Автор: Пидоря Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: города Верхняя Салда Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка учебного занятия по курсу "Избранные вопросы математики"
Тема: Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля
Раздел: среднее образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Учебный курс «Избранные вопросы математики»
Тема занятия:
Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком
модуля
Тип урока:
Учебное занятие - «открытие» нового знания через проведение
исследования
Деятельностная цель: формирование у учащихся исследовательских умений, умений
реализации новых способов действия при помощи компьютерных программ.
Образовательная цель: расширение понятийной базы о расположении графиков функций,
содержащих переменную под знаком модуля, в зависимости от вида функции и обучение умению
построения графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля
Формирование УУД:
Личностные действия:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в наличии межпредметных связей между изучаемыми
учебными предметами, науками.
Регулятивные действия: зная проблему исследования, составлять план действий и/или
реализовать существующий план исследования, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные
способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.
Познавательные действия:
- объяснять смысл понятий (функция, аргумент функции, область определения функции,
значение функции, область значений функции, график функции)
- интерпретировать расположение графиков функций в зависимости от ее вида;
- интерпретировать взаимное расположение графиков функций.
Коммуникативные действия:
планирование учебного сотрудничества, постановка
вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение аргументировать свою
позицию.
Ход урока
Организационный момент.
Уважаемые ребята! Сегодня мы будем работать с программой «Advanced Grapher».
Пожалуйста приготовьтесь, настройте программу. За одним компьютером 2 человека.
В тетради записываем вид работы, дату.
Актуализация знаний.
Задание: В тетради построить график функции
. Молодцы! Все справились.
Предлагаю проверить свое построение с помощью программы «Advanced Grapher». Проверяют. Все
верно. Проблем, как вижу, у вас не возникло. Да , это линейная функция. Мы с вами не раз с ней
встречались и строить графики мы умеем. А если я правое выражение функции возьму под знак
модуля? Как быть в этом случае? Как будет выглядеть график и как его строить в тетради. На самом
деле этот вопрос и другие вопросы, связанные с построением графиков функций, содержащих знак
модуля, выходят за пределы программы общеобразовательного класса и поэтому мы рассматриваем
это в рамках нашего курса «Избранные вопросы математики».
,Постановка учебной задачи.
Ученики самостоятельно формулируют тему и учебную цель своей деятельности на
учебном занятии.
«Открытие нового знания»
Работа в группах. Внимание! После каждого исследования необходимо сделать вывод.
Будет предоставлено слово для представления результатов своих исследований по плану: Цель
исследования. План исследования. Результат исследования (выведен на экран монитора). Вывод о
том, как строить такие графики. Рекомендация: применять цветовую гамму и буквы в функциях
заменять конкретными числами для лучшего понимания.
Исследование 1. Используя
компьютерную программу «Advanced Grapher»,
выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
Исследование 2. Используя
компьютерную программу «Advanced Grapher»,
выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
Исследование 3.
Используя
компьютерную программу «Advanced Grapher»,
выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
Исследование 4.
Используя
компьютерную программу «Advanced Grapher»,
выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
Исследование 5. Используя
компьютерную программу «Advanced Grapher»,
выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
Представление результатов работы групп.
Исследование 1. Используя
компьютерную программу «Advanced Grapher»,
выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
1. Построю в компьютерной программе «Advanced Grapher»графики функций
(зеленым цветом) и
(красным цветом).
Рис. 1
Рис.2
Вывод: Часть графика функции, которая находится выше оси ОХ и пересекает ось ОХ,
остается без изменений. Часть графика функции, которая находится ниже оси ОХ, отражается
симметрично относительно этой оси в верхнюю часть координатной плоскости.
Исследование 2. Используя компьютерную программу «Advanced Grapher», выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
1. Построю в компьютерной программе «Advanced Grapher» графики функций
и
(при
и
).
2. Построения выполнила:
красным цветом,
зеленым цветом,
салатовым цветом.
3. График
получился сдвигом графика
на 2 единицы вверх по оси ОУ.
График функции
получился сдвигом графика
на 4 единицы вниз по оси ОУ.
Рис.3
Вывод: График функции
получается сдвигом графика функции
на
единиц по оси ОУ (при положительном b – вверх, при отрицательном – вниз).
Исследование 3. Используя компьютерную программу «Advanced Grapher», выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
1. Построю в компьютерной программе «Advanced Grapher» графики функций
и
(при
и
).
2.
Построения
выполнила:
зеленым
цветом,
красным
цветом,
салатовым цветом
.
3. График
получен сдвигом графика
на 2 единицы вправо по оси ОХ.
График функции
получен сдвигом графика
на 4 единицы влево по оси
ОХ.
Вывод: График функции
получается сдвигом графика функции
на
aединиц по оси ОХ (при положительном а – вправо, при отрицательном а – влево).
Рис.4
Исследование 4. Используя компьютерную программу «Advanced Grapher», выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
1. Построю в компьютерной программе «Advanced Grapher» графики функций
и
(при
и
).
2.
Построения
выполнила:
зеленым
цветом,
красным
цветом,
салатовым цветом.
3. График
получен сдвигом графика
на 2 единицы влево по оси ОХ и
на 4 единицы вниз по оси ОУ. График функции
на 4 единицы вправо по оси ОХ и на 5
единицы вверх по оси ОУ
Рис.5
Вывод: График функции
получается сдвигом графика функции
на
aединиц по оси ОХ и на в единиц по оси ОУ.
Исследование 5. Используя компьютерную программу «Advanced Grapher», выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
.
1. Построю в компьютерной программе «Advanced Grapher»графики функций
и
.
2. Построения выполнила:
зеленым цветом,
красным цветом.
3. График
симметричен относительно оси ОХ графику
.
Рис.6
Вывод: График функции
получается
отображением
графика
функции
симметрично относительно оси ОХ .
Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Все выводы каждый обучающийся записывает в тетрадь в виде таблицы.
Дается какое-то время. Затем на экране высвечивается верно записанная таблица и опять
дается время на самопроверку.
Функция
Как получается график
Постановка домашнего задания
Провести исследование, сделать вывод о получении графиков функций, записать в
тетрадь, продолжив таблицу.
1.
Используя компьютерную программу «Advanced Grapher», выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
(при а>1).
2.
Используя компьютерную программу «Advanced Grapher», выяснить
взаимное расположение графиков функций
и
(при
).
Рефлексия деятельности.
Звездное небо: ребята поднимают вверх звездочки, как они оценивают свою работу на
уроке: оранжевая – «все понятно», желтая – «некоторые вопросы мне не понятны, нужно в них
разобраться», розовая – «я ничего не понял».
Оценивание работы групп: учащиеся прикрепляют звездочку на доске рядом с номером
той группы, которая наиболее хорошо, по их мнению, представляла свою работу, отвечала на
вопросы.
Итог урока