, на
празднике, в быту.
Одним из жанров фольклора является – сказка. В русской народной
сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности
художественной речи языковыми средствами выразительности:
(сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами), например: красна
девица; ясный сокол и т. д, которые дети используют в собственной речи, что
способствует не только развитию ее образности, но и развитию творчества
самих дошкольников. Сказка позволяет ребенку сформировать
представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем
преодоления трудностей. В старшем дошкольном возрасте для лучшего
понимания содержания сказки взаимоотношения между героями детей надо
привлекать к игровой деятельности. Что позволяет ребенку войти в мир
человеческого общения. При инсценировке сказку можно объединить с
песенками, которые могут петь герои сказки. Сказка несет в себе богатый
духовный заряд.
Пословицы и поговорки – система норм и правил, которые
регламентируют поведение, деятельность и взаимоотношения людей.
Пословицы и поговорки украшают речь человека. У ребенка расширяется и
пополняется словарный запас, развивается воображение, так как чтобы
использовать пословицы и поговорки, ребенок должен быстро оценить
ситуацию, сравнить ее с данной поговоркой и только тогда высказать свое
суждение. В пословицах и поговорках отражаются быт, обычаи народа и
даже климатические условия. «Зимой без шубы не стыдно, да холодно; а в
шубе и без хлеба тепло, да голодно». Пословицы и поговорки сопровождают
человека с раннего детства.
Загадка – направлена на нахождение сходства различных предметов и
явлений. Способствует развитию памяти, образного мышления, быстроте
умственных реакций. Учит соотносить признаки различных предметов,
находить общее, тем самым формирует умение классифицировать различные
предметы. Загадка базируется на наблюдательности ребенка.
2. Другим компонентом является игра – неисчерпаемый источник;
резервуар бодрости, радостного познания самого себя и окружающего
мира.
В разнообразных народных играх заложены возможности для
воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки.
В игре удовлетворяется детская жажда физического действия, душевного
общения и представляется обильная пища для работы ума, сердца и
воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать
неуспех, умение постоять за себя. Воспитательное значение народной игры
трудно переоценить. В них дети развиваются физически, совершенствуют
свои двигательные навыки, усваивают систему норм и правил поведения,
умению подчиняться и брать ответственность на себя. Народные игры, как
правила образны, но образ этот не статичен. Происходит это в силу того, что
в игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и
переживает ребенок. В них органически связаны песня, слово, и движение.
Это «Коршун и наседка», «У медведя во - бору», «Гуси – лебеди» и др.
Особенность детской народной игры – зачин, который предшествует
игре. Это считалки. Считалка вводит в игру, помогает распределению ролей,
служит самоорганизации детей. «Жеребьевка» тоже относится к игровому
зачину. Она применяется в тех играх, где нужно разбиться на две команды.
Наблюдения показывают, что нынешняя педагогика д/сада отбросила эту
часть детских игр. Игровые прелюдии заменяются распределением ролей
взрослыми. В этом видится утрата ценнейших традиций народной игры.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это
хороводные игры. В этих играх действие осуществляется в ритме, в словах, и
текстах. Здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне: «Каравай»,
«Ходит Ваня», «Золотые ворота».
Наряду с коллективными играми большое значение придается
индивидуальным играм с куклой. Кукла являлась для ребенка в
определенном смысле человеком, за которым можно ухаживать, которого
можно кормить, баюкать, наказывать и т.д. Кулу можно сделать и самим, так
как делали это в старину, из лоскутков и ниток, из бросового материала,
можно самим сшить кукле фартук, пришить пуговицу. Конечно, для такой
деятельности необходима организация определенной среды.
3. Игровое начало особенно ярко проявляется в русских народных
праздниках.
Народные праздники – одна из наиболее ярких и эффектных форм работы с
детьми. Это такие народные праздники, как Рождество, Масленица, Троица,
Пасха и другие. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с
сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и
датами. Любой народный праздник начинается с его ожидания. Дети больше
взрослых ждут праздника, поскольку их радует сама праздничная атмосфера :
подарки, красивая одежда, гости. Поэтому дети должны точно знать, какой и
когда состоится праздник, в чем его значение и отличие от других. Что
каждый ребенок будет делать. Праздник – своего рода смотр достижений в
труде, учебе и других видах деятельности.
4. Народные промыслы – это соединение труда и творчества в народных
культурах наций, этносов, регионов.
Русские народные промыслы являются предметом нашей национальной
гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу
мировой культуры. Потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах,
может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку
д/сада произведений народного изобразительного искусства. Богатство это
заключено и в хохломской, жостовской росписи, мастерстве вологодских
кружевниц , в игрушечном мастерстве Дымково, Городца и во многом
другом. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы –
все это мы находим в народной игрушке, в орнаменте резьбы, в вышивке. И
все это близко и дорого детям. Судя по предметам, дошедшим до нас из
глубин далекого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству,
украшая свой дом, все, что их окружало в труде и быту. Народное
изобразительное искусство живет в быту, окружает нас и по сей день. Стоит
внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдем в
них много декоративного и художественного, нужно только научить детей
видеть это.
5. Народная кухня – неотъемлемая часть культуры каждого народа.
Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с
изучения его кухни. Ибо в ней в концентрированном виде отражается
история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом смысле не исключение,
она так же является частью нашей культуры, нашей истории.
6. Народный костюм – это бесценное, неотъемлемое достояние
культуры народа, накопленное веками.
Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от
народных, национальных традиций, народный костюм не только яркий
самобытный элемент культуры, но и разбор различных видов декоративного
творчества, вплоть до середины ХХ века донесшего традиционные элементы
кроя, орнамента, использования материалов и украшений.
Современные концепции развития личности ребенка, а также
региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных
учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной
культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит
ценные идеи и опыт воспитания для того, чтобы культура оказывала
эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а
личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее
ценностями.