Напоминание

"Я - мастер своего дела"


Автор: Елена Михайловна Кулеш
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 19 "
Населённый пункт: Город Брянск
Наименование материала: «Самоанализ профессиональной деятельности учителя, работающего над проблемой экологического воспитания»
Тема: "Я - мастер своего дела"
Раздел: начальное образование





Назад




Самоанализ

Одной из главных задач школы

на современном этапе является

формирование

у

детей

общечеловеческих

духовных

ценностей

и

ориентиров, воспитание экологического отношения к окружающему их миру,

что

находит

свое

отражение

в

новых образовательных стандартах, требующих иного подхода к системе

обучения в современной школе, начиная с начальной.

Так, в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся

молодежи ДНР отмечается, что большое влияние на воспитание ребенка

оказывает «природа родного края, которая вызывает у детей гуманные

чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи».

Подчеркивается, что «воздействие природы на личность детей формирует

ощущение

причастности,

принадлежности

к

этому

уголку

Земли,

и

принадлежности этого уголка маленькому человеку».

Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. У

детства нет «вчера», а есть «сегодня» и «завтра». Поэтому разговор о

воспитании нравственно-экологических чувств и качеств детей – это

разговор о завтрашнем дне. А каким он будет, зависит в первую очередь от

нас, взрослых. Именно в этом я вижу актуальность проблемы экологического

воспитания подрастающего поколения, над которой работаю более десяти

лет.

Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я

поставила перед собой цель: создать условия для формирования у моих

учеников основ экологической культуры, правильного отношения к

природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и

материалам природного происхождения.

Мною были определены и поставлены основные задачи по реализации

содержания деятельности по экологическому воспитанию, в соответствии с

ГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической

культуры младшего школьника:

- сохранить и поддержать индивидуальность ребенка на основе учета его

жизненного опыта;

- формировать у школьников УУД, основанных на способности ученика

наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе

проводить обобщение;

- развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой;

- воспитать у школьников бережное отношение к объектам природы и

результатам труда людей, сознательное отношение к здоровому образу

жизни,

формировать экологическую культуру,

навыки нравственного

поведения;

- формировать уважительное отношение к

семье, родному

краю, стране,

культуре, природе нашей страны;

- способствовать осознанию ценности,

целостности

и

многообразия

окружающего мира, своего места в нём.

Для осуществления поставленных целей и задач использовала не только

материал уроков природоведения, но и работала над интеграцией многих

учебных предметов начального цикла.

Я определила наиболее важные направления в работе:

- в учебном процессе (с использованием межпредметного подхода)

-в ходе воспитательной работы;

-в научно – практической деятельности (приложение 2).

Итак, моей задачей как педагога было не только дать знания учащимся,

но и воспитать желание правильно их применять, объективно оценивать своё

поведение

в

социальной

и

природной

среде,

сравнивать

его

с

эталонным. В

ходе

работы

над

проблемой руководствовалась

такими принципами:

- принцип целостности картины мира;

- принцип практической направленности (формирование УУД, возможность

применять полученные знания в условиях решения учебных задач и

практической деятельности; умений работать с различными источниками

информации

(словари,

научно-популярные

и

художественные

книги,

журналы,

газеты,

Интернета);

умение

работать

в

сотрудничестве

и

самостоятельно);

- принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в

урочных и внеурочных мероприятиях).

Организуя систему работы по экологическому воспитанию обучающихся,

учитывала психологическй аспект, включающий в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей,

мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Системный подход по экологическому воспитанию детей (в рамках

реализации проекта системы экологического воспитания «Радуга») позволил

мне:

- установить более тесные связи между познанием природы и познанием

социальной жизни;

- обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения

окружающего нас мира природы;

-

создать

условия

для

более

плавного

и

целесообразного

формирования нравственно –этических установок;

-

расширить

экологические

представления

младших

школьников,

конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

- углубить теоретические знания в области экологии;

-

формировать

ряд

основополагающих

экологических

понятий,

составляющих

адекватный

возрастным

возможностям

младших

школьников первичные

знания

экологии

как

науки;

- обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность

учащихся по изучению и охране окружающей среды (приложение 1).

Реализуя поставленные задачи в ходе проведения уроков, внеклассных

мероприятий и во внеурочной деятельности, я:

- формировала у обучающихся разнообразные представления о природе,

человеке

и

обществе, учила элементарной ориентировке в

доступных

естественно-научных,

обществоведческих,

исторических,

экологических

понятиях;

- развивала осознание отдельных доступных связей в природном и

социальном

мире, способствовала психическому и

личностному развитию школьника;

-

содействовала социализации ребенка,

принятию им

законов

существования в среде обитания, воспитывала эмоциональный взгляд на

мир,

формировала в

единстве

этические и

эстетические чувства,

элементарную экологическую культуру,

умение рационально

организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего

организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечивала

развитие элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.

В

своей

практике

использовала различные

формы

и

методы

экологического образования и воспитания: беседа, дискуссия, рассказ,

моделирование

экологических

ситуаций

нравственного

выбора, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам и

т.д.

Чтобы правильно подобрать данные формы и методы экологического

воспитания

и

обучения

детей,

на

первом

этапе

определила

тип

экологического отношения каждого ребенка к окружающей среде. Для этого

использовала различные методики, предложенные Ясвиным В.Я., Дерябо

С.Д.

Тестирование в начале первого года обучения (2012-2013 уч. год)

показало, что у ребят в основном преобладает индифферентный тип

отношения к природе (таких 64 %), на втором этапе – эстетический тип

(22%),

практический

тип

отношения

к

природе

наблюдается

у

7%

тестируемых детей, прагматический тип составил также 7%.

Таким образом, по данным тестирования был сделан вывод о том, что у

первоклассников не было сформировано ни этическое отношение к природе,

ни познавательное. Исходя из того, была выбрана определенная стратегия

педагогической деятельности.

Предстояла большая работа по осуществлению поставленных целей, а

именно формирования у детей субъективного экологического отношения к

природе.

В результате 4-х летнего комплексного интенсивного экологического

обучения и воспитания мы пришли к нижеследующим итогам: этический тип

отношения к природе – 44 %; познавательный тип – 22 %; эстетический тип –

15 %; практический тип – 11%; индифферентный тип – 8%.

Анализ результатов анкет показал, что у детей после системной работы по

экологическому

образованию

и

воспитанию

произошли

значительные

позитивные изменения. За истекший период у многих ребят значительно

повысился уровень субъективного отношения к миру природы. У многих

детей сформировался этический, познавательный типы отношения к природе.

Отслеживая уровень качества знаний учащихся за четыре года, можно

сделать

вывод,

что

качество

знаний

по

предметам

начального

цикла находится на эффективном уровне (75%).

Ученики класса принимают активное участие в городских, республиканских

и

международных конкурсах, акциях и

занимают

призовые

места (приложение 3).

Подводя

итоги

своей

деятельности

по

реализации

проблемы

экологического воспитания, мною сделаны такие выводы:

1.Теоретическая

основа

экологического

воспитания

основывается

на

решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием

сформированности ответственного отношения к окружающей среде является

нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные

методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и

воспитанную личность.

2. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание,

основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет

ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в

свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными

и осмысленными убеждениями каждого ученика.

3. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут

усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила,

нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания

перешли в убеждения.

4.Формирование экологического отношения к природе в начальном звене

необходимо осуществлять через интегрирование природоведческих знаний в

общеобразовательные

дисциплины,

которое

позволяет

детям

усвоить

ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их

взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их

движение и т.д; через системы познавательных заданий для 1-4 классов на

основе

программного

природоведческого

материала

по

применению

природоведческих знаний в новой учебной ситуации.

5.Изучение экологического потенциала современных учебников, детских

энциклопедий,

справочников,

художественной

литературы,

детских

периодических изданий по окружающему миру показало, что в них имеются

большие

возможности

для

формирования

у

младших

школьников

экологического сознания.

6.

Внеурочную

работу

по

формированию

у

младших

школьников

экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую

часть

всего

учебно-воспитательного

процесса

и

включать

в

неё

нетрадиционные формы: экологические праздники, выставки различных

творческих работ

детей, компьютерное экологическое моделирование,

экологический практикум, эколого-психологические тренинги.

7. Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших

школьников в экологической деятельности.

Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и

внеклассной

работе

в

начальной

школе

можно

заложить

основы

формирования личности с новым образом мышления и типом поведения –

экологическим.



В раздел образования