Автор: Суббота Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: п. Ленинский
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Моя малая родиина"
Раздел: дошкольное образование
уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарён-
ных (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённо-
сти;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
-
предусматривать степень и метод самораскры-
тия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное разви-
тие и индивидуальное различие детей;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– ком-
муникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, само-
презентация в отношениях).
Из опыта работы
Кущёвой С.Г.
воспитателя
АНО ДО «Алмазик» «Детский сад № 1»
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.
№
СОДЕРЖАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМА
ПРОВДЕНИЯ
СРОК
1.
Создание Совета Педагогов по работе с
одаренными детьми.
Составление плана работы с одаренными
детьми.
Заседание Совета
Педагогов
август
2.
Изучение интересов и наклонностей де-
тей. Уточнение критериев одаренности
по способностей детей, индивидуальные
беседы. Составление банка данных ода-
ренных детей. Мониторинг.
Анкетирование. Со-
беседование. Со-
ставление банка
данных.
сентябрь-октябрь
3.
Подбор материала для занятий (с услож-
нением), для индивидуальной работы и
конкурсов.
Коллоквиум Совета
Педагогов.
в течение года
4.
Обучение одаренных детей навыкам под-
держания психологической стабильно-
сти.
Групповые и инди-
видуальные тренин-
ги, семинары.
в течение года
5.
Сбор и систематизация материалов.
Создание фонда
теоретических и
практических мате-
риалов и рекомен-
даций по работе с
одаренными
детьми.
в течение года
6.
Групповые занятия.
в течение года
7.
Работа по индивидуальным планам.
в течение года
8.
Математический КВН.
декабрь
9.
Конкурсы, интеллектуальные игры.
январь-февраль
10.
Исследовательская деятельность.
март
11.
Презентация.
апрель
12.
Дополнительные занятия с одарёнными
детьми, подготовка к презентации, интел-
лектуальным играм, конкурсам,
консультации по возникшим проблемам.
в течение года
13.
Проведение мероприятий по различным
направлениям с одаренными детьми.
в течение года
14.
Работа с родителями.
в течение года
15.
Подведение итогов работы Совета Педа-
гогов с одаренными детьми.
Мониторинг.
Заседание Совета
Педагогов в форме
«круглого стола».
Составление плана.
май
16.
Планирование работы на следующий
учебный год.
Заседание Совета
Педагогов в форме
«круглого стола».
Составление плана.
июнь
Программа
П о я с н и т е л ь н а я
з а п и с к а .
1.
Выявление одаренных детей.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности
детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения
и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание
условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому по-
ставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изу-
чения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, кото-
рое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных ре-
зультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людь-
ми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достиже-
ниями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявлять-
ся уже в дошкольном возрасте.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность
ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие
способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
высоко развитая любознательность, пытливость;
способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно
экспериментируя;
высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погру-
жении в познавательную деятельность (в области его интересов);
раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению
причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к но-
вому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизаци-
ям; раннее развитие сенсорных способностей;
оригинальность суждений, высокая обучаемость;
стремление к самостоятельности.
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие
категории одарённых детей.
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями:
Жора, Камила
Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и
конкретными способностями:(математика) Сева, Илья, Ваня.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями:
Б. Ульяна, З. Варя.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями:
Я. Вова, С. Ксенья, Б. Тимофей, Матвей.
На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развива-
ющей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных
детей дошкольного возраста:
1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и
мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности
(предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка
проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуля-
ция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не приня-
тие готовых;
6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей,
предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятель-
ности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (на-
личие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предме-
тов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообраз-
ного их использования детьми);
8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование
ответственности за себя и свое поведение;
9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды
или осуждения;
10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экс-
прессии, творческого использования знаний.
Цели работы с одаренными детьми
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность
на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей,
в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из
способностей;
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия;
конкурсы; интеллектуальные игры;
участие в олимпиадах; презентации;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
исследования динамики развития.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей являет-
ся решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В
дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако се-
мья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и
психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
1.
Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
2.
Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление ис-
кренней и разумной любви к ребенку.
3.
Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
4.
Повышение уровня педагогической и психологической компетентности роди-
телей в отношении одаренных детей.
Формы работы:
Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о харак-
тере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ре-
бенка.
Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими
склонность к математике
Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, пред-
ставленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами ис-
кусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в це-
лях получения первичной информации о характере и направленности интересов,
способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагно-
стических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная
информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и
способностей к математике.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность
к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает
формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и про-
слеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаклю-
чения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально ода-
ренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обоб-
щения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.
В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического
мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.
В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:
занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мыш-
ления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельно-
сти; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества
счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение
заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует раз-
витию образного и логического мышления, пространственных представлений;
наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск
признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия од-
ной группы фигур от другой.
Содержание учебного материала, для усложненных заданий на занятиях.
В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к матема-
тике, можно выделить следующие.
определение склонности ребенка
организация индивидуальной работы с ребенком по усво-
ению знаний и развитию логического мышления
использование средств занимательной математики
организация дополнительного образования
Раздел
Основное содержание
Количественные
представления
Понятия: «множество», «элемент», «часть множества»,
«отношение между множествами», «частями во множествах»;
операции над множествами: объединение, перечисление,
нахождение разности множеств;
количественный и порядковый счет в пределах 20; изу-
чение чисел до 100;
счет парами, тройками, десятками;
использование при сравнении элементов знаковой систе-
мы;
решение простых арифметических задач. Запись решения
задач с помощью цифр и знаков
Величина
Измерение величины линейных протяженностей и объема
жидких и сыпучих тел;
знакомство с эталонами длины (сантиметр, метр), веса
(грамм, килограмм), объема (литр)
Геометрические фор-
мы, фигуры
Знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновид-
ности, углы и их разновидности, образование фигуры)
Ориентировка в
пространстве
Составление планов, схем, карт;
ориентировка в трехмерном пространстве
Ориентировка во вре-
мени
Определение времени по часам;
знакомство с приборами измерения времени (часы,
секундомер) и календарём
Индивидуальный план работы с одаренными детьми.
Процесс воспитания и обучения осуществляется по программе «Воспитание и
обучение детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие
методические рекомендации».
В содержание образования включаются игры, способствующие овладению ребенком
действиями
замещения,
наглядного
моделирования,
формирования
определенных
структур логического мышления.
Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобще-
ния, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования ма-
тематических представлений.
Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие
любознательности, коммуникабельности.
План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих принци-
пах:
- научности;
- деятельного подхода;
- системности;
- самоценности детства.
- форма реализации: индивидуальные игры.
Тематический план.
№
Тема
Задачи
Перечень игр
1
Формирование
действия за-
мещения
Развивать умение пользоваться за-
местителями, варьировать ими при
выполнении одного и того же зада-
ния.
Зверюшки на дорожках;
Разноцветные цепочки;
Кто сегодня именинник;
Отгадай фигуру;
Звезды на небе.
2
Анализ
Учить анализировать контурные схе-
мы, соотносить схематические изоб-
ражения с детальными, исполь-
зовать схему последо-
вательности действий.
Подбери картинку;
Причаль пароход;
Хитрые картинки;
Веселые человечки;
Чего не хватает;
Мяч в корзину.
3
Моделирование
Развивать умение придумывать раз-
личные ситуации, используя нагляд-
ную модель, использовать их при ре-
шении элементарных логических за-
дач.
Разные сказки;
Чудесные превращения;
Угадай, что спрятано;
Четвертая картинка.
4
Классификация
предметов
Развивать умение классифицировать
предметы по разным признакам,
свойствам.
Домино;
Дерево;
Какие фигуры;
Игра с одним обручем;
Игра с двумя обручами;
Игра с тремя обручами;
5
Введение в
алгоритмизацию
Развивать алгоритмическое, ло-
гическое мышление, формировать
навыки устных вычислений.
Вычислительная машина І;
Вычислительная машина ІІ;
Преобразование слов;
Вычислительная машина ІІІ.
6
Решение
процедурных
логических задач
Развивать алгоритмическое, ло-
гическое мышление, фор-
мирование навыков устного счета
Задача 1;
Задача 2;
Задача 3;
Задача 4.
Вывод.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом
развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством
какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направ-
лять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обуче-
ния по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в
процессе индивидуализированного образования.
В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей,
которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реа-
лизуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет
трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.
Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитате-
лям, родителям.
Список литературы
Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.
для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр,
Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение»,
1991
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,
Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение»,
1989
Приложение
Определение склонностей ребенка.
Подготовительная работа.
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу.
Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ре-
бенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют вос-
питатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится
опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выво-
ды.
Инструкция для проведения.
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его
склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, ста-
раясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите
имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках,
номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе
не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко –
(+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников,
ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и реше-
ния.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за
лепкой и рисованием.
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме
физических движений.
Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и след-
ствием.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тра-
тит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и
настроение музыки.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словар-
ный запас.
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не
догадываются.
Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать но-
вые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не бо-
ится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень се-
рьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульпту-
ру, красиво выполненную вещь.
Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям по-
старше.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует
в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Легко общается с детьми и взрослыми.
В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятия-
ми.
Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой ин-
терес и исключительные способности к классификации.
Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
Инициативен в общении со сверстниками.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное со-
стояние героев, их переживания и чувства.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отноше-
ния к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для
его возраста.
Легко входит в роль какого-либо персонажа.
Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
______________________________________________
( Ф а м и л и я ,
и м я
р е б е н к а )
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
интеллектуальная;
академических достижений;
творческого, продуктивного мышления;
общения и лидерства;
художественная;
двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по
вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свиде-
тельствуют о степени выраженности склонности.
Примерные варианты задач на развитие
логического мышления
Задача1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с ок-
ном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фи-
гура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло
и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Вид дома
Фигура
Квадрат
Круг
дом с окнами и трубой
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.
Вид дома
Фигура
Квадрат
Круг
дом с окнами и трубой
+
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат
Вид дома
Фигура
Квадрат
Круг
дом с окнами и трубой
+
дом с окнами, но без трубы
+
дом с трубой, но без окон
-
-
Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета,
у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фа-
милии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Ры-
жова?
Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилия
Цвет волос
черный
белый
рыжий
Чернов
-
Белов
-
Рыжов
-
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.
Фамилия
Цвет волос
черный
белый
рыжий
Чернов
-
Белов
-
-
Рыжов
-
Решение.
У Рыжова черные волосы.
Фамилия
Цвет волос
черный
белый
рыжий
Чернов
-
+
-
Белов
-
-
+
Рыжов
+
Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в
синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в ка -
ких домиках жили звери?
Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в
прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком
аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто
из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игруш-
ки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамид-
ку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в по -
следнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем эта -
же и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком
этаже живет каждый из мальчиков?
Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не
зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цвет -
ке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все на-
рисовать)
Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет
каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на вто-
ром и не на третьем?
Типы заданий логико-конструктивного характера.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в ре-
зультате пристроения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2
квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Переложить
1
палочку
так,
чтобы
домик
был
перевернут
в
другую
сторону.
Использование средств занимательной математики в работе с детьми.
Занимательные вопросы.
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у
бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц?
Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей
осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко
осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На
каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на
берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов оста-
лось на столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это крас-
ная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор?
(О смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на
иве? (Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».
Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых.
Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет
правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы
узнаем, кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки».
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).
Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2. «Составь фигуры».
Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.
Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треуголь
ника.
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 тре-
угольника.
Конкурс 3. «Реши задачу».
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол.
Сколько стаканов стоит на столе (3).
В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна,
две другие сгорели).
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подводятся итоги конкурса.
Процедурные логические задачи.
Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет
Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая
тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результа-
тов.
Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;
если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины.
У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если
Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горо-
шин не дали ростков?
Решение:
если дала росток одна горошина, то не дали 5;
если дали росток две горошины, то не дали 4;
если дали росток три горошины, то не дали 3;
если дали росток четыре горошины, то не дали 2;
если дали росток пять горошин, то не дала 1;
иначе все горошины взошли.
Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей
взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:
если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;
если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;
если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;
если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.