Автор: Лебедева Светлана Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад № 31
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Мониторинг образовательного процесса
Тема: Аналитическая справка о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на начало учебного года в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Аналитическая
справка о
результатах
диагностики образовательного
процесса
и
детского
развития на
начало
учебного
года в
старшей
группе № 2
за 2022-2023 учебный год.
Диагностика эффективности достижений детьми планируемых результатов освоения
образовательной программы проводилась в начале года в старшей группе по 5 образовательным
областям, соответствующим ФГОС дошкольного образования: «Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
В мониторинге участвовало 27 детей из списочного состава – 27 ребенка . Из них мальчиков- 14
человек , 13 – девочек.
Цель:
определить
степень
освоения
ребенком
образовательной
программы
дошкольного
образования и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на
развитие ребенка.
Объектом
диагностики
являются
физические,
интеллектуальные
и
личностные
качества
воспитанников.
Предметом исследования являются навыки и умения детей.
Субъект диагностики – дети дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Методы проведения:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая ситуация);
- беседа;
- игра.
Формы проведения:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Результаты диагностики:
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» показала, что в группе 3
человека детей (11%) с высоким уровнем развития.
Эти дети соблюдают правила поведения в общественных местах, в общении с взрослыми и
сверстниками. Могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, в том числе
изображенным. Договариваются и принимают роль в игре со сверстниками, соблюдают ролевое
поведение, проявляют инициативу в игре.
15 детей (54 %) со средним уровнем развития. Проявляют интерес к кукольному театру, выбирает
предпочитаемых героев, могут поддерживать ролевые диалоги. Эти ребята могут действовать по
правилу и образцу, могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам с частичной
помощью взрослого.
9 человек (35 %) с недостаточным уровнем. Часто эти дети являются организаторами игры,
способные принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение
проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Но в дидактических играх не могут
оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры.
Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого. Предполагаемая причина
такого качества усвоения программного материала детьми по данному разделу: возрастные и
индивидуальные особенности детей.
С низким уровнем 0 человек (0 %)
Рекомендации: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих
проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и
нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию
культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать
учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и
называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников.
Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии
со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо
продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о
природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр,
закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.
Образовательная область «Речевое развитие» показала, что в группе 4 человека (16 %) с
высоким уровнем развития. Рассказывают о содержании сюжетной картинки, в том числе по
опорной схеме. Имеют предпочтение в литературных произведениях. При повторном чтении
проговаривают слова, небольшие предложения, пересказывают рассказ своими словами, отлично
заучивают стихотворения.
18 детей (65 %) со средним уровнем развития. Основная масса детей называют некоторые жанры
детской литературы, могут пересказать небольшое литературное произведение, составляют
рассказы по сюжетным картинам. Проявляют эмоциональную заинтересованность в драматизации
знакомых сказок. Заучивают небольшие стихотворения наизусть.
Могут повторить образцы описания игрушки. Все задания выполняют с частичной помощью
взрослого.
5 человек (19 %) с недостаточным уровнем развития.. Дети слушают доступные по содержанию
стихи, сказки, рассказы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках. Пересказать сюжет
литературного произведения или выучить стихотворение наизусть не может, так как дети , часто
отвлекаются.
С низким уровнем 0 человек (0 %)
Рекомендации: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать
творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы
для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую
гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой
активности детей. Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным
материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и
выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детского
родительского творчества.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» показала, что в группе 4
человека
(16 %) с высоким уровнем развития. Художественно-эстетическое развитие имеет
большое
значение
для
всестороннего
развития
дошкольника.
Дети
научились
проявлять
эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно
прикладного искусства, игрушек; объектов и явлений природы, радоваться созданным ими работам.
Дети называют основные выразительные средства произведений искусства. Умеют рисовать и
лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, создают сюжетные композиции из 2-
3 и более изображений, создавать различные предметы, создают сюжетные и декоративные
композиции.
19 ребенка (69 %) со средним уровнем развития. Дети способны преобразовывать постройки в
соответствии с заданием взрослого, проявляют интерес к конструктивной деятельности, в том числе
к поделкам из бумаги Ножницы держат правильно. Умеют резать ими по прямой, по диагонали
(квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и
закруглять углы получается с частичной помощью взрослого. Предметы изображают путем
создания
отчетливых
форм,
подбора
цвета,
аккуратного
закрашивания,
приклеивания,
использования разных материалов. Могут выразительно и ритмично двигаться. Всё выполняют
самостоятельно, с частичной помощью взрослого.
4 ребенка (15 %) с недостаточным уровнем развития.
Практически все воспитанники могут
передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и
правильно располагать
изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно -
прикладного творчества. Достаточно развит навык лепки
объемного образа, и все дети до конца и
аккуратно выполняют плоскую лепку. Дошкольники старшей группы также умеют правильно
держать ножницы и правильно вырезать из бумаги, убирать свое рабочее место.
С низким уровнем 0 человек (0 %)
Рекомендации: чаще проводить индивидуальную работу, продолжать создавать развивающую
предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ,
уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических
качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика,
профилактика плоскостопия и нарушения осанки.
Образовательная область «Познавательное развитие» показала, что в группе 4 детей (17 %) с
высоким уровнем развития.
Воспитанники научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Различают количество
предметов (один и много, большие и маленькие предметы, называют их размер и используют
детали строительного материала. Самостоятельно объединяют различные группы предметов,
имеющих общий признак, в единое целое. Различают величины: длину (ширину, высоту).
Определяют временные отношения (день-ночь-месяц). Умеют выбирать и группировать предметы в
соответствии с познавательной задачей.
16 ребенка (58 %) со средним уровнем развития. Основная масса детей показала средний уровень
развития, дошкольники выполняют все параметры с частичной помощью взрослого. Знают имя и
фамилию, адрес и страну где проживают. Имена, фамилия и отчество родителей, место работы.
Знают герб, флаг России. Знают и называют некоторых домашних и диких животных, их
детенышей. Различают овощи и фрукты (один-два вида). Имеют элементарные представления о
природных сезонных явлениях.
7 детей (25 %) с недостаточным уровнем развития.
Могут самостоятельно объединить различные группы предметов, имеющих, общий признак
затрудняется, а также делить фигуры на несколько частей и составлять целое может только с
помощью взрослого.
С низким уровнем 0 человек (0 %)
Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать
создавать условия для экспериментально - исследовательской деятельности, которая способствует
формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Продолжать пополнять развивающую среду,
создавать различные
коллекции
материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать
детскую инициативу и творчество.
Образовательная область «Физическое развитие» показала, что в группе на начало учебного
года -Высокий уровень имеют 10 % детей ( 3 человек)
Средний уровень имеют 56 % детей ( 15 человек )
Недостаточный уровень имеют 34 % детей (9 человек)
Низкий уровень - 0 % детей (0 человек)
Рекомендации: чаще
проводить
индивидуальную
работу,
продолжать
создавать
развивающую
предметно - пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ,
уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических
качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика,
бодрящая гимнастика,
профилактика
плоскостопия
и
нарушения
осанки,
закаливание).
Повышать
популярность
принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные с родителями
спортивные праздники
.
Вывод:
полученные данные позволяют сделать вывод, что на начало учебного года
дошкольниками старшей группы усвоен программный материал. Прослеживается стабильная и
позитивная динамика по всем направлениям развития.
Однако необходимо наметить план на дальнейшую перспективу и развитие каждого ребенка:
1. Продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного
материала по всем образовательным областям в течение учебного года.
2. В течение года продолжать развивать речевые и коммуникативные умения детей в
непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе
комплексного подхода.
3. Вести индивидуальные маршруты усвоения программного материала по проблемным областям