Автор: Сперанская Любовь Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №277
Населённый пункт: Кировского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе."
Раздел: начальное образование
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка в начальной
школе.
1.
Что такое познавательный интерес.
2.
Стадии формирования.
3.
Значение развития познавательного интереса в младшем школьном
возрасте.
4.
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка.
- Основные приемы.
- Основные тематические направления.
-
Викторина
как
одна
из
форм
систематизации
полученной
информации и как побуждающий фактор для новой.
5.
Итог.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет
множество
трактовок
в
своих
психологических
определениях
и
рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т.
Рибо);
проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.
Рубинштейн);
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру
(Н.Г. Морозова);
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием
его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г.
Ковалев).
Как показало теоретическое рассмотрение механизмов познавательного
интереса он проходит несколько стадий развития:
I)
интерес-переживание, переходящий при соответствующих условиях в
отношение, мотив деятельности;
II) интерес-направленность, позволяющий ученику осмыслить, оценить
объект своего интереса;
III)
интерес-потребность,
указывающий
на
переход
интереса
в
устойчивую личностную характеристику.
Познавательный интерес является обширным и многогранным
понятием. Благодаря ему, человек оказывается способен к
длительному волевому усилию при решении различных умственных
или практических задач; у человека формируется уверенность в
своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и
развитие познавательного интереса часть широкой проблемы
воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно
переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка.
Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений
и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Я хочу остановиться более подробно об организации работы по развитию
познавательного интереса именно в рамках продленной группы.
Основная работа по развитию познавательного интереса проходит через
все предметы, но в основном, я акцентирую внимание на уроках русского
языка. Но развивать познавательный интерес необходимо и в учебной и во
внеурочной деятельности.
Я стараюсь дать равномерно познавательный материал по всем
направлениям, используя различные приемы занимательности, чтобы
вызвать у учащихся состояние любознательности, любопытства,
эмоционального отношения к новым знаниям (т.е. интерес-переживание).
Однако, просто увлечение внешними стимулами не способствует развитию
деятельного познавательного интереса и интереса-потребности. Лишь при
последовательной педагогической деятельности возможно вызвать у
учащихся стремление проникнуть в познавательную область глубже,
обрести желание заниматься интеллектуально-творческим делом постоянно.
Я ввела систему закрепления полученных знаний в виде еженедельных
викторин в форме вопросов. В бланк попадают те темы, на которые получена
информация из разных видов деятельности за прошедшую неделю. Ценность
вопроса зависит от сложности. Получивший максимум баллов, получает приз
– наклейку, благодарность. Все остальные, набравшие минимальное
количество очков получают просто конфету.
Цель проведения викторины:
1.
Закрепления полученной информации. Систематизация. А также
контроль за эффективностью формы подачи информации.
2.
Для учеников, которые не были на уроке, но попали на тестирование,
это возможность узнать новую информацию, дать ответы наугад –
проверить свою интуицию.
3.
Повысить познавательную активность воспитанников.
4.
Повысить чувство ответственности. Теперь при получении новой
информации, дети спрашивают, будет ли вынесена эта тема на
викторину.
5.
Снизить фактор напряженности. Никто не получает оценок, но каждый
стремится получить награду.
Очень надеюсь, что определенная информация отложится в памяти
ребенка, возникнет интерес к получению новых знаний и в дальнейшем
сможет сформироваться в потребность получения новых знаний в этой
области.
Структура урока представляет возможность использования таких форм
работ как: беседа, игры, наблюдения, вопросы-ответы, рассказ воспитателя и
детей. Но если мы даем информацию, то и должны придумать способы для
ее закрепления и систематизации. Я выбрала еженедельную викторину, как
способ в наибольшей мере развития познавательного интереса.
В современном образовательном пространстве проблема развития
интереса младших школьников продолжает оставаться одной из важнейших,
т.к. познавательный интерес является значимым фактором для активности и
успешности обучения в школе.