Автор: Елена Михайловна Кулеш
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 19 "
Населённый пункт: Город Брянск
Наименование материала: «Самоанализ профессиональной деятельности учителя, работающего над проблемой экологического воспитания»
Тема: "Я - мастер своего дела"
Раздел: начальное образование
Самоанализ
Одной из главных задач школы
на современном этапе является
формирование
у
детей
общечеловеческих
духовных
ценностей
и
ориентиров, воспитание экологического отношения к окружающему их миру,
что
находит
свое
отражение
в
новых образовательных стандартах, требующих иного подхода к системе
обучения в современной школе, начиная с начальной.
Так, в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся
молодежи ДНР отмечается, что большое влияние на воспитание ребенка
оказывает «природа родного края, которая вызывает у детей гуманные
чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи».
Подчеркивается, что «воздействие природы на личность детей формирует
ощущение
причастности,
принадлежности
к
этому
уголку
Земли,
и
принадлежности этого уголка маленькому человеку».
Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. У
детства нет «вчера», а есть «сегодня» и «завтра». Поэтому разговор о
воспитании нравственно-экологических чувств и качеств детей – это
разговор о завтрашнем дне. А каким он будет, зависит в первую очередь от
нас, взрослых. Именно в этом я вижу актуальность проблемы экологического
воспитания подрастающего поколения, над которой работаю более десяти
лет.
Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я
поставила перед собой цель: создать условия для формирования у моих
учеников основ экологической культуры, правильного отношения к
природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и
материалам природного происхождения.
Мною были определены и поставлены основные задачи по реализации
содержания деятельности по экологическому воспитанию, в соответствии с
ГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической
культуры младшего школьника:
- сохранить и поддержать индивидуальность ребенка на основе учета его
жизненного опыта;
- формировать у школьников УУД, основанных на способности ученика
наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе
проводить обобщение;
- развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой;
- воспитать у школьников бережное отношение к объектам природы и
результатам труда людей, сознательное отношение к здоровому образу
жизни,
формировать экологическую культуру,
навыки нравственного
поведения;
- формировать уважительное отношение к
семье, родному
краю, стране,
культуре, природе нашей страны;
- способствовать осознанию ценности,
целостности
и
многообразия
окружающего мира, своего места в нём.
Для осуществления поставленных целей и задач использовала не только
материал уроков природоведения, но и работала над интеграцией многих
учебных предметов начального цикла.
Я определила наиболее важные направления в работе:
- в учебном процессе (с использованием межпредметного подхода)
-в ходе воспитательной работы;
-в научно – практической деятельности (приложение 2).
Итак, моей задачей как педагога было не только дать знания учащимся,
но и воспитать желание правильно их применять, объективно оценивать своё
поведение
в
социальной
и
природной
среде,
сравнивать
его
с
эталонным. В
ходе
работы
над
проблемой руководствовалась
такими принципами:
- принцип целостности картины мира;
- принцип практической направленности (формирование УУД, возможность
применять полученные знания в условиях решения учебных задач и
практической деятельности; умений работать с различными источниками
информации
(словари,
научно-популярные
и
художественные
книги,
журналы,
газеты,
Интернета);
умение
работать
в
сотрудничестве
и
самостоятельно);
- принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в
урочных и внеурочных мероприятиях).
Организуя систему работы по экологическому воспитанию обучающихся,
учитывала психологическй аспект, включающий в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей,
мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Системный подход по экологическому воспитанию детей (в рамках
реализации проекта системы экологического воспитания «Радуга») позволил
мне:
- установить более тесные связи между познанием природы и познанием
социальной жизни;
- обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения
окружающего нас мира природы;
-
создать
условия
для
более
плавного
и
целесообразного
формирования нравственно –этических установок;
-
расширить
экологические
представления
младших
школьников,
конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
- углубить теоретические знания в области экологии;
-
формировать
ряд
основополагающих
экологических
понятий,
составляющих
адекватный
возрастным
возможностям
младших
школьников первичные
знания
экологии
как
науки;
- обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность
учащихся по изучению и охране окружающей среды (приложение 1).
Реализуя поставленные задачи в ходе проведения уроков, внеклассных
мероприятий и во внеурочной деятельности, я:
- формировала у обучающихся разнообразные представления о природе,
человеке
и
обществе, учила элементарной ориентировке в
доступных
естественно-научных,
обществоведческих,
исторических,
экологических
понятиях;
- развивала осознание отдельных доступных связей в природном и
социальном
мире, способствовала психическому и
личностному развитию школьника;
-
содействовала социализации ребенка,
принятию им
законов
существования в среде обитания, воспитывала эмоциональный взгляд на
мир,
формировала в
единстве
этические и
эстетические чувства,
элементарную экологическую культуру,
умение рационально
организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего
организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечивала
развитие элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.
В
своей
практике
использовала различные
формы
и
методы
экологического образования и воспитания: беседа, дискуссия, рассказ,
моделирование
экологических
ситуаций
нравственного
выбора, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам и
т.д.
Чтобы правильно подобрать данные формы и методы экологического
воспитания
и
обучения
детей,
на
первом
этапе
определила
тип
экологического отношения каждого ребенка к окружающей среде. Для этого
использовала различные методики, предложенные Ясвиным В.Я., Дерябо
С.Д.
Тестирование в начале первого года обучения (2012-2013 уч. год)
показало, что у ребят в основном преобладает индифферентный тип
отношения к природе (таких 64 %), на втором этапе – эстетический тип
(22%),
практический
тип
отношения
к
природе
наблюдается
у
7%
тестируемых детей, прагматический тип составил также 7%.
Таким образом, по данным тестирования был сделан вывод о том, что у
первоклассников не было сформировано ни этическое отношение к природе,
ни познавательное. Исходя из того, была выбрана определенная стратегия
педагогической деятельности.
Предстояла большая работа по осуществлению поставленных целей, а
именно формирования у детей субъективного экологического отношения к
природе.
В результате 4-х летнего комплексного интенсивного экологического
обучения и воспитания мы пришли к нижеследующим итогам: этический тип
отношения к природе – 44 %; познавательный тип – 22 %; эстетический тип –
15 %; практический тип – 11%; индифферентный тип – 8%.
Анализ результатов анкет показал, что у детей после системной работы по
экологическому
образованию
и
воспитанию
произошли
значительные
позитивные изменения. За истекший период у многих ребят значительно
повысился уровень субъективного отношения к миру природы. У многих
детей сформировался этический, познавательный типы отношения к природе.
Отслеживая уровень качества знаний учащихся за четыре года, можно
сделать
вывод,
что
качество
знаний
по
предметам
начального
цикла находится на эффективном уровне (75%).
Ученики класса принимают активное участие в городских, республиканских
и
международных конкурсах, акциях и
занимают
призовые
места (приложение 3).
Подводя
итоги
своей
деятельности
по
реализации
проблемы
экологического воспитания, мною сделаны такие выводы:
1.Теоретическая
основа
экологического
воспитания
основывается
на
решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием
сформированности ответственного отношения к окружающей среде является
нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные
методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и
воспитанную личность.
2. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание,
основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет
ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в
свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными
и осмысленными убеждениями каждого ученика.
3. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут
усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила,
нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания
перешли в убеждения.
4.Формирование экологического отношения к природе в начальном звене
необходимо осуществлять через интегрирование природоведческих знаний в
общеобразовательные
дисциплины,
которое
позволяет
детям
усвоить
ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их
взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их
движение и т.д; через системы познавательных заданий для 1-4 классов на
основе
программного
природоведческого
материала
по
применению
природоведческих знаний в новой учебной ситуации.
5.Изучение экологического потенциала современных учебников, детских
энциклопедий,
справочников,
художественной
литературы,
детских
периодических изданий по окружающему миру показало, что в них имеются
большие
возможности
для
формирования
у
младших
школьников
экологического сознания.
6.
Внеурочную
работу
по
формированию
у
младших
школьников
экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую
часть
всего
учебно-воспитательного
процесса
и
включать
в
неё
нетрадиционные формы: экологические праздники, выставки различных
творческих работ
детей, компьютерное экологическое моделирование,
экологический практикум, эколого-психологические тренинги.
7. Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших
школьников в экологической деятельности.
Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и
внеклассной
работе
в
начальной
школе
можно
заложить
основы
формирования личности с новым образом мышления и типом поведения –
экологическим.