Напоминание

"Моя малая родиина"


Автор: Суббота Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: п. Ленинский
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Моя малая родиина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарён-

ных (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённо-

сти;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

-

предусматривать степень и метод самораскры-

тия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное разви-

тие и индивидуальное различие детей;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– ком-

муникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, само-

презентация в отношениях).

Из опыта работы

Кущёвой С.Г.

воспитателя

АНО ДО «Алмазик» «Детский сад № 1»

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА

ПРОВДЕНИЯ

СРОК

1.

Создание Совета Педагогов по работе с

одаренными детьми.

Составление плана работы с одаренными

детьми.

Заседание Совета

Педагогов

август

2.

Изучение интересов и наклонностей де-

тей. Уточнение критериев одаренности

по способностей детей, индивидуальные

беседы. Составление банка данных ода-

ренных детей. Мониторинг.

Анкетирование. Со-

беседование. Со-

ставление банка

данных.

сентябрь-октябрь

3.

Подбор материала для занятий (с услож-

нением), для индивидуальной работы и

конкурсов.

Коллоквиум Совета

Педагогов.

в течение года

4.

Обучение одаренных детей навыкам под-

держания психологической стабильно-

сти.

Групповые и инди-

видуальные тренин-

ги, семинары.

в течение года

5.

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда

теоретических и

практических мате-

риалов и рекомен-

даций по работе с

одаренными

детьми.

в течение года

6.

Групповые занятия.

в течение года

7.

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

8.

Математический КВН.

декабрь

9.

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-февраль

10.

Исследовательская деятельность.

март

11.

Презентация.

апрель

12.

Дополнительные занятия с одарёнными

детьми, подготовка к презентации, интел-

лектуальным играм, конкурсам,

консультации по возникшим проблемам.

в течение года

13.

Проведение мероприятий по различным

направлениям с одаренными детьми.

в течение года

14.

Работа с родителями.

в течение года

15.

Подведение итогов работы Совета Педа-

гогов с одаренными детьми.

Мониторинг.

Заседание Совета

Педагогов в форме

«круглого стола».

Составление плана.

май

16.

Планирование работы на следующий

учебный год.

Заседание Совета

Педагогов в форме

«круглого стола».

Составление плана.

июнь

Программа

П о я с н и т е л ь н а я

з а п и с к а .

1.

Выявление одаренных детей.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности

детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения

и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание

условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому по-

ставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изу-

чения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, кото-

рое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных ре-

зультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людь-

ми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достиже-

ниями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявлять-

ся уже в дошкольном возрасте.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность

ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие

способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;

способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно

экспериментируя;

высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погру-

жении в познавательную деятельность (в области его интересов);

раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению

причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к но-

вому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизаци-

ям; раннее развитие сенсорных способностей;

оригинальность суждений, высокая обучаемость;

стремление к самостоятельности.

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,

логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие

категории одарённых детей.

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями:

Жора, Камила

Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и

конкретными способностями:(математика) Сева, Илья, Ваня.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями:

Б. Ульяна, З. Варя.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями:

Я. Вова, С. Ксенья, Б. Тимофей, Матвей.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развива-

ющей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных

детей дошкольного возраста:

1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и

мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности

(предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка

проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуля-

ция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не приня-

тие готовых;

6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей,

предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятель-

ности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (на-

личие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предме-

тов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообраз-

ного их использования детьми);

8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование

ответственности за себя и свое поведение;

9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды

или осуждения;

10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экс-

прессии, творческого использования знаний.

Цели работы с одаренными детьми

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность

на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей,

в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из

способностей;

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия;

конкурсы; интеллектуальные игры;

участие в олимпиадах; презентации;

работа по индивидуальным планам;

исследовательская деятельность.

исследования динамики развития.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей являет-

ся решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В

дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако се-

мья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и

психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

1.

Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

2.

Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление ис-

кренней и разумной любви к ребенку.

3.

Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

4.

Повышение уровня педагогической и психологической компетентности роди-

телей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о харак-

тере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.

Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ре-

бенка.

Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими

склонность к математике

Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, пред-

ставленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами ис-

кусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в це-

лях получения первичной информации о характере и направленности интересов,

способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагно-

стических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная

информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и

способностей к математике.

Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность

к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает

формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и про-

слеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаклю-

чения на основе причинно-следственной связи.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально ода-

ренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обоб-

щения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.

В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического

мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:

занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мыш-

ления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельно-

сти; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества

счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение

заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует раз-

витию образного и логического мышления, пространственных представлений;

наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск

признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия од-

ной группы фигур от другой.

Содержание учебного материала, для усложненных заданий на занятиях.

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к матема-

тике, можно выделить следующие.

определение склонности ребенка

организация индивидуальной работы с ребенком по усво-

ению знаний и развитию логического мышления

использование средств занимательной математики

организация дополнительного образования

Раздел

Основное содержание

Количественные

представления

Понятия: «множество», «элемент», «часть множества»,

«отношение между множествами», «частями во множествах»;

операции над множествами: объединение, перечисление,

нахождение разности множеств;

количественный и порядковый счет в пределах 20; изу-

чение чисел до 100;

счет парами, тройками, десятками;

использование при сравнении элементов знаковой систе-

мы;

решение простых арифметических задач. Запись решения

задач с помощью цифр и знаков

Величина

Измерение величины линейных протяженностей и объема

жидких и сыпучих тел;

знакомство с эталонами длины (сантиметр, метр), веса

(грамм, килограмм), объема (литр)

Геометрические фор-

мы, фигуры

Знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновид-

ности, углы и их разновидности, образование фигуры)

Ориентировка в

пространстве

Составление планов, схем, карт;

ориентировка в трехмерном пространстве

Ориентировка во вре-

мени

Определение времени по часам;

знакомство с приборами измерения времени (часы,

секундомер) и календарём

Индивидуальный план работы с одаренными детьми.

Процесс воспитания и обучения осуществляется по программе «Воспитание и

обучение детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие

методические рекомендации».

В содержание образования включаются игры, способствующие овладению ребенком

действиями

замещения,

наглядного

моделирования,

формирования

определенных

структур логического мышления.

Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобще-

ния, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования ма-

тематических представлений.

Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие

любознательности, коммуникабельности.

План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих принци-

пах:

- научности;

- деятельного подхода;

- системности;

- самоценности детства.

- форма реализации: индивидуальные игры.

Тематический план.

Тема

Задачи

Перечень игр

1

Формирование

действия за-

мещения

Развивать умение пользоваться за-

местителями, варьировать ими при

выполнении одного и того же зада-

ния.

Зверюшки на дорожках;

Разноцветные цепочки;

Кто сегодня именинник;

Отгадай фигуру;

Звезды на небе.

2

Анализ

Учить анализировать контурные схе-

мы, соотносить схематические изоб-

ражения с детальными, исполь-

зовать схему последо-

вательности действий.

Подбери картинку;

Причаль пароход;

Хитрые картинки;

Веселые человечки;

Чего не хватает;

Мяч в корзину.

3

Моделирование

Развивать умение придумывать раз-

личные ситуации, используя нагляд-

ную модель, использовать их при ре-

шении элементарных логических за-

дач.

Разные сказки;

Чудесные превращения;

Угадай, что спрятано;

Четвертая картинка.

4

Классификация

предметов

Развивать умение классифицировать

предметы по разным признакам,

свойствам.

Домино;

Дерево;

Какие фигуры;

Игра с одним обручем;

Игра с двумя обручами;

Игра с тремя обручами;

5

Введение в

алгоритмизацию

Развивать алгоритмическое, ло-

гическое мышление, формировать

навыки устных вычислений.

Вычислительная машина І;

Вычислительная машина ІІ;

Преобразование слов;

Вычислительная машина ІІІ.

6

Решение

процедурных

логических задач

Развивать алгоритмическое, ло-

гическое мышление, фор-

мирование навыков устного счета

Задача 1;

Задача 2;

Задача 3;

Задача 4.

Вывод.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом

развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством

какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направ-

лять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обуче-

ния по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в

процессе индивидуализированного образования.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей,

которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реа-

лизуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет

трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитате-

лям, родителям.

Список литературы

Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.

для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр,

Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение»,

1991

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,

Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение»,

1989

Приложение

Определение склонностей ребенка.

Подготовительная работа.

Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу.

Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ре-

бенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют вос-

питатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится

опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выво-

ды.

Инструкция для проведения.

Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его

склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, ста-

раясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите

имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках,

номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе

не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко –

(+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников,

ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и реше-

ния.

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за

лепкой и рисованием.

Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме

физических движений.

Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и след-

ствием.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тра-

тит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и

настроение музыки.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словар-

ный запас.

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не

догадываются.

Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать но-

вые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не бо-

ится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

Часто руководит играми и занятиями других детей.

Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень се-

рьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульпту-

ру, красиво выполненную вещь.

Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям по-

старше.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует

в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

Легко общается с детьми и взрослыми.

В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятия-

ми.

Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой ин-

терес и исключительные способности к классификации.

Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

Инициативен в общении со сверстниками.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное со-

стояние героев, их переживания и чувства.

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отноше-

ния к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для

его возраста.

Легко входит в роль какого-либо персонажа.

Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

______________________________________________

( Ф а м и л и я ,

и м я

р е б е н к а )

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

интеллектуальная;

академических достижений;

творческого, продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественная;

двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по

вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свиде-

тельствуют о степени выраженности склонности.

Примерные варианты задач на развитие

логического мышления

Задача1.

Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с ок-

ном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фи-

гура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло

и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Решение.

Круг и Квадрат жили в домах с окнами.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

+

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

+

дом с окнами, но без трубы

+

дом с трубой, но без окон

-

-

Ответ.

Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.

Задача2.

Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета,

у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фа-

милии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Ры-

жова?

Решение.

Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

Белов

-

Рыжов

-

«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

Белов

-

-

Рыжов

-

Решение.

У Рыжова черные волосы.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

+

-

Белов

-

-

+

Рыжов

+

Задача3.

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в

синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в ка -

ких домиках жили звери?

Задача4.

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в

прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком

аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача5.

Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто

из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача6.

У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игруш-

ки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамид-

ку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?

Задача7.

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в по -

следнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача8.

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем эта -

же и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком

этаже живет каждый из мальчиков?

Задача9.

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не

зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача10.

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цвет -

ке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все на-

рисовать)

Задача11.

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет

каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на вто-

ром и не на третьем?

Типы заданий логико-конструктивного характера.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в ре-

зультате пристроения, образуют 1 большой).

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2

квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

Переложить

1

палочку

так,

чтобы

домик

был

перевернут

в

другую

сторону.

Использование средств занимательной математики в работе с детьми.

Занимательные вопросы.

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у

бабушки?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц?

Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей

осталось? (2, остальные сгорели).

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко

осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На

каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на

берёзе яблоки не растут.)

Задачи-шутки.

На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов оста-

лось на столе? (Три)

Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это крас-

ная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор?

(О смородине)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на

иве? (Нисколько)

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)

Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».

Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых.

Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет

правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы

узнаем, кто у нас победитель.

Конкурс 1 «Загадки».

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Четыре ноги, а ходить не может (Стол).

В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).

В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).

Конкурс 2. «Составь фигуры».

Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.

Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треуголь

ника.

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 тре-

угольника.

Конкурс 3. «Реши задачу».

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол.

Сколько стаканов стоит на столе (3).

В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна,

две другие сгорели).

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подводятся итоги конкурса.

Процедурные логические задачи.

Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет

Маше?

Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая

тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результа-

тов.

Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;

если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины.

У кого из ребят будет больше машин?

Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если

Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.

Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горо-

шин не дали ростков?

Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5;

если дали росток две горошины, то не дали 4;

если дали росток три горошины, то не дали 3;

если дали росток четыре горошины, то не дали 2;

если дали росток пять горошин, то не дала 1;

иначе все горошины взошли.

Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей

взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?

Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;

если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;

если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.



В раздел образования