Напоминание

Технология обучения: личностно-ориентированная


Автор: Макарова Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г.Катав-Ивановска"
Населённый пункт: г. Катав-Ивановск , Челябинская область
Наименование материала: Тема. «Радуга. Основные и составные цвета».
Тема: Технология обучения: личностно-ориентированная
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Катав – Ивановска

Катав – Ивановского муниципального района

Челябинской области

Методическая разработка

«Мастер-класс-2010»

Автор: Макарова Н.Б.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1

г. Катав – Ивановска

Технология обучения: личностно-ориентированная

Каждый год новые первоклашки переступают порог школы. Маленький

человек поднимается на новую жизненную ступеньку, его ждёт целый мир,

полный открытий, сомнений, огорчений и радости. Как будут в нём себя

чувствовать малыши, зависит от нас, взрослых. Их предстоит многому

научить,

пробудить

и

развить

чувства

ребят,

стимулировать

их

познавательный

интерес,

воспитывать

активную

позицию,

поощрять

стремление самостоятельно творить, исследовать, созидать. Но это в

будущем, а сначала им надо научиться быть учениками, освоить школьные

правила, научиться слушать и слышать своего учителя, а это непросто.

Огромную помощь могут оказать уроки изобразительного искусства и

художественного труда. Дети попадают в волшебный мир цвета, музыки,

сказки. Их ждёт чудесная страна «волшебных красок», обитатели которой

помогают, учат, наталкивают на самостоятельное рассуждение о добре и зле,

о хорошем и плохом, учат соопереживать. Здесь появляется из грязной воды

Клякса, которая сопровождает ребят из урока в урок. Вредная и привычная в

начале,

благодаря

усилиям и

помощи ребят

она

исправляется,

она

исправляется, приобретает друзей и уже сама проводит малышей по

удивительной стране цвета, формы, изображения.

Знакомство с предметом изобразительного искусства и художественного

труда начинается с 1 сентября.

Тема. «Радуга. Основные и составные цвета».

Цель. Знакомство с предметом, правилами работы на уроке, знакомство с

основными красками и составными цветами, показ приёмов работы с кистью,

отработка

умения

слушать

учителя,

формирование

положительной

мотивации, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Дорогие друзья, сегодня у нас с Вами первый урок

изобразительного искусства и художественного труда.

Но прежде ,чем начнём работу, давайте проверим, как

вы приготовились к занятию.

Чем мы будем сегодня работать?

Ребята,

возьмите,

пожалуйста,

свои

кисточки

и

прикоснитесь ими к тыльной стороне ладошек.

На что похоже наша кисточка?

Если сильнее нажать на кисточку, то ладошке будет

больно. Когда мы с вами будем рисовать, надо легко и

ласково проводить кисточкой по бумаге, как будто

гладишь котёнка, не нажимая сильно на «пяточку».

Кисточками

и

красками.

На ножку, на хвостик.

Перед тем как взять краску, кисточку необходимо

обмокнуть в воду.

Учитель

показывает,

демонстративно

разбрызгивая капли чистой воды вокруг себя.)

Всё ли я правильно делаю?

А как бы вы разместили на рабочем столе краски?

Сообщение темы

Теперь

наше

рабочее

место

в

порядке,

можно

приступать к занятиям.

Сегодня

мы

узнаем,

откуда

же

взялись

эти

замечательные цвета, которые мы видим вокруг нас в

природе и которыми мы рисуем.

Сказка про радугу.

Однажды по небу плыло очень маленькое, но очень

озорное Облачко. Ему было очень скучно, не с кем

было поиграть, побаловаться, полетать наперегонки

по сильным ветровым потокам. Ничего и никого не

было вокруг, только большое ласковое Солнышко

заботливо обогревало с высоты землю.

«Вот с кем я поиграю!» - обрадовалось облачко. Оно

стало подлетать к Солнцу то с одной стороны, то с

другой, то сверху, то снизу, но Солнышко его не

замечало.

Облачку стало так обидно, оно горько всхлипнуло и

разревелось мелкими капельками теплого летнего…

Сквозь одну из капель проскользнул солнечный

лучик,

и

случилось

чудо:

белый

луч

солнца

расщепился на целый многоцветный букет. Через всё

небо перекинулась яркая ….

Сколько цветов уместилось на радуге? Давайте их

назовём.

Дети пробуют

проводить кисточкой

по своим ладошкам.

Нет. Кисточку надо

аккуратно отжать о

край баночки, чтобы

не испачкать

окружающих, работу и

себя.

Откроем и поставим

перед собой за листом

бумаги. Нельзя

ставить краски справа

или с левой стороны

от себя: их можно

случайно смахнуть на

пол.

Дождик.

Радуга.

Дети по порядку

называют все цвета

радуги.

Облачко сразу перестало плакать- оказывается его

капельки и тоненький солнечный лучик могут творить

чудеса.

Изображение радуги.

Ребята, давайте все вместе нарисуем эту чудесную

радугу, чтобы облачку не было очень грустно. Для

работы мы с вами возьмём самые яркие, самые

главные цвета.

Какие именно?

Цвет солнышка.

Цвет неба.

Цвет огня.

Начинаем работать красным цветом, проводим через

весь лист бумаги широкую дугу, затем рядом с ней

проводим дугу жёлтую.

(Учитель работаем на доске вместе с ребятами.)

Получается очень красиво, но уж очень резкая граница

между цветами.

Давайте чистой кисточкой её уберём.

(Учитель чистой кисточкой лёгкими движениями

смешивает краски на границе цветов.)

Что получилось?

Теперь давайте проведём дугу синего цвета. Она будет

у нас довольно широкая – раза в три предыдущей.

Чистой кисточкой опять убираем границу между

жёлтым и синим цветами.

Что получилось?

Сколько цветов на нашей радуге?

Между синим и зелёным цветами на радуге еле

различим нежно - голубой.

Как нам его получить?

(Белый цвет сразу добавляется между синим и

зелёным).

Мы

попробовали

уже

все

краски,

которые

приготовили. Получилась у нас радуга?

Жёлтый.

Синий.

Красный.

Краски смешались,

появился ярко-

оранжевый цвет.

Показывается

зеленоватый оттенок.

Пять цветов.

С помощью белой

краски или водички

Нет. У радуги должно

Как быть? Что будет, если нашу радугу свернуть

разноцветной трубочкой?

Какие цвета у нас обязательно должны встретиться?

Добавляем ещё синюю полоску и сразу на неё кладём

красную.

Какой цвет получается?

Вот радуга и засияла во всей своей красе.

Физкультминутка

Вымоем наши кисти в воде и положим на тряпочку: их

нельзя оставлять в баночке – они могут испортиться.

Давайте все отдохнём.

Радуга-дуга,

(Дети прыгают и хлопают над головой)

Не давай дождя!

Давай солнышко-

(Дети поворачиваются из стороны в сторону)

Колоколнышко!

(Руки в бок)

Совместное сочинение сюжета картины

У нас получились очень красивые радуги, но им

одиноко

на

наших

картинах.

Над

чем

может

раскинуться наша радуга?

Давайте нарисуем по нашей радугой и добавим в неё

немного солнышка. Покажете

руками, как растёт

травка?

Какими цветами будем работать?

Где раскинулась радуга? Покажите как простирается

небо.

Какие цвета используем?

быть семь цветов.

Синий и красный.

Фиолетовый.

Над землёй, над

лугами, полями.

Ребята показывают

траву движениями

рук сверху вниз и

снизу вверх.

Работаем зелёным и

жёлтым цветом.

Ученики изображают

траву.

Дети показывают

небо движениями рук

из стороны в

сторону.

Чем или кем можем украсить нашу картину?

Итог.

Сколько на радуге цветов?

Как

получить

оранжевый,

зелёный,

фиолетовый,

голубой цвета?

Чудесная радуга наша –волшебная. Она не растаяла на

небе сразу после дождя. Её разноцветные лучики

превратились в семь ярких красок, которые поселись в

волшебной стране.

Здесь краски весело взялись за работу. Сколько же

дел надо сделать! Краски рисовали мультфильмы и

иллюстрации к детским книжкам. Всё шло прекрасно,

только вот с ведёрком, в котором обмакивались

кисточки перед нырянием в новый цвет, стало

происходить что-то неладное. Вода в нём давно стала

очень грязной, она начала сначала тихо булькать,

потом громче, затем, затем забурлила и выплеснулась

на землю. Грязная лужица сначала была неподвижной,

а затем из неё выползло очень странное существо

непонятного цвета с очень маленькими глазами и

длинным носом. Это была Клякса.

Какой характер может быть у Кляксы, появившейся из

грязной лужи?

Не успела Клякса осмотреться, как вдруг её внимание

привлекла Жар-птица, сидящая на ближнем кусте.

Чудесная птица закрыла глаза, подставила солнышку

свои переливающие перья, - не могла же она лететь в

сказку, не обсохнув.

В какую сказку могла полететь Жар-птица?

Настроение у Кляксы стало ещё хуже. Как она не

любила всё яркое, красивое, сказочное.!

Ей сразу захотелось сделать что-нибудь плохое.

Чумазое пятнышко тихонько подкралось с Жар-птице

и схватило все яркие цвета, украшавшие чудные

перья. Теперь оставалось всё спрятать в надёжное

месте, чтобы никто и никогда

не мог отыскать,

особенно эти противные весёлые краски, которые

Работаем синим и

белым цветами.

Цветами, бабочками и

божьими коровками.

Она, наверно, была

сердитая, недовольная,

хмурая, ей всё не

нравилось.

только и думают, как сделать мир прекраснее и

удивительнее.

Учитель

открывает

заранее

нарисованную

на

доске белым мелом птицу.

Проснувшись, Жар-птица ужаснулась, как же ей быть?

Не может она же лететь в сказку бесцветной, потеряв

своё оперенье!

Волшебные краски очень заняты, стыдно их просить

снова раскрасить перья, коль старые не смогла

уберечь.

Как ей помочь?

Ребята, давайте нарисуем для неё новые перышки,

украсим её хвост и крылья. Тогда отвлекать от работы

не нужно, и птица в свои сказки улетит.

Изображение Жар-птицы.

На кого может быть похожа Жар птица?

Давайте рассмотрим перо, украшающее павлиний

хвост. На что оно похоже?

Оно состоит из основной оси, от которой в стороны

отходят пушистые «отростки». Какие краски нам

понадобятся для работы? Почему?

Не надо забывать, что в пламени мы можем заметить

и синие искорки.

Как называются цвета, которые мы приготовили?

Выберите, с какого вы начнёте свою работу.

Берём выбранную вами краску на кисточку и смело

проводим большую дугу на листе бумаги. Это будет

основная ось нашего пера. Затем лёгкими мазками от

оси вверх и вниз делаем «пушистые отросточки».

Пёрышко

живое,

оно

колышется

от

дуновения

ветерка, оно не должно быть похоже на щётку или

беззубую расчёску. Мазки кладём рядом друг с

На павлина.

Похоже на деревце с

пушистыми

веточками.

Жар-птица очень

горячая, она огненная.

Нам будут нужны

красные и жёлтые

цвета.

Дети открывают и

ставят перед собой три

основных цвета.

Основные.

Можно начать с

красного или жёлтого.

Ребята работают под

другом.

У нас получились замечательные пёрышки. Но наша

птица волшебная, она сияет и переливается. Как нам

это показать?

Правильно. Кто работал красным цветом, добавит

жёлтым, а кто жёлтым – красный. Обратите внимание,

новые мазки мы будем класть не поверх старых, а

между ними. Что происходит с цветом?

Нам остаётся украсить перо синими искорками и

синим «глазком», как у павлина. Где на пёрышке мы

поставим глазок на его основании или на кончике?

Что вы заметили, добавляя на

пёрышки синие

искорки?

Итог урока

Как вы думаете, хватит ли одного пёрышка для нового

наряда Жар-птицы?

Как же нам удалось получить оранжевый и зелёный

цвета?

музыку.

Нам надо добавить

ещё один цвет.

Цвет меняется,

красный и жёлтый

смешиваются между

собой, и появляется

оранжевый.

МЫ украсим кончик.

Если синий попадает

на жёлтый, получается

зеленоватый оттенок.

Нет. Перьев надо

много.

Мы смешали красный

с жёлтым и получили

оранжевый, жёлтый

смешали с синим и

получили зелёный.



В раздел образования