Автор: Давлетбердина Лира Вагаповна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 24
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Уфа
Наименование материала: Конспект урока « Мой любимый край»
Тема: Использование иллюстрации и ИКТ
Раздел: дошкольное образование
Выполнила: Давлетбердина Л. В.
Должность: воспитатель
2022 год
Цель:
Расширить знания детей о Республике Башкортостан.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о родном крае, столице, культуре, о
народах разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжать
знакомить детей с государственной символикой, с башкирским героем,
народными играми, башкирскими национальными блюдами.
Развивающие:
- Продолжать развивать связную речь детей.
- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою
республику, воспитывать любовь к родным местам.
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане,
рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание
стихотворений о Башкортостане, подвижная игра «Ак тирак, кук тирак»,
дидактические игры.
Словарная работа: Родина, родной город, родной край, курай, кубыз,
домбра, кумыс, баурсак, айран, корот.
Материалы и оборудования: фотографии на котором
изображено соцветие курая, карта, герб, флаг Башкортостана,
гимн Башкортостана, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.
Ход проведения.
1.Беседа
Воспитатель начинает ООД с приветствия в кругу:
- Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята,
я
предлагаю
вам
сесть
в
круг,
закрыть
глаза
и
немного
пофантазировать. Представьте, что ярко светит солнце,
дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем чистый и свежий воздух родного края, нам
хорошо и приятно находиться в окружении природы. (Играет спокойная
мелодия). Мы здесь родились, здесь живут наши родители, наши
бабушки и дедушки, мы здесь научились разговаривать, ходить,
нашли себе друзей.
Воспитатель:
Мы представили, как сказочно красива природа родных мест! А почему нам
всегда кажется, что родные края красивее, родные реки хрустальнее, а
родные травы душистее?
Дети: Это наш город, где мы родились и живём. Вместе с нами живут
близкие, родные нам люди.
Воспитатель: Правильно, ребята. Родина - это место, где человек родился,
живет, создает семью.
Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша
Родина?
Дети: город Уфа
Воспитатель: Верно, мы живем с вами в Республике Башкортостан, в городе
Уфа
Воспитатель:
Послушайте стихотворение о родном крае.
Амелия (читает стихотворение)
Воспитатель: Сегодня мы вспомним все, что знаем о нашей малой Родине и
продолжим знакомиться с нашей республикой. Подробнее узнаем, чем же
она хороша и необычна, нам поможет волшебный цветок. Ой, что
случилось? Соцветия волшебного цветка упали, как же нам быть?
Воспитатель: Собрать волшебный цветок помогут нам ваши знания.
Оказывается, под каждым соцветием спрятаны задания, которые нам нужно
выполнить правильно, и тогда мы сможем собрать волшебный цветок.
Попробуем?
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание называется «Города».
Воспитатель:
Ребята,
а
какой
город
является столицей нашей
республики? Дети: Столица нашей республики город Уфа.
Воспитатель: Правильно. А какие еще города есть у нас в Башкортостане?
Давайте назовем другие города нашей республики.
Дети: Туймазы, Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават и т.д.
Воспитатель: Что же нас ждет под следующим лепестком? Посмотрим.
(Папка с изображением людей в национальных костюмах).
Воспитатель:
Скажите,
пожалуйста,
люди
каких национальностей проживают на территории нашего края?
Дети: башкиры, татары, марийцы, русские.
Воспитатель: Правильно, люди разных национальностей дружно живут в
нашей республике - башкиры, татары, марийцы, русские, немцы и т.д
И с этим заданием мы справились.
Воспитатель: А теперь нам с вами нужно немного отдохнуть. Поиграем в
башкирскую национальную игру «Юрта».
Воспитатель:Открываем
следующий
лепесток.
Нужно
назвать
национальные
башкирские инструменты.
Дети: Курай, кубыз, домбра.
Воспитатель: Поговорим о курае. Существует легенда о том, как появился
этот инструмент.
«Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень
сорвал стебель, сделал в нем дырочку, подул – и снова услышал те же
приятные звуки».
А теперь я вам предлагаю послушать мелодию курая.
Воспитатель: Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш
родной край - поля, реки, леса.
Воспитатель: Открываем
следующий
лепесток.
Дети,
кто
знает
какие реки и озёра есть в наших краях?
Дети: Кандры-куль, р.Нугуш.
Воспитатель: Очень красивые реки и озера, как :Кандры-куль, Аслы-куль,
р.Нугуш, р.Усень, р.Белая, р.Уфимка.
Воспитатель: Нас ждет следующий лепесток. Слушаем задание. Ребята, кто
может назвать башкирские национальные блюда? ( Слайды 23-24)
Дети: Очпочмак, баурсак, зур бэлеш, корот и т.д.
Воспитатель: Хорошо. Вы молодцы! ( Слайд25)
Воспитатель: Есть и очень вкусные и полезные напитки, как айран и кумыс.
Наш край славится целебным напитком - кумысом. Как вы думаете, какое
оно на вкус, кто попробовал?
Дети: это кислое молоко.
Воспитатель: Да, это кислое кобылье молоко. (молоко лошади)
Воспитатель: Как вы думаете, чем еще славится наш край? Все, наверное,
пробовали этот удивительно полезный продукт, сладкий на вкус, что это?
Дети: мед!
Воспитатель: Конечно же, башкирский мед – это один из самых вкуснейших
и целебных продуктов мира. Особенно полезен башкирский липовый мед,
потому что именно в Башкортостане много липовых деревьев.
Я вам предлагаю попробовать и понюхать, ощутить аромат башкирского
мёда. (дети пробуют мед и делятся впечатлениями)
Воспитатель: Дети, хочу задать вам нелегкий вопрос. Какие полезные
ископаемые, природные богатства добывают жители Башкирии?
Дети: газ, золото.
Воспитатель: Да, дети, наша Республика очень богата и природными
ископаемыми , и растительностью.
Воспитатель: У нас есть ещё последний лепесток. Если мы поставим это
соцветие, у нас что получится?
Дети: Цветок курая.
Воспитатель: Да, конечно же, курай. А как вы думаете, почему же этот
цветок называют волшебным?
Дети: Курай является эмблемой, визитной карточкой нашей республики.
Поэтому он изображается в государственных символах нашей республики.
Воспитатель: Что является государственными символами РБ?
Дети: герб, флаг, гимн.
Воспитатель: Кто изображён на фоне восходящего солнца на гербе?
Дети: Салават Юлаев.
Воспитатель: Верно. Кем он является для башкирского народа?
Дети: Национальным героем, поэтом, воином, джигитом.
Воспитатель: По
краю
герба
расположен
башкирский
национальный
узор кускар.
Под гербом флаг нашей республики. Он трехцветный: синий, белый,
зеленый. Что обозначают цвета?
Дети: Синий – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый
– вера в жизнь.
Воспитатель: Что еще мы называем государственной символикой? (Гимн.)
Когда звучит эта торжественная музыка?
Дети: На торжественных мероприятиях, праздниках.
Воспитатель: Молодцы, дети. Мне понравилось как вы достойно слушали
гимн, как вы активно участвовали на этом интересном занятии. Знакомство с
нашей прекрасной Республикой подошло к концу. О чем мы с вами сегодня
говорили?
Дети: О нашей республике, национальностях, блюдах, музыкальных
инструментах и т.д.
Воспитатель: С какой легендой вы познакомились?
Дети: С легендой о курае.
Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете про нашу республику и многое
нам еще предстоит узнать.
Воспитатель: Ребята, а как называется наш город? В какой садик вы ходите,
как называется наша группа?
Воспитатель:
Давайте
встанем
в
круг
и
послушаем
стихотворение
о Башкирии.
Башкирия – чудесная земля!
Кругом сады, зелёные поля!
На зорьке тихо солнце ясное встаёт,
Как лебедь, Агидель плывёт.
Воспитатель: Спасибо за внимание!