Напоминание

« Особенности работы концертмейстера в классе ударных инструментов»


Автор: Шахматова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО города Нижневартовска "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО-Югра, город Нижневартовск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: « Особенности работы концертмейстера в классе ударных инструментов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

« Особенности работы концертмейстера в классе

ударных инструментов»

Подготовила:

концертмейстер

Шахматова Ольга

Анатольевна.

Нижневартовск

Концертмейстер- самая распространенная профессия среди пианистов.

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальности (кроме

класса фортепиано), и на концертных выступлениях, и в хоровом коллективе,

и много-много где. Концертмейстер-это равноправный партнер и

аккомпаниатор и солист. Это составляет суть концертмейстерского

искусства. Концертмейстер необходим на каждом этапе работы музыкантов-

от выбора программы, разбора произведения и до выступления на сцене.

Очень важна и ответственна роль концертмейстера при работе с учениками

школ искусств. Кроме выполнения учебных задач (разбор нотного текста,

исполнение музыкальных произведений в ансамбле, выступление на сцене)

необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-

концертмейстера. Вместе с основным преподавателем, концертмейстер

приобщает ребенка к удивительному и прекрасному миру искусства.

Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться играть

на рояле. Необходимо знать особенности аккомпанемента, как одной из

форм ансамбля, законы ансамблевых соотношений. Необходимо развивать

чуткость к партнеру, чтобы ощутить неразрывность и взаимодействие между

партией солиста и партией аккомпанемента.

Концертмейстеру приходится приспосабливать свое видение музыки к

исполнительской манере солиста. Концертмейстер должен быстро и точно

поддержать солиста в его намерениях, создать с ним единую

исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но

вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его

помощником. Развитие этих навыков возможно при развитом чувстве ритма

и ощущении ритмической пульсации, единой для всех участников ансамбля.

Слушатель ждет от исполнителей воплощения единого замысла:

содержательного и убедительного. Следовательно, нужно выработать

чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнера.

Для педагога по специальному классу – концертмейстер – правая рука и

помощник, музыкальный единомышленник.

Работа концертмейстера в классе ударных инструментов подразумевает

работу с несколькими инструментами. К ним относятся: ксилофон, вибрафон,

большой и малый барабаны, треугольник, тарелки и другие инструменты.

Возникновение инструментов данной группы относится к периоду, когда

человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так

появился первый примитивный ударный инструмент. Он не мог издавать

музыкальные звуки, но мог произвести ритм. Со временем все видоизменя-

лось.

Дошедшие до нашего времени инструменты имеют несколько групп и

классификаций. Ударные инструменты подразделяются на два вида: с

определенной высотой (литавры, ксилофон, вибрафон, маримба и другие.

С неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки, кастаньеты и другие).

Литавры. Этот инструмент является одним из самых древних музыкальных

инструментов в мире. Свою популярность литавры получили благодаря

широкому применению на всех важных событиях в жизни людей. Литавры

видоизменялись, усовершенствовались, и к 17 веку плотно вошли в состав

оркестра. Литавры относятся к группе настраиваемых инструментов.

Поэтому задача концертмейстера перед началом работы, дать настройку

инструменту.

Барабан. В древние времена барабан использовали как сигнальный

инструмент, а также для сопровождения танцев, ритуальный обрядов,

военных шествий и там, где необходимо было соблюдать ритм.

Ксилофон. Это ударный музыкальный инструмент с определенной высотой

звучания. С греческого языка «ксилофон» переводится как «звучащее

дерево». Этот инструмент представляет собой ряд деревянных брусков

разной величины, настроенных на определенные ноты. На современном

ксилофоне бруски расположены в два ряда, наподобие клавиш фортепиано,

которые снабжены резонаторами в виде жестяных трубок. Играют на нем

деревянными палочками. Тембр ксилофона резкий при игре форте, и мягкий

при игре пиано. Поэтому при игре с ксилофоном, концертмейстеру нужно

аккуратно педализировать, применять ее очень осторожно, чтобы

гармонировать со звучанием солиста.

Обязательным условием работы в классе ударных инструментов является

метрическая четкость и стабильность концертмейстера. Главная функция

данной группы инструментов в оркестре - это подчеркивание ритма других

инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры.

Для того, чтобы начинающий ударник- исполнитель научился играть

ритмически четко и ритмически- стабильно, работу над этим необходимо

вести уже с первых уроков совместно с концертмейстером.

В динамическом плане эти инструменты обладают богатым диапазоном. В

моменты звучания на «ПИАНО», концертмейстер должен вместе с

исполнителем уйти на более тихое звучание, и наоборот, в моменты

«ФОРТЕ» играть насыщено, ярко. При игре с ударными инструментами, не

имеющими богатого звуковысотного звучания, от концертмейстера

требуется яркое, насыщенное звучание партии фортепиано, так как вся

музыкальная фактура находится в партии концертмейстера.

Ксилофон издает звонкий, но быстро затухаемый звук. Чтобы произведение

не звучало сухо, концертмейстеру необходимо найти нужную педаль,

которая не будет звучать слишком сухой, но в то же время и не

противоречить художественному образу и замыслу произведения.

Работа с солистами-ударниками требует от концертмейстера большой

концентрации внимания. Записи партий инструментов с неопределенной

высотой звука, в партитуре произведений, представляет собой запись

ритмического рисунка на одной строке. Поэтому, концертмейстеру

необходимо следить за изменением сложного ритмического рисунка,

чувствовать внутреннюю пульсацию и обязательно считать.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера

предполагает у него наличия целого комплекса психологических качеств

личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая

работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных

ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Таким образом, совершенствование исполнительской культуры и

мастерства концертмейстера, путем изучения и знания специфики ударных

инструментов, будет способствовать достижению наилучшего ансамбля

между солистом-ударником и концертмейстером.

Используемая литература:

1.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе.- М.:Музыка,1996.

2.Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента.//С.М. 1990.

3.Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Музыка,1983.



В раздел образования