Напоминание

Основы межкультурной коммуникации


Автор: Власова Ираида Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 11 " Гармония"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа для элективного курса 10 класс
Тема: Основы межкультурной коммуникации
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ГИМНАЗИЯ № 11 «ГАРМОНИЯ»

Рассмотрено

на заседании предметной кафедры

Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

Зав. кафедрой __________ И.И. Власова

Согласовано

«__31___» __август__________2022 г.

Зам. директора по УВР

________________И С. Пархутов

Утверждено

«______»_____________2022 г.

Приказ № 145 от 31.08.2022 г.

Директор гимназии____________С.И. Бегунов

ПРОГРАММА

элективного курса по английскому языку

People Like Us, Too

«Основы межкультурной коммуникации»

2022-2023учебный год

Программа разработана на основе Примерных программ по иностранному языку Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, Учебник: People Like Us, Too

Автор: Simon Greenall

Издательство: Macmillan, 2011

Элективный курс

9 класс

Количество часов: всего за год – 34, 1 час в неделю

Разработчик программы: Власова Ираида Ивановна, учитель английского языка высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально-политические и экономические преобразования российского общества привели к значительным изменениям в сфере

образовании. Сегодня одной из стратегических задач образования является достижение нового качества образования, что подразумевает

формирование знаний, навыков и компетенций, позволяющих активно и эффективно действовать в условиях инновационной

экономики. Возникла очевидная необходимость воспитания личности обучающегося, обладающего общепланетарным мышлением, т.е.

способного рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в конкретной стране, но и в

качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур и осознающего свою роль, значимость и

ответственность в глобальных человеческих процессах. Это во многом стало определять образовательную политику в стране. Парадигма

школьного образования стала личностно- ориентированной. Она направлена на развитие личности учащихся, на его самоопределение,

самореализацию и социальную адаптацию.

Данная Рабочая программа элективного курса по английскому языку для девятого класса составлена в соответствии с:

1.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (глава 3 статья 28 пункт

10, 11; глава 4 статьи 42, 43, 44; глава 6, статья 58); дополнением от 02.12.2019 года № 411-ФЗ к Закону Российской Федерации № 273-ФЗ

от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95); изменениям от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ по вопросам воспитания обучающихся»;

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства

образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;

3.

Примерная основная программа основного общего образования по иностранному языку;

4.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 г.;

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 г. № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные

государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся";

6.

Учебный план МАОУ Гимназии № 11 «Гармония» на 2021 – 2022 учебный год;

7.

Учебник: People Like Us, Too

Автор: Simon Greenall

Издательство: Macmillan, 2011

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучение иностранному

языку стало официально рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений современного образования.

Курс «Основы межкультурной коммуникации» предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и может быть

использован как предпрофильный курс в школе в качестве элективного курса.

В настоящее время базовый курс иностранного языка, как правило, культурологически ориентирован на такие англоговорящие страны как

Великобритания и США. В то время как список стран, где английский язык является языком общения, этим не исчерпывается. Если принять во

внимание тот факт, что английский язык стал по сути языком международного общения, появляется необходимость познакомить учащихся с

культурными особенностями и традициями разных стран мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основная цель обучения иностранному языку в школе – развитие у учащихся способностей использовать язык как инструмент общения в

диалоге культур. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного

языка и подготовки к использованию его в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуру других народов и

ознакомление их с особенностями культуры и быта россиян.

В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели:

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной):

- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении,

аудировании, чтении, письме);

- языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с

отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и

изучаемом языке;

- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в

рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; формирование умений

представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи

иноязычной информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся

способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как

средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального

самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.

• формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и

выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в

других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;

• создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к

изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других

предметных областях;

• создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в

качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

- формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

- формирование и развитие языковых навыков;

- формирование и развитие социокультурных умений и навыков.

Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения

Говорение

1. Диалогическая речь:

Уметь вести

- диалоги этикетного характера,

- диалог-расспрос,

- диалог-побуждение к действию,

- диалог-обмен мнениями,

- комбинированные диалоги.

Объем диалога –до 7–8 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2,5–3 мин.

2. Монологическая речь

Уметь пользоваться:

- основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение

(характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо

заданную коммуникативную ситуацию.

Объем монологического высказывания –до 12– 15 фраз. Продолжительность монолога – 1,5– 2 мин.

Аудирование

Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной

проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в

зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную

ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом

материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.

Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и

некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 мин.

Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном

или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для

аудирования – до 1,5 мин.

Чтение

Уметь

- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с

пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием

нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Письменная речь

Уметь:

– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 60–80 слов, включая адрес);

– заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

– писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать

благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объём личного письма – около 100–120 слов, включая адрес;

– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Языковые знания и навыки

Орфография

Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и

интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Социокультурные знания и умения

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и

страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного

характера). Это предполагает овладение:

– знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;

– сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;

– употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных

праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);

– представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры

(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной

литературы на изучаемом иностранном языке;

– умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого

этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);

– умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях

повседневного общения.

Компенсаторные умения

Совершенствуются умения:

– переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;

– использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;

– прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;

– догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;

– использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются и совершенствуются умения:

– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

– работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации,

извлечение полной и точной информации;

– работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;

– планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с

исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка

краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным

проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

– самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Специальные учебные умения

Формируются и совершенствуются умения:

– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

– семантизировать слова на основе языковой догадки;

– осуществлять словообразовательный анализ;

– выборочно использовать перевод;

– пользоваться двуязычным и толковым словарями;

– участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.

Цель данного курса – подготовить учащихсяся к тому, чтобы в будущем они могли стать полноправными участниками межкультурного

взаимодействия в рамках международного сообщества.

Помимо образовательных задач данный курс имеет воспитательное и развивающее значение.

Задачами данного курса являются:

Ознакомить учащихся с культурными традициями разных стран мира;

Дать возможность почувствовать себя частью мирового культурного пространства, понять, что сближает людей независимо от их религии,

места проживания и образа жизни;

Помочь учащимся узнать больше о традициях своей собственной страны;

Осмыслить свою культурную принадлежность;

Воспитать уважительное отношение к традициям всех стран и народов;

Способствовать развитию приобретенных умений и навыков, пополнению лексического запаса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данный курс базируется на учебном пособии “People like us, too” (автор Simon Greenall, издательство «Macmillan») и состоит из 36 разделов,

30 из который представляют новый тематический материал и 6 разделов нацелены на повторение и обобщение пройденного материала.

Данный курс предполагает 1 год обучения по 1 часу в неделю. Несомненным удобством при планировании урока является деление на темы,

каждая из который рассчитана на 45 минут и разбита на 8-9 коротких упражнений, чередующих задания на различные виды речевой деятельности,

например, упр. 1, 2, 3 направлены на развитие навыков чтения и монологической речи, урп. 4, 5, 6, 7 – на развитие навыков аудирования и

диалогической речи, упр. 8, 9 - закрепляют полученные навыки и могут быть использованы в качестве домашнего задания.

Лексический материал прекрасно дополняет основные учебные программы, не повторяя их. Отсутствие грамматических упражнений

позволяет полностью сосредоточиться на развитии навыков устной речи.

Курс представляет богатый материал для проектной и творческой работы учащихся, подготовки докладов и сообщений, побуждает

привлекать дополнительный культорологический материал, использовать личный опыт, Интернет- ресурсы и др.

Элективный курс «Основы межкультурной коммуникации» базируется на таких принципах культуроведческого образования учащихся

средствами иностранного языка, как:

принцип наглядности обучения;

принцип комплексного развития языковых и речевых навыков и умений в различных видах речевой деятельности;

принцип изучения иностранных языков в контексте диалога культур;

принцип поликультурного и билингвального развития личности учащегося;

принцип культурной вариативности;

принцип приоритета проблемных и творческих заданий при изучении культур;

принцип опоры на межпредметные и метапредметные знания и умения учащихся.

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Основными объектами контроля являются виды речевой деятельности (речевая компетенция), языковые знания и навыки (языковая

компетенция), социокультурные знания и умения (социокультурная компетенция), которые позволяют выявить целостную картину подготовки

учащихся, их способность и готовность к общению в рамках данной темы.

Речевая компетенция в рамках данного элективного курса проверятся применительно к умениям в говорении, аудированиии, чтении и

письменной речи. Умение ученика говорить оценивается, исходя их эффективности осуществления коммуникации при презентации и обсуждении

проектных и других творческих работ, в ходе интервью, обменов мнениями, дискуссий, ролевой игры .

Проверка умений в письменной речи осуществляется в развернутых письменных ответах к заданиям (изложение, сочинение, эссе, резюме и

др.) и при составлении письменных материалов, необходимых для презентации результатов проектной деятельности.

Контроль познавательного аспекта осуществляется при выполнении заданий, представленных в книге для учителя учебного пособия Simon

Greenall

People Like Us, Too”.

Для проверки понимания прочитанного и услышанного учащимся предлагаются задания на соотнесение информации

или множественный выбор, которые обеспечивают объективность контроля, снимают дополнительные трудности, связанные с правильным лексико-

грамматическим оформлением высказывания, и экономят время при выполнении работы. В качестве текстов и тестовых заданий к ним могут

служить материалы, предоставляемые журналами «Иностранные языки в школе» с приложением «Методическая мозаика», “Speak out” и другими

источниками.

Языковая компетенция контролируется на уроках при выполнении небольших по объему тестовых заданий на множественный выбор и

заполнение пропусков в отдельных предложениях и связном тексте.

Социокультурная компетенция проверяется опосредованно через содержание текстов для чтения и аудирования, насыщенных различными

культуроведческими сведениями, а также через тематику устной и письменной речи, определяемую данным курсом.

Для объективной оценки учебных достижений учащихся предлагается использовать таблицы со шкалами оценивания говорения, чтения,

письма, аудирования, лексико-грамматических знаний и навыков.

Учащиеся участвуют в работе по выполнению проектов по темам, представляющим особый интерес для данной возрастной категории.

Также оценивается участие учеников в проведении дискуссий, круглых столов по окончании изучение некоторых тем.

Формы контроля:

Вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;

Тестовые задания;

Выделение ключевых слов с последующим воспроизведением текста;

Взаимоконтроль;

Доклады и сообщения;

Проектные задания;

Диспуты и дискуссии.

Шкала оценивания навыков говорения: монологическая речь

Учитываемые факторы

Баллы

Критерии оценки

1

Соответствие

коммуникативной задаче

0-1

0 – высказывание частично соответствует коммуникативной задаче (КЗ)

1 – высказывание полностью соответствует КЗ

2

Связность

и

логичность

высказывания

0-1

0 – логические связи между частями высказывания отсутствуют

1 – высказывание построено логично и связно

3

Самостоятельность

и

продуктивность

высказывания

0-1

0 – высказывание с опорой заученного материала по теме

1 – высказывание без опор с использованием новых комбинаций изученного материала

4

Относительная

грамматическая правильность

0-2

0 – понимание высказывания затрудняется ошибками

1 – понимание высказывания не затрудняется ошибками; высказывание построено при помощи

грамматически правильных простых предложений

2 – ошибки в высказывании отсутствуют или исправляются учащимся; высказывания построены

с использованием грамматически правильных простых и сложных предложений

5

Диапазон

использования

лексических средств

0-2

0

высказывание

построено

с

использованием

минимального

количества

изученных

лексических единиц

1 – высказывание построено с использованием большого количества разнообразных лексических

единиц; демонстрируя умение преодолевать лексические трудности

6

Относительная фонетическая

правильность

0-2

0 – в высказывании допускаются значительные ошибки в произношении изученных лексических

единиц

1 – высказывание содержит небольшое количество фонетических ошибок в произношении

изученных лексических единиц; заметна интерференция родного языка

2 – в высказывании допускаются незначительные ошибки в произношении; интонационно

высказывание оформлено правильно

7

Объем высказывания

0-1

0 – объем высказывания не менее 12 фраз

1 – объем высказывания не менее 15 фраз

Оценка за 5-6 баллов – 3, за 7-8 баллов – 4, за 9-10 баллов – 5

Шкала оценивания навыков говорения: диалогическая речь

Учитываемые факторы

Баллы

Критерии оценки

1

Способность

к

коммуникативному

взаимодействию

0-2

0 – учащийся частично понимает содержание реплик; реагирует на некоторые из них; не

использует фразы, стимулирующие общение

1 – учащийся понимает содержание реплик; достаточно правильно реагирует на них и использует

фразы, стимулирующие общение

2 – учащийся понимает реплики собеседника, правильно реагирует на них, использует фразы,

стимулирующие общение

2

Полнота раскрытия темы

0-1

0 – диалог не полностью отражает заданную тематику

1 – диалог полностью соответствует заданной тематике

3

Относительная

грамматическая грамотность

0-2

0 – диалог построен с большим количеством ошибок, затрудняет понимание

1 – диалог построен с небольшим количеством ошибок, не препятствующих пониманию

2 – диалог построен с минимальным количеством ошибок, которые студент исправляет сам

4

Диапазон

использования

лексических

единиц

и

речевых образцов

0-2

0 – диалог построен с использованием элементарных лексических единиц и речевых образцов

1 – диалог построен с использованием достаточного количества изученных лексических единиц

и речевых образцов

2 – диалог построен с использованием максимального количества лексических единиц и речевых

образцов и соответствует поставленной КЗ

5

Относительная фонетическая

правильность

0-2

0 – в репликах допускаются значительные ошибки в произношении изученных лексических

единиц и речевых образцов

1 – в репликах содержится небольшое количество фонетических ошибок в произношении

изученных лексических единиц; заметна интерференция родного языка

2 – в репликах допускаются незначительные ошибки в произношении; интонационно

высказывания оформлены правильно

6

Объем диалога

0-1

0 – менее 6 реплик, соответствующих КЗ

1 – более 6 реплик, соответствующих КЗ

Оценка за 5-6 баллов – 3, за 7-8 баллов – 4, за 9-10 баллов – 5

Шкала оценивания навыков чтения

Учитываемые факторы

Баллы

Критерии оценки

1

Чтение

с

пониманием

основного

содержания аутентичных текстов и

диалогов

профессиональной

направленности

0-1

0-3

0-3

0-3

1. Выделяет частично; понимает частично смысл текста (диалога)

2. Понимает смысл текста (диалога), содержащего значительное количество незнакомых

слов

3. Оценивает важность и понимает новизну информации

4. Догадывается о значении незнакомых слов на основе словообразовательных признаков

и контекста, быстро ориентируется в тексте

2

Чтение

с

полным

пониманием

аутентичных

текстов

(диалогов),

0-2

0-2

1. Понимает текст полно и точно

2. Понимает полностью все содержание текста независимо от характера текста и способа

связанных с темами курса

0-3

0-3

снятия помех

3. Обобщает и оценивает полученную из текста (диалога) информацию, комментирует

некоторые факты

4. отбирает значимую информацию для решения КЗ

3

Чтение

с

целью

извлечения

конкретной

информации

из

аутентичных текстов (диалогов)

0-2

1. Выделяет конкретную информацию из текстов (диалогов) достаточно быстро

2. Вычленяет необходимую информацию для решения поставленной КЗ

3.

Правильно

оценивает

значимость

выбранной

информации

для

решения

коммуникативной задачи

4. Извлекает значимую информацию согласно поставленной КЗ и оперирует ею,

демонстрируя знание большого объема лекции

Оценка за 5-6 баллов – 3, за 7-8 баллов – 4, за 9-10 баллов – 5

Шкала оценивания навыков письма

Продукт деятельности

Баллы

Критерии оценки

Составление

письменных

материалов

0-2

0-4

0-4

1. Фиксирует ключевые лексические единицы и речевые образцы в качестве опоры для

устного высказывания

2. Излагает информацию в определенной последовательности, правильно употребляя

грамматические конструкции, видовременные глагольные формы и лексические единицы,

связанные с тематикой проблемы

3. Обобщает информацию, полученную из разных источников, излагая ее в логической

последовательности

Оценка за 5-6 баллов – 3, за 7-8 баллов – 4, за 9-10 баллов – 5

Шкала оценивания навыков аудирования

Продукт деятельности

Баллы

Критерии оценки

Понимание

основного

содержания воспринимаемого

на слух аудиотекста (диалога)

в рамках тематики курса.

Понимание

на

слух

высказываний

речевого

партнера в процессе общения

0-2

0-2

0-3

0-3

1. Информацию по прослушанному тесту (диалогу) понимает относительно полно.

2. Относительно полно понимает высказывания речевого партнера на английском языке по темам

данной программы

3. Выделяет информацию, соответствующую КЗ

4. Отвечает на вопросы по прослушанному тексту (диалогу)

Выборочное

извлечение

информации.

Понимание воспринимаемого

на слух аудиотекста (диалога)

Оценка за 5-6 баллов – 3, за 7-8 баллов – 4, за 9-10 баллов – 5

Шкала оценивания лексико-грамматических навыков

Учитываемые факторы

Баллы

Критерии оценки

Лексико-грамматические

навыки чтения и говорения

0-3

0-3

0-4

1. Понимать/использовать в речи лексические единицы и речевые образцы по тематике

программы по тематике программы

2. Понимать/использовать в речи языковой материал: лексические единицы речевого этикета,

ситуации общения, связанных с обслуживанием иностранных посетителей в рамках тематики

программы

3. Понимать/использовать в речи видовременные глагольные формы, средства и способы

выражения модальности, сложные предложения с придаточным условия, времени

Оценка за 5-6 баллов – 3, за 7-8 баллов – 4, за 9-10 баллов – 5

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании элективного курса «Основы межкультурной коммуникации» школьники должны продемонстрировать:

1.

Культуроведческую осведомленность:

об отражении мировых и национальных важнейших событий в исторической памяти англоязычных стран;

о специфике образовательных систем англоязычных стран и их роли в развитии поликультурной личности;

о влиянии художественной культуры англоязычных стран на развитие мировой культуры; социокультурных особенностях молодежной массовой

культуры.

2.

Умения:

работать со справочной страноведческой и культуроведческой литературой;

интерпретировать культуроведчекую информацию при чтении, аудировании, говорении или письме;

проводить сравнительный анализ явлений культуры англоязычных стран и России;

выполнять письменные творческие задания;

готовить устные выступления по культуроведческой тематике;

участвовать в обсуждении культуроведческих аспектов жизни в англоязычных странах и России; выполнять культуроведческие проекты и

участвовать в устных презентациях результатов по ним;

подготавливать интересные культуроведческие материалы для школьных газет.

3.

Социокультурные способности:

любознательность (при работе с культуроведческой информацией);

наблюдательность (при чтении и аудировании иноязычного материала);

непредвзятость и вежливость (при обсуждении различных аспектов жизни в англоязычных странах и России).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для формирования здоровой, духовно-развитой личности с активной гражданской позицией деятельность учителя английского языка

осуществляется с учётом цели, задач и основных положений Программы воспитания МАОУ Гимназии №11 «Гармония». Опираясь на возрастные

особенности детей, учитель на уроке создаёт благоприятные условия для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных

норм и традиций того общества, в котором они живут. Кроме того, учитель

- способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию деловых и дружеских отношений в классе;

- создаёт ситуацию, в которой ученик может высказывать свою гражданскую позицию;

- побуждает школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками

(одноклассниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- применяет на уроке инновационные формы работы, стимулирующие познавательную активность обучающихся;

- использует воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского

поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных

ситуаций для обсуждения в классе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 34 ч

Основное содержание

Кол-во

Дата

Формы организации познавательной деятельности с учетом рабочей

Формы контроля за усвоением

программного материала

часов

по

програ

мме

проведен

ия

занятия

программы воспитания

учебного материала

1.

Welcome to People Like

Us, Too

Aim:

To introduce the

characters in the book and

the concept and aims of

the book.

Vocabulary:

Countries, jobs and

numbers.

1

1/сент

Знакомство друг с другом. Знакомство с персонажами, реальными

людьми из 11 разных стран мира, в том числе и из России,

рассказывающими кратко о себе, своей стране и профессии.

Аудирование. Ролевая игра “Guess, who I am”. Представление от лица

персонажей из разных стран.

Повторение пройденного

2.

Appearance

Aim:

To look at attitudes

to appearance in

different cultures.

Vocabulary:

Adjectives of

character, fashions

1

2/сент

Описание иллюстраций, ответы на вопросы, парная работа с

составлением высказываний по теме “Status Symbols”. Чтение и

аудирование с извлечением необходимой информации. Представление

ситуации в парах: “How to make a good impression”.

Кроссворд

3.

Home Visits

Aim:

To look at different

customs when

entertaining at home.

Vocabulary:

Making and responding to

invitations.

1

3/сент

Обсуждение в парах вопросов, связанных с фотографиями. Этикет

общения в гостях. Чтение и аудирование с извлечением необходимой

информации. Обсуждение в парах правил приема гостей в нашей стране.

Составление буклета в парах

“Rules of visiting homes in

Russia”

4.

World Music

Aim:

To explore different

music from around the

world.

Vocabulary:

1

4/сент

Знакомство со стилями музыки. Описание иллюстрации. Чтение текста

“Rockabiri” и ответы на вопросы по его содержанию. Аудирование с

извлечением необходимой информации о музыкальных предпочтениях

персонажей. Обсуждение в парах прошлых музыкальных предпочтений

в культуре нашей страны.

Проект(парный/

индивидуальный) “An old style

of popular music in my culture”

Types of music.

5.

Folk Stories

Aim:

To look at different folk

stories from around the

world.

Vocabulary:

Adjectives of character,

connectors.

1

1/ окт

Работа с иллюстрациями “Heroes of folk stories”. Работа с лексикой по

теме. Чтение и обсуждение сказки, героев персонажей русских народных

сказок, морали сказок. Представление русской народной сказки.

Презентация и рассказ “Russian

folk tale”

6.

Making Compliments

Aim:

To look at different ways

of making and responding

to compliments in

different cultures.

Vocabulary:

Situational responses and

expressions.

1

2/ окт

Сопоставление выражений-комплиментов с ситуациями общения.

Чтение и обсуждение ситуаций недопонимания между людьми разных

культур. Аудирование с извлечением необходимой информации.

Сравнение с комплиментами в нашей стране. Ролевая игра “Making

compliments at the party”.

Составление списка

комплиментов и ответов на них

в России

7.

Money

Aim:

To look at the role and

importance of money in

different cultures.

Vocabulary:

Money, work,

possessions.

1

3/ окт

Работа с иллюстрациями, стоимость товаров и распределение их на

группы “necessities and luxuries". Аудирование с пониманием основного

содержания. Поисковое чтение. Настольная игра ”Money”.

Настольная игра

8.

Religion

Aim:

To look at different

religions and religious

beliefs around the world.

Vocabulary:

Religious practices and

customs.

1

4/ окт

Сопоставление религий с иллюстрациями. Заполнение таблицы при

помощи заданной лексики. Ознакомительное чтение. Групповая работа с

представлением различных религий персонажей с заполнением таблицы.

Кроссворд. Мини-проект

“Religion in my country”

9.

Restaurants, Bars and

1

2/ нояб

Описание иллюстраций. Изучающее чтение. Сравнение мест питания в

Найти в Интернете

Cafes

Aim:

To look at different eating

and drinking customs

around the world.

Vocabulary:

Food and drink.

Германии и России. Аудирование с извлечением необходимой

информации. Обсуждение в парах правил, принятых в местах

общественного питания, в нашей стране.

информацию о необычном

кафе/ ресторане в нашей

стране/в нашем городе.

Кроссворд.

10.

Cell phones

Aim:

To look at the increasing

importance of cell phones

around the world.

Vocabulary:

Telephone language,

adverbs of frequency.

1

3/ нояб

Обсуждение в парах вопросов о роли мобильных телефонов в нашей

жизни. Изучающее чтение. Аудирование с извлечением необходимой

информации. Высказывания о преимуществах мобильных телефонов для

разных групп людей.

Эссе “How cell phones have

changed people`s lives in our

country”

11.

Annual Events

Aim:

To look at different and

unusual events that take

place around the world.

Vocabulary:

Customs and traditions.

1

4/ нояб

Описание иллюстраций. Чтение с различными стратегиями.

Аудирование с пониманием основного содержания.

Мини-проект “An annual event

in my country/region/town”

12.

The Individual and

Society

Aim:

To look at the relationship

between individuals and

society.

Vocabulary:

Advice and opinions.

1

1/ дек

Сравнение иллюстраций. Обсуждение ситуаций в парах. Аудирование с

извлечением необходимой информации.

Составление высказывания-

выражение мнения по

ситуации.

13.

Superstitions

Aim:

To look at different

superstitions in cultures

around the world.

1

2/ дек

Обсуждение суеверий в разных странах. Поисковое чтение. Аудирование

с извлечением необходимой информации. Играв группах “Парочки”.

Составление списка суеверий, в

которые вы верите и не верите.

Vocabulary:

Adjectives, beliefs.

14.

Travel

Aim:

To look at places to visit

around the world and at

different travel

experiences.

Vocabulary:

Travel, geographical

features.

1

3/ дек

Описание иллюстраций в парах. Изучающее чтение. Аудирование с

извлечением необходимой информации.

Мини-проект “A place to visit in

Russia”

15.

Children and Childhood

Aim:

To look at the different

experiences of childhood

around the world.

Vocabulary:

Family and childhood.

1

4/ дек

Обсуждение воспоминаний из детства в парах. Дополнение диалога

недостающей информацией(вопросы). Аудированиес извлечением

необходимой информации.

Advice to parents about their

children

16.

Politics

Aim:

To look at different

political systems around

the world.

Vocabulary:

Words connected with

government, state and

political issues.

1

2/ янв

Описание иллюстраций и обсуждение различных политических событий.

Обсуждение в парах политической системы в различных странах.

Дополнение диалога недостающей информацией (вопросы).

Аудирование с извлечением необходимой информации. Сравнение

политической системы в Корее и России. Игра в группах по теме

“Politics”.

Найти в Интернете

информацию об известном

политике в нашей стране

17.

Street Food, Fast Food,

Snacks

Aim:

To look at ready-made

food in different cultures.

Vocabulary:

Food, ways of cooking

1

3/ янв

Чтение с различными стратегиями. Работа с лексикой по теме.

Аудирование с пониманием основного содержания. Обсуждение в парах

“Street or fast food”.

Составление высказывания

“My favourite place to eat in

Novosibirsk”

18.

Reflections

1

4/ янв

Проверка усвоения изученного материала. Индивидуальная форма

Progress Test 1

Aim:

To review the cultural

concepts.

деятельности.

19.

Expressing Feelings

Aim:

To look at how people in

different cultures express

their feelings.

Vocabulary:

Feelings and emotions.

1

1/ февр

Обсуждение в парах различных способов выражения чувств. Анализ

ситуаций с обсуждением проблем и выхода из них. Аудирование с

извлечением необходимой информации. Настольная игра”Feelings”.

Advice to a friend in a difficult

situation

20.

Medical Matters

Aim:

To look at different

medical practices and

customs around the world.

Vocabulary:

Health.

1

2/ февр

Описание иллюстраций с использованием лексики по теме. Поисковое

чтение. Аудирование с извлечением необходимой информации.

Advice for a visitor to your

country who need medical help

21.

Meal Times

Aim:

To look at different

customs and traditions at

meal times around the

world.

Vocabulary:

Food.

1

3/ февр

Описание иллюстраций с использованием лексики по теме. Изучающее

чтение. Сравнение правил за столом в своей стране с правилами в другой

стране. Аудирование с извлечением необходимой информации.

Обсуждение в парах и группах “Table manners”.

Составление записей/заметок

22.

Games and Sports

Aim:

To look at differentgames

and sports around the

world.

Vocabulary:

Sports, games.

1

4/ февр

Активизация лексики по теме. Описание вида спорта на иллюстрации.

Составление вопросов к тексту о популярном виде спорта. Поисковое

чтение.

Аудированиес извлечением необходимой информации. Обсуждение

популярных видов спорта в нашей стране. Настольная играв группах

“Guess the sport or game”.

Мини-проект “A popular sport in

Russia”

23.

The Media

Aim:

To look at the role of the

1

1/ мар

Обсуждение СМИ в нашей стране с использованием иллюстраций.

Аудирование с различными стратегиями. Поисковое чтение.

Составление высказывания

“Media in my life”

media in different

cultures.

Vocabulary:

Media.

24.

Shopping

Aim:

To look at attitudes about

shopping in different

cultures.

Vocabulary:

Household items, money.

1

2/ мар

Обсуждение в парах способов оплаты и популярных мест покупок.

Просмотровое чтение. Аудирование с извлечением необходимой

информации. Обсуждение в парах шопинга в нашей стране.

Составление высказывания

“My shopping habits”

25.

Values

Aim:

To look at social values in

different cultures around

the world.

Vocabulary:

Jobs, nouns associated

with social values.

1

3/ мар

Составление облака слов, ассоциаций с высоким статусом и хорошей

репутацией в обществе. Дебаты в группах.

Монологическое высказывание

“A person`s good reputation”

26.

Directions and

Dimensions

Aim:

To look at cultural

differences in describing

where places are.

Vocabulary:

Common landmarks,

places in a city.

1

4/ мар

Работа с картой. Обсуждение в парах достопримечательностей Москвы и

других городов России. Аудирование с различными стратегиями.

Монологическое высказывание

“Landmarks of Novosibirsk”.

27.

Etiquette

Aim:

To look at social customs

in different countries

around the world.

Vocabulary:

Festivals, customs.

1

1/ апр

Обсуждение в парах советов по правилам этикета. Аудирование и чтение

с различными стратегиями.

Advice on etiquette to visitors to

your country

28.

Town and Country

Aim:

To look at differences in

town and country life

around the world.

Vocabulary:

Lifestyles.

1

2/ апр

Обсуждение в парах предпочтений жизни в городе и деревне.

Изучающее чтение. Аудирование с извлечением необходимой

информации.

Монологическое высказывание

“Advantages and disadvantages

of living in the city or in the

country”

29.

Crime and Punishment

Aim:

To look at different

criminal systems around

the world.

Vocabulary:

Crime, punishment.

1

3/ апр

Описание иллюстраций с различными преступлениями и возможными

мерами наказания. Ролевая игра. Аудирование с различными

стратегиями.

Make a list of 6-7 rules and laws

in your country

30.

Personal Contacts

Aim:

To look at different social

connections and

obligations around the

world.

Vocabulary:

Jobs, language of opinion.

1

4/ апр

Обсуждение в парах с использованием иллюстраций различных людей и

возможных контактов с ними. Обсуждение взаимоотношений между

людьми в твоем окружении. Поисковое чтение. Аудирование с

различными стратегиями.

Advice to visitors about what to

expect in your country

31.

Proverbs

Aim:

To look at different

proverbs around the

world.

Vocabulary:

Animals.

1

1/ май

Обсуждение в парах пословиц. Сравнение с пословицами в русском

языке. Изучающее чтение. Аудирование с пониманием основного

содержания. Играв группах “Парочки”.

Make a list of well-known

proverbs and sayings in your

culture and translate them into

English

32.

Arts and Culture

Aim:

To explore artistic and

cultural activities around

the world.

Vocabulary:

1

2/ май

Описание иллюстраций с использованием лексики по теме. Изучающее

чтение. Сравнение отношения к искусству в Норвегии и в России.

Аудирование с извлечением необходимой информации. Обсуждение

культурных событий в парах. Интервью.

Мини-проект “A cultural event

in Russia”

Free time artistic and

cultural activities.

33.

Transportation

Aim:

To look at transportation

in different cultures.

Vocabulary:

Words connected with

transportation.

1

3/ май

Описание видов транспорта на иллюстрациях. Обсуждение в парах

видов транспорта в вашем регионе и городе. Изучающее чтение.

Аудирование с извлечением необходимой информации.

Advice for visitors to your city or

region

34.

Saying Goodbye

Aim:

To look at different ways

of saying goodbye in

cultures around the world.

Vocabulary:

Salutations.

1

4/ май

Ситуации использования различных форм прощания. Составление

диалогов по теме. Аудирование с различными стратегиями. Прощание в

различных культурах.

Progress Test 2

Итого: 34часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (глава 3 статья 28 пункт

10, 11; глава 4 статьи 42, 43, 44; глава 6, статья 58); дополнением от 02.12.2019 года № 411-ФЗ к Закону Российской Федерации № 273-ФЗ

от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95); изменениям от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О

внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ по вопросам воспитания обучающихся»;

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства

образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;

3.

Примерные программы по учебным предметам Иностранный язык 5—9 классы М, Просвещение, 2010

4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 г. № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные

государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся";

5.

Учебный план МАОУ Гимназии № 11 «Гармония» на 2021 – 2022 учебный год;

6.

Книга для учителя Teacher`s Guide Miles Craven, Macmillan, 2011;

7.

Учебник: People Like Us, Too

Simon Greenall,

Macmillan, 2011.



В раздел образования