Автор: Жбанова Нина Александровнспитатель
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Мирновский детский сад "Петушок"
Населённый пункт: поселок Мирный Чердаклинский район Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "День родного языка"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Мирновский детский сад «Петушок»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию: «День родного языка».
в подготовительной к школе группе.
Выполнила: Жбанова Н.А.
Цель: познакомить детей с красотой и богатством русского языка.
Задачи: закрепить знания у детей о Международном дне родного языка; дать
понятие, что такое родной язык и почему его называют родным; развивать
смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов,
многозначных слов; воспитывать любовь к своей стране, малой Родине,
русскому языку.
Организационный момент:
-Встали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
( на столе глобус, накрытый салфеткой)
- Ребята, посмотрите и скажите что это? (глобус)
– Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
-Глобус окрашен разными цветами. Каждый цвет имеет значение: синий –
моря, реки, океаны; зеленый – леса, равнины; желтый, коричневый – горы,
пустыни; белый – снега, льды.
- А что еще мы можем увидеть на глобусе? (города, страны)
-Верно! Давайте найдем нашу страну на карте.
(слайды из презентации)
- В какой стране мы живем? (Россия)
-На каком языке мы говорим в нашей стране?
- А в других странах тоже говорят на русском языке?
-Давайте с вами подумаем, на каком языке говорят в Украине?
В Германии? В Англии? В Белоруссии?
-Для чего нам нужен язык? (разговаривать, общаться, играть)
-Почему русский язык, стал для нас родным? (на нем говорят наши родные).
- 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.
Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык –
который мы изучаем – родной. Мы с его помощью думаем, читаем, пишем.
Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует
Федеральный закон, принятый в Государственной думе, который называется:
«О Государственном языке РФ». Этот закон обеспечивает использование
русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие
языковой культуры РФ. Все государственные документы, такие как
постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на
русском языке.
Россия многонациональная страна. И именно русский язык стал в нашей
стране языком межнационального общения.
« Как он велик и необьятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Провописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу
Со мной он всюду и везде
Поможет в счастье и в беде
Мой русский, мой родной язык
Ты необьятен и велик.
- И сейчас я хочу показать и рассказать, как интересен и разнообразен наш
язык.
Игра с мячом: «Скажи наоборот».
-Я говорю: высоко-низко
Далеко-близко
Широкий-узкий
Длинный-короткий
День-ночь
Грустно-весело и т д.
-Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как
много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить,
составлять рассказы, писать сказки.
Игра: « Какой, какая, какое»
-Солнце какое? Река какая? Ветер какой? Настроение какое? И т д.
- У меня есть карточки, на них изображены разные картинки, вам нужно
найти им пару и обьяснить свой выбор.
Игра: « Многозначные слова».
Кисть- рука, кисть рябины, кисть для рисования
Кран- водяной, строительный
Иголка – для шитья, у ежа
Лист-для рисования, дерева
Лук – со стрелами, овощ и т д.
-Молодцы! А сейчас предлагаю поиграть в игру:
«Заря – зарница»
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ленты голубые,
Кольца обвитые
– За водой пошла!
(как «Гори, гори, ясно»)
-Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть в нашем языке.
-Язык до Киева доведет.
-Язык мой – враг мой.
-Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
-Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
и т д.
-О чем мы сегодня с вами разговаривали?
- Какой язык в нашей стране самый главный?
- Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему
родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь
правильно говорить и писать. В этом выражается уважительное отношение к
языку своей страны.
По завершению проводится коллективная работа.
(на ватмане, вокруг рисунка «земной шар», дети рисуют свои ладони
разными цветами.