Автор: Шахматова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО города Нижневартовска "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО-Югра, город Нижневартовск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: « Особенности работы концертмейстера в классе ударных инструментов»
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
« Особенности работы концертмейстера в классе
ударных инструментов»
Подготовила:
концертмейстер
Шахматова Ольга
Анатольевна.
Нижневартовск
Концертмейстер- самая распространенная профессия среди пианистов.
Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальности (кроме
класса фортепиано), и на концертных выступлениях, и в хоровом коллективе,
и много-много где. Концертмейстер-это равноправный партнер и
аккомпаниатор и солист. Это составляет суть концертмейстерского
искусства. Концертмейстер необходим на каждом этапе работы музыкантов-
от выбора программы, разбора произведения и до выступления на сцене.
Очень важна и ответственна роль концертмейстера при работе с учениками
школ искусств. Кроме выполнения учебных задач (разбор нотного текста,
исполнение музыкальных произведений в ансамбле, выступление на сцене)
необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-
концертмейстера. Вместе с основным преподавателем, концертмейстер
приобщает ребенка к удивительному и прекрасному миру искусства.
Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться играть
на рояле. Необходимо знать особенности аккомпанемента, как одной из
форм ансамбля, законы ансамблевых соотношений. Необходимо развивать
чуткость к партнеру, чтобы ощутить неразрывность и взаимодействие между
партией солиста и партией аккомпанемента.
Концертмейстеру приходится приспосабливать свое видение музыки к
исполнительской манере солиста. Концертмейстер должен быстро и точно
поддержать солиста в его намерениях, создать с ним единую
исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но
вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его
помощником. Развитие этих навыков возможно при развитом чувстве ритма
и ощущении ритмической пульсации, единой для всех участников ансамбля.
Слушатель ждет от исполнителей воплощения единого замысла:
содержательного и убедительного. Следовательно, нужно выработать
чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнера.
Для педагога по специальному классу – концертмейстер – правая рука и
помощник, музыкальный единомышленник.
Работа концертмейстера в классе ударных инструментов подразумевает
работу с несколькими инструментами. К ним относятся: ксилофон, вибрафон,
большой и малый барабаны, треугольник, тарелки и другие инструменты.
Возникновение инструментов данной группы относится к периоду, когда
человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так
появился первый примитивный ударный инструмент. Он не мог издавать
музыкальные звуки, но мог произвести ритм. Со временем все видоизменя-
лось.
Дошедшие до нашего времени инструменты имеют несколько групп и
классификаций. Ударные инструменты подразделяются на два вида: с
определенной высотой (литавры, ксилофон, вибрафон, маримба и другие.
С неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки, кастаньеты и другие).
Литавры. Этот инструмент является одним из самых древних музыкальных
инструментов в мире. Свою популярность литавры получили благодаря
широкому применению на всех важных событиях в жизни людей. Литавры
видоизменялись, усовершенствовались, и к 17 веку плотно вошли в состав
оркестра. Литавры относятся к группе настраиваемых инструментов.
Поэтому задача концертмейстера перед началом работы, дать настройку
инструменту.
Барабан. В древние времена барабан использовали как сигнальный
инструмент, а также для сопровождения танцев, ритуальный обрядов,
военных шествий и там, где необходимо было соблюдать ритм.
Ксилофон. Это ударный музыкальный инструмент с определенной высотой
звучания. С греческого языка «ксилофон» переводится как «звучащее
дерево». Этот инструмент представляет собой ряд деревянных брусков
разной величины, настроенных на определенные ноты. На современном
ксилофоне бруски расположены в два ряда, наподобие клавиш фортепиано,
которые снабжены резонаторами в виде жестяных трубок. Играют на нем
деревянными палочками. Тембр ксилофона резкий при игре форте, и мягкий
при игре пиано. Поэтому при игре с ксилофоном, концертмейстеру нужно
аккуратно педализировать, применять ее очень осторожно, чтобы
гармонировать со звучанием солиста.
Обязательным условием работы в классе ударных инструментов является
метрическая четкость и стабильность концертмейстера. Главная функция
данной группы инструментов в оркестре - это подчеркивание ритма других
инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры.
Для того, чтобы начинающий ударник- исполнитель научился играть
ритмически четко и ритмически- стабильно, работу над этим необходимо
вести уже с первых уроков совместно с концертмейстером.
В динамическом плане эти инструменты обладают богатым диапазоном. В
моменты звучания на «ПИАНО», концертмейстер должен вместе с
исполнителем уйти на более тихое звучание, и наоборот, в моменты
«ФОРТЕ» играть насыщено, ярко. При игре с ударными инструментами, не
имеющими богатого звуковысотного звучания, от концертмейстера
требуется яркое, насыщенное звучание партии фортепиано, так как вся
музыкальная фактура находится в партии концертмейстера.
Ксилофон издает звонкий, но быстро затухаемый звук. Чтобы произведение
не звучало сухо, концертмейстеру необходимо найти нужную педаль,
которая не будет звучать слишком сухой, но в то же время и не
противоречить художественному образу и замыслу произведения.
Работа с солистами-ударниками требует от концертмейстера большой
концентрации внимания. Записи партий инструментов с неопределенной
высотой звука, в партитуре произведений, представляет собой запись
ритмического рисунка на одной строке. Поэтому, концертмейстеру
необходимо следить за изменением сложного ритмического рисунка,
чувствовать внутреннюю пульсацию и обязательно считать.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера
предполагает у него наличия целого комплекса психологических качеств
личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая
работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных
ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Таким образом, совершенствование исполнительской культуры и
мастерства концертмейстера, путем изучения и знания специфики ударных
инструментов, будет способствовать достижению наилучшего ансамбля
между солистом-ударником и концертмейстером.
Используемая литература:
1.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе.- М.:Музыка,1996.
2.Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента.//С.М. 1990.
3.Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Музыка,1983.