Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Посадскина Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 21 "МАЛЫШ"
Населённый пункт: Московская область город Дмитров
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности.

Один из аспектов «деятельностного» подхода состоит в том, что речь всегда

входит в какую-то другую, интеллектуальную или практическую деятельность.

Совершенствование речи, обогащение образности речи происходит тогда,

когда люди взаимодействуют, общаются, познают окружающий мир, т. е.

Решают жизненные предметно-практические или мысленные задачи.

Все виды детской активности сопровождаются речевым общением с

взрослыми и сверстниками. Речь является неизменным спутником игровой,

трудовой, бытовой деятельности ребенка, т. е. его повседневной жизни.

Важным условием развития образной речи детей в повседневной жизни

является создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что

речь окружающих может оказывать на ребенка как положительное, так и

отрицательное влияние, потому что в силу большой подражательности

ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные

формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим

особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитания. Речь

педагога должна быть богата образными средствами языка. Там, где

взрослые постоянно используют в своей речи сравнения, эпитеты, метафоры,

фразеологизмы, дети овладеют умением говорить красиво намного быстрее.

Поэтому первостепенной задачей педагога является обогащение

собственной речи образными средствами и активное использование их в

общении с людьми.

Большие возможности развития образной речи детей возникают при

ознакомлении их с природой, т. к. природа воспитывает у ребенка чувство

прекрасного, эмоциональную отзывчивость, является неиссякаемым

источником творчества, в том числе и речевого.

Важно установить формы взаимосвязи наблюдаемых явлений природы и

художественных образов, найти способы воплощения в речи увиденного и

эмоциональных впечатлений от него. Особенно важно показать детям яркие

примеры характеристики природных явлений в детской литературе, поэзии,

помочь оценить художественные образы, созданные мастерами слова.

Мы помогаем детям найти в окружающей жизни и природе то, что может

быть отражено в рассказе, сказке, в ярком художественном образе. В

процессе ознакомления с природой дошкольники вслушиваются в звуки и

всматриваются в краски природного и предметного мира.

Наблюдения, проводимые не только с целью ознакомления с реальными

объектами или явлениями, но и для решения задач развития образной речи

детей, имеют отличительные особенности. Подобные наблюдения называл «

путешествиями к истокам живого слова». «Подлинная мысль всегда

проникнута трепетным чувством; если ребенок почувствовал аромат слова,

его сердце охватывает вдохновение. Идите в поле, в парк, пейте из источника

мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми

исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Я

тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи

невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа

детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так

же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество

начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие,

пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными

переживаниями», - писал Василий Александрович, обращаясь к педагогам.

Во время таких наблюдений необходимо:

– создать атмосферу поэтического введения окружающего, «оживить»,

«очеловечить» наблюдаемые объекты, вызвать нравственно-эстетическое

отношение к природе;

– активизировать образный словарь, предложить образы образных речевых

высказываний;

– заинтересовать детей речевой деятельностью, пробудить их к

высказываниям об увиденном, к сочинительству на материале наблюдений.

В процессе наблюдений, игр экологического содержания, упражнений на

лексические темы, связанных в временами года, возможно использование

разнообразных заданий, направленных на развитие образной речи.

Объяснение этимологии слов

Воспитатель предлагает детям вспомнить, почему так названы растения, и

придумать самим названия необычных растений.

– Кувшинка? Плод похож на гончарное изделие.

– Медвежье ухо? Листья лохматые, ворсистые, похожи на ухо медведя.

– Наперстянка? Цветы похожи на наперстки.

– Подснежник? Растет под снегом.

– Подорожник? Растет вдоль дороги.

– Мать-и-мачеха? Одна сторона листа мягкая и теплая — это мать; другая

холодная это мачеха.

– Почему насекомых так называют? У них насечки на брюшке.

– Почему божьих коровок так называет? Коровками назвали потому, что они

умеют выделять «молочко», правда не белое, а оранжевое. Конечно, на

самом деле, это не «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за

нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы.

– Почему слепень так называется? Слепень жалит так больно, что даже

слепнешь на миг.

– Подумайте и объясните, почему насекомых так назвали: жук-олень,

богомол, стрекоза, козодой, майский жук.

– Как раньше называли март. Капельником, протальником, грачевником.

Почему?

– Как апрель называли в старину? Снегогон, березень. Почему?

– За что май получил название цветень?Вспомните пословицу, объясняющую

это название. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Подбор синонимов, антонимов, сравнений об объектах и явлений природы

– С чем можно сравнить осенний лес?

– На что похоже солнце?

– Какая погода? Как о ней можно сказать по-другому? Наоборот?

Образование притяжательных прилагательных

– Хвост лисы — лисий;

– Ухо белки — беличье;

– Голова медведя — медвежья и т. д.

Подбор пословиц, поговорок о живой или неживой природе

Лес и вода — брат и сестра.

Растения — украшения земли.

Не сладко птице в золотой клетке и т. д.

Объяснение смысла поговорок экологического содержания

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему так говорят «Есть лес - береги,

нет леса — посади»? Если мы все будем беречь наши леса, то какими они

будут? Красивыми, богатыми, гостеприимными, щедрыми. А если не беречь,

то, какими они станут? Запущенными, мертвыми, бедными, опасными.

Договаривание пословиц и поговорок о природе

– Весной день упустишь — годами не … (вернешь).

– Жаворонки прилетите, красно лето … (принесите).

– В марте — вода, а в апреле — . . . (трава).

– Май леса наряжает, лето в гости. . . (ожидает).

– Коли в мае дождь, так и будет. . . (рожь).

– Весна и осень — на дню погод … (восемь).

Подбор стихотворений для характеристики явлений природы

Воспитатель. Ребята, а почему мы называем воду волшебной?

Переходит из одного состояния в другое (вода, лед, пар). А почему она все

живое спасет? Без нее не сможет жить ни одно живое существо.

Давайте вспомним стихотворения, где упоминается вода в разных

состояниях, и посмотрим, какие сравнения подбирают к ней поэты. Дети

читают знакомые стихотворения и подбирают образные выражения к разным

состояниям воды.

Интересен опыт работы воспитателей по формированию образной речи в

процессе ручного труда. При организации занятий по ручному труду сначала

решаются познавательные задачи, затем дети выполняют поделки из

различного природного материала.

Например, по теме «Путешествие в Африку» дошкольники изготавливают из

природного материала фигурки обезьян. Начинается работа с путешествия, в

ходе которого дети выполняют задания на словообразование. Например,

«Найди маме детеныша». Слоненка, верблюжонка, детеныша жирафа и т. д.

«Кто спрятался в джунглях?» Дети называют части тела животного: слоновый

хобот, крокодилья пасть, верблюжий горб, черепаший панцирь и т. д.

Перед изготовлением соломенных человечков (тема «Соломенное царство»)

в подготовительной к школе группе ребята путешествуют к Соломенной

королеве. У нее случилась беда — пропали все ее соломенные жители.

Дошкольникам предлагается помочь ей — сделать соломенных человечков.

В ходе путешествия дети выполняют задания, некоторые из которых

направлены на совершенствование образной речи.

Задание на словообразование.

– Солома от пшеницы, какая? Пшеничная.

– Солома от овса, какая? Овсяная.

– Солома от ячменя, какая? Ячменная.

– Солома ото ржи, какая? Ржаная.

Задание на подбор эпитетов к слову «солома».

Воспитатель. Возьмите в руку пучочки соломы, пощупайте, какая она?

Гладкая, золотистая, гибкая, сухая. Понюхайте пучочки. Какая солома?

Ароматная, душистая пахучая.

На занятии «Осень в гости к нам пришла» дети описывают фрукты и овощи,

знакомятся с происхождением сложного слова «листопад»,учатся

употреблять сравнения в речи, подбирают синонимы, упражняются в

словотворчестве. Затем воспитатель в роли Осени предлагает сделать из

яблок колобков. Дети изготавливают этих сказочных персонажей, а потом

придумывают собственную сказку « О приключениях яблочного колобка в

городе» и инсценируют ее.

Изготовленные руками детей игрушки используются при инсценировке

знакомых литературных произведений. Так, например, дети делают зверей

способом оригами, а затем инсценируют сказку В. Сутеева «Под грибом».

Еще один пример комплексного решения задач развития речи и ручных

умений детей - изготовления игрушки-петуха (тема «На птичьем дворе»). Из

разноцветных перьев ребята мастерят петушкам-озорникам хвосты в

соответствии с заданным сюжетом — они потеряны в очередной драке. Дети

подбирают слова — определения. Какой у петуха хвост? Разноцветный,

пестрый, большой, красивый, длинный, рябой, узорчатый. Учатся правильно

употреблять притяжательные прилагательные (петушиный хвост);

увлажняются в словообразовании, придумывают клички петухам (Задира,

Драчун, Озорник и т. д).Затем им предлагается сочинить сказку о двух

петухах-задирах, которых помирил мудрый петух Петя. В последующем дети

инсценируют придуманную сказку.

Активизации образной лексики способствует чтение художественной

литературы, беседы, рассматривание иллюстраций и т. д. В качестве

предварительной работы перед изготовлением петуха-озорника детям

читают сказки «Умей обожать» и «Петушок с семьей».

В процессе ручного труда можно предложить детям прослушать

музыкальные произведения, которые вводят дошкольников в мир

художественных образов, способствуют развитию творческого воображения.

Обогащение речи образными средствами возможно и в процессе различных

видов работы по музыкальному развитию детей.

– Разучивание текстов народных и авторских песен.

В текстах народных и авторских песен встречается значительное количество

образных средств, что позволяет обогатить речь детей.

Например,

… Листья осин и гроздья рябин

Словно огнем загорятся …

( «В добрый час», сл. И. Черницкой, муз. Т. Попатенко)

… Листья кленов пестрой стайкой

Тихо, тихо падают …

(«Осенний лес», сл. Т. Башмаковой, муз. Н. Раздуваевой)

У ромашек — желтый глаз,

Белые реснички.

Вы, ромашки, для меня

Младшие сестрички. ( «Родина», сл. Н. Соловьевой, муз. М. Парцхаладзе)…

Тучка серая расплакалась...

(«Не грусти, журавушка», сл. И муз. З. Роот)

– Обсуждение фрагментов прослушанных музыкальных отрывков.

Воспитатель. Каким вам запомнилось лето? Веселым, радостным, звенящим,

порхающим, как бабочки, стрекозы, поющим. Как же лето могло петь? Пели

птицы, летний дождик стучал по крышам, гремели грозы, жужжали разные

насекомые. Давайте, мы тоже послушаем песни лета. Звучит фонограмма

«Пение птиц». Вспомните песню, где главные герои — насекомые.

Послушайте, я вам ее пропою без слов. Исполняет песню «Как у наших у

ворот». Как она называется? В ней поется про плясунью стрекозу, певунью

мужу, трудолюбивого муравья. Давайте, мы эту песню исполним хором.

Дети прослушивают фрагмент из оперы А. Римского-Корсакова «Садко».

Воспитатель. Вам понравилась музыка? Какие инструменты прозвучали? Да,

ребята, вы услышали звучание целого симфонического оркестра. А

музыкальное произведение называется «Симфоническая картина «Садко».

Когда слушаешь эту музыку, перед глазами возникает настоящая картина

моря, величественного и огромного. Но послушайте и определите, всегда ли

море спокойно в услышанном вами музыкальном произведении? Дети еще

раз прослушивают музыкальный фрагмент и рассказывают о своих

впечатлениях, о том, что море бывает спокойным — это штиль и грозным,

когда начинается шторм.

Музыкально-дидактические игры с целью активизации образных средств.

Например, музыкально-дидактическая игра « Что подсказала музыка?»

Цель: закреплять умение подбирать образную лексику, составлять сложные

предложения.

Описание игры. Педагог предлагает детям прослушать музыкальное

произведение «Времена года. Апрель» и что-то себе представить, слушая эту

музыку. Например, «Я представил себе...

– звонкую капель, которая капает с крыши;

– подснежник, который кивает головой;

– белоствольную березку, которая стоит как свечка;

– стайку перелетных птиц, возвращающихся из теплых стран;

– яркое весенние солнышко, которое ласкает, греет, радует;

– журчащий ручеек, который бежит, спешит по дорожке;

– набухшие ветки вербы, которые барабанят по стеклу».

Таким образом, творчество педагога, его увлеченности и методическая

грамотность позволяет найти возможности для решения задач по развитию

образной речи детей в разных видах деятельности в целостном

педагогическом процессе детского сада.



В раздел образования