Автор: Херунц Татьяна Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГОБУ Пограничная КШИ
Населённый пункт: п. Пограничный Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Мотивирование к обучению в условиях специальной коррекционной школы
Раздел: среднее образование
Мотивирование к обучению в условиях специальной
коррекционной школы для детей с УО.
Специалисты коррекционных общеобразовательных учреждений отмечают у
детей
с
УО
повышение
речевой
барьерности,
замкнутости,
слабую
мотивацию к обучению, низкую познавательную и игровую деятельность.
Однако,
благодаря
исследованиям,
известно,
что
при
использование
параллельных приемов, повышается мотивация учеников к изучению
предлагаемого материала, улучшается речь, усиливается двигательная,
познавательная
активность
детей
с
умственной
отсталостью,
интеллектуальная деятельность становится заметно более продуктивной.
Развитие языковой и речевой деятельности невозможно без системы
разнообразных мотивационных стимулов, которые обеспечивают создание
соответствующих
мотивов
обучения.
Именно
эта
методическая
закономерность является основной для принципа повышения языковой и
речевой мотивации. Данный принцип реализуется в процессе обучения
русскому языку, подборкой методов, приемов обучения, видов упражнений, а
также поведением педагога.
Одним из таких приёмов мотивации к использованию речевых навыков в
своей коррекционной практике мною применяется проговаривание слоговых
вокализов с применением шумовых инструментов К. Орфа. При котором
повышенное зашумление голоса ребенка для некоторых плохо говорящих
обучающихся
с
системными
речевыми
нарушениями,
становится
спасительным, так как стирается комплекс барьера при неправильном, не
четком произнесении того или иного вокализа. После основательного
запоминания учеником упражнения, шумы подбираются более тихие или
мелодичные, а позднее сводятся к минимуму. Методическим приёмом в
данном случае является и взаимодействие работы над устной речью. Ведь эта
форма речи есть крайне важное средства общения, которое многим моим
ученикам пока не доступно в полном объёме.
Надо сказать, что так как устная речь, образуясь спонтанно, чаще всего
должна бы опережать речь письменную. При этом она выполняет функцию
общения
в
процессе
взаимодействия
собеседников,
оперирует
разнообразными
выразительными
средствами:
интонацией,
мимикой,
жестами. Условия того, как мы говорим, а также с кем возможно применить
речь, комфортность обстановки и другие экстралингвистические факторы
позволяют использовать упрощенные конструкции речи, но словарный запас
детей
это
ограничивает.
Письменная
речь,
конечно
же,
должна
формироваться на базе устной. Но, являясь более сложной формой общения,
она несет в себе более серьёзную нагрузку, делая ее совершенно отличной от
устной формы.
Однако, в условиях коррекционной школы, приёмы обучения на прямую
зависят от индивидуальности обучающегося. Так, несколько по - иному в
моей работе выглядит обучение русскому языку подростка - инвалида с
диагнозом
спастический
тетрапарез,
отягощенным
легкой
умственной
отсталостью. В связи с заболеванием он не может полноценно развить
устную речь, поэтому акцент делается на передачу информации с помощью
печатания текста носом на компьютере. Потом, проговаривать, пусть не
четко и ясно подросток пытается уже напечатанный текст. Для более
быстрого проговаривания и понимания слова, произнесенного им самим, мы
применяем наглядность, для "пересказа текста". Это, как правило, самые
простые односложные предложения по схеме: «Предлог, подлежащее,
сказуемое.»; либо: «Местоимение, прилагательное, подлежащее, сказуемое.»
При этом вторая схема для данного ученика является крайне сложной и
обязательно подкрепляется карточками с текстом, а также шумовыми
инструментами, отстукивающими слоговые ритмы, для контроля дыхания
подростка и преодоления спазма.
В работе же с обучаемой мной учащейся с диагнозом РАС, которая
исключительно вокализирует во время протеста или же имитирует слова
речи, не подкрепляя их пока смысловой нагрузкой, мы явно придерживаемся
чувства опоры на речь, воспринимаемую слухом. В связи с тем, что девочка
обладает
прекрасной
звуковой
памятью
и
от
природы
практически
абсолютным музыкальным слухом, мною был выбран путь мотивации при
помощи постоянного музицирования и пения во время занятий. Первая
реакция
ребенка
всегда
одинакова,
она
закрывает
уши
и
громко
вокализирует, но после, привыкая к звучанию инструмента или аудио записи,
старается сначала проиграть или простучать мелодию, но не проигранную на
инструменте, а ту, что произносится голосом и словами. Когда ей это
удается, она начинает их имитировать. Таким образом мы уже выучили три
песни, с практически верным произношением всех встречающихся там
звуков, теперь самое время добиваться эмоционального восприятия с
плавным переходом к пониманию текста, при помощи наглядности, либо с
применением соответствующих программ ИКТ.
Сразу хочется сказать, что подобные программы используются мной не так
широко, как хотелось бы. Ведь, при всей развитости современных систем
ИКТ, школы отдаленных регионов страны, а наша относится именно к такой,
остро
нуждаются
в
компетентном
программировании,
например,
интерактивных
досок,
в
настройке
качественного
воспроизведения
изображения проектором и т.д. Так как в противном случае данные средства
становятся оптимально не раскрытыми, да и используются лишь для
демонстрации собственных учительских презентаций и видео роликов.
В связи с этим, на мой взгляд, крайне важно, а может быть и совершенно
необходимо,
постоянно
улучшать
качество,
а
главное,
доступность
методических пособий для учителей, создавать учебно - методические
комплекты по всем учебным предметам, обеспечивать учителей методикой
психолого-педагогического обучения учащихся, создавать новые и новые
условия для обмена педагогическим опытом при работе с ИКТ. Ведь,
согласитесь, если информационная технология доступна для задействования
ее в педагогическом процессе, результат не заставляет себя ждать.
Образовательная система станет продуктивнее, взаимодействие в процессе
обучения учащегося и педагога станут намного шире и интереснее. Рамки
представления о личностных качествах учителя и ученика будут прозрачнее.
Но, к сожалению, и по сей день, актуальность проблемы использования
интерактивных
технологий
в
обучении
детей
с
интеллектуальной
недостаточностью, как я уже говорила выше, связана со слабым развитием
этого
направления
в
отдаленных
регионах.
Чаще
всего
состояние
материально-технической
базы
школы
совершенно
не
соответствует
обучению в режиме «1 ученик- один компьютер». Более того, оснащение
школ отдаленных уголках нашей необъятной страны интернетом, также не
соответствует требованиям обучающих программ. И значимость проблема
обусловлена не неумением учителя использовать достижения интерактивных
технологий, а их предоставляемой скудностью. В связи с этим имеет место
слабое представление, либо полное отсутствие у учителей отдаленных школ
представлений об изменении педагогических возможностей. «Смешно» и
горько делается на душе учителя отдаленной школы в те моменты, когда
очное
обучение,
в
соответствии
с
пандемийными
ограничениями,
приходилось
заменять
дистанционным.
Совершенно
непонятная
для
городских жителей проблема отсутствия во многих семьях не только ПК, но
и сенсорного телефона, для наших детей очень серьёзна. Таким образом,
дистанционное обучение превращается в заурядный скучный телефонный
разговор учителя с учеником, без визуализации и разнообразия. О какой
мотивации в таком случае может идти речь? А ведь именно расширение
педагогического
поля
деятельности
-
необходимо
для
обеспечения
эффективности и качества в решении задач, стоящих перед педагогами
специальных (коррекционных) школ.
Но, «нет худа без добра», а потому там, куда компьютерные технологии
добираются медленно, на помощь спешат проверенные временем методы
мотивации к обучению, такие, как экскурсионные походы с детьми.
Не для кого не секрет, что экскурсии на уроках СБО для детей среднего, а
тем более старшего звена, связанные с предстоящей взрослой жизнью
непременно должны включать в себя возможность сделать что - то на
предприятии посещения, либо увидеть плоды труда, данного к изучению,
производства. Такие экскурсии вызывают серьезную заинтересованность с
последующим желанием трудоустройства на конкретном предприятии. Так,
перед экскурсией учащихся 7-8 классов нашей коррекционной школы в
сапожную мастерскую частного предпринимателя, детям был показан
учебный фильм, для теоретического знакомства с данной профессией, перед
следующим уроком ученикам были разъяснены правила поведения на дороге
во время следования к месту проведения экскурсионного урока, меры и
правила техники безопасного поведения в мастерской, в которой находится
большое количество механизированных агрегатов для прошивки обуви,
механического раскроя кожаных деталей и т.д., а также
приборов для
растягивания обуви с сильным подогревом, колющие и острые режущие
предметы. После того детям была определена цель экскурсии: «Знакомство с
профессией и условиями труда частного предпринимателя, мастера по
ремонту и индивидуальному пошиву обуви». Были поставлены задачи:
- внимательно пронаблюдать процесс ремонта,
- определить особенности индивидуального пошива обуви.
Последовало дополнительное задание от преподавателя - постараться
запомнить всё услышанное в ходе экскурсии, с целью сопоставления
наблюдений с рассказом мастеров. После проведения данной экскурсии
ребята написали самостоятельную работу, с подробными ответами на
поставленные
преподавателем,
вопросы
и
сформированные
задания.
Экскурсия детям понравилась, многие из ребят заинтересовались темой
малого бизнеса в целом и предпринимательства в частности. Все это говорит
о том, что метод обучающей экскурсии несет на себе не только
образовательную, но и мотивационную нагрузку. Кроме того представляется,
как наиболее эффективная организационная форма внеурочной работы с
обучающимися коррекционных школ для детей с нарушением интеллекта. У
детей развивается наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в
окружающем мире, обеспечиваются закрепление представлений. Все же
стоит заметить, что особенности психофизического развития учащихся такой
категории, предполагают особенности технологий проведения экскурсии в
специальной
(коррекционной)
школе
с
проведением
большей
подготовительной работы, более серьезного и тщательного продумывания
инструкций и руководств.
Итак: форм и методов мотивации к обучению может быть бесконечно много.
Но, прежде всего, самому учителю необходимо быть про мотивированным на
преподавание, доходчивое разъяснение детям предполагаемого материала, на
желание стать для каждого ребенка с недостатками в развитии мудрым
наставником, добрым помощником и верным другом. Каждый учитель
коррекционной школы должен иметь искреннее желание вместе с ребенком
побеждать бремя несовершенства, находя совместные пути гармоничного
развития для максимально успешного путешествия во взрослую жизнь.