Автор: Нечаева Наталья Евгеньевна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ ДС №32, МБУ "ЦППМиСП"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная работа тифлопедагога на этапе подготовки к лечебно-восстановительной работы
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная работа тифлопедагога на этапе
подготовки к лечебно-восстановительной работе
Нечаева Н.Е.,
учитель-дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»,
учитель –логопед МБУ «ЦППМиСП»
Обучение и воспитание с ограниченными возможностями здоровья с
нарушением
зрения
направлено
на
раннюю
коррекцию
и
компенсацию
вторичных
отклонений
в
развитии
детей,
осуществление
лечебно
-
восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также
успешную подготовку детей к обучению в школе на выпуске из детского сада.
Многие дети, особенно маленькие, недавно поступившие в детский сад
не готовы к лечению на медицинских аппаратах. Это зависит от множества
факторов,
таких
как:
личностные
особенности
детей,
когнитивные
способности,
достаточный
уровень
предметно-практических
действий
и
положительный
настрой
на
лечение.
Работа
тифлопедагога
с
детьми
направлена
на
активизацию
зрительных
функций:
повышение
остроты
зрения;
тренировки
сетчатки
глаз;
развитие
глазодвигательных,
прослеживающих функций, расширение поля зрения; развитие устойчивой
зрительной фиксации (локализации), а так же на
развития когнитивных
способностей.
1.
Подготовка ребенка к проверке остроты зрения.
Первые
трудности
в
лечебно-восстановительной
работе
могут
возникнуть на этапе проверке зрения. Малыши часто не узнают изображения,
которые представлены в таблице определения остроты зрения Орловой. Это
может
быть
связано
с
отсутствием
практического
опыта
узнавания
изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об
окружающем
мире,
а
также
обусловлены
несформированностью
речевой
функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия.
Примечание: если ребенок не называет картинки, ему можно предложить
их показать из набора таких же картинок, как на таблице: «Найди среди
картинок такую же, как у меня, и покажи».
Упражнения для определения остроты зрения
Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном,
силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять,
называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные, силуэтные и
контурные изображения.
Дидактическое упражнение «Назови картинку».
Цель: упражнять в назывании картинок таблицы.
Наглядный
материал:
дидактическое
пособие,
на
котором
изображены
картинки, представлены в таблице для проверки зрения.
Ход
упражнения: Тифлопедагог
предлагает
детям
узнать
в
силуэтном
изображении картинки и назвать картинки. Далее задание усложняется, и
педагог просит назвать картинки верхнего ряда, среднего и нижнего ряда.
При
проведении
этого
упражнения
необходимо
уделять
внимание
речи
ребенка, следить, чтобы ребенок правильно и четко произносил название
картинок.
Дидактическое упражнение: «Сгруппируй предметы»
Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в
таблице
Орловой,
по
обобщающим
признакам:
животные,
транспорт,
игрушки и т.д.
Дидактическое
упражнение:
«Обведи
предмет
по
трафарету
(внутреннему)»
Цель: закрепить название предметов, изображенных на таблице Орловой,
умение прослеживать контур этих предметов.
Дидактическое упражнение: «Раскрась контурное изображение».
Цель:
закрепить
умение
закрашивать,
не
выходя
за
контур
предмета,
совершенствовать умение узнавать и называть предмет по его силуэтному
изображению.
предметы, изображенные в таблице, среди других предметов.
Упражнения по повышению остроты зрения
Примеры
заданий
и
упражнений
для
повышения
остроты
зрения
в
соответствии с рекомендациями Л. А. Григорян.
Острого зрения 0,04.
1.
Раскрашивание
крупных
деталей
рисунка
(4
см)
в
основные
цвета
красный, оранжевый, зеленый.
2.
Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
3.
Наклеивание крупных аппликаций (4 см).
4.
Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов.
5.
Сборка строительных конструкций из крупных деталей.
Острота зрения — 0,05-0,1.
1.
Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).
2.
Выполнение аппликационных работ (2-3 см).
3.
Плетение ковриков из полос шириной 2 см.
4.
Работа с конструкторами.
5.
Рассматривание рисунков крупного размера.
6.
Игры с мозаикой.
Острота зрения — 0,2-0,3.
1.
Раскрашивание мелких деталей рисунка.
2.
Аппликации (размером менее 2 см).
3.
Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.
4.
Конструирование из мелких деталей.
5.
Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).
6.
Построение рисунков из мозаики.
7.
Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).
8.
Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску.
Острота зрения — О,4 и выше.
1.
Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров
мелких рисунков через тонкую бумагу.
2.
Наклеивание аппликаций до 1 см.
3.
Плетение ковриков из полос до 1 см.
4.
Конструирование из мелких деталей.
5.
Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).
6.
Построение мелких рисунков из мозаики.
7.
Лепка из пластилина мелких фигур.
8.
Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.
2.
Подготовка детей к лечению на медицинских аппаратах
По рекомендации врача-офтальмолога коррекционные упражнения
проводятся с учетом этапов лечения.
этапы лечения
цель
игры и упражнения
Плеоптический
Повышение
остроты
зрения
амблиопичного
глаза
-
обводка
через
кальку
контурных
изображений
(Дорисуй
по
точкам,
Обведи и заштрихуй, Угадай предмет,
Обведи
по
контуру,
Дорисуй
вторую
половину);
- нанизывание бус;
-
сличение
изображений
( Ч т о
неправильно
нарисовал
художник,
Парные
картинки,
Найди
похожие
предметы,
Что
изменилось,
Найди
ошибки);
-
классификация
предметов
(Найди
похожие
предметы,
Разложи
п о
группам,
Какой
предмет
лишний,
Добавь предмет);
-
игры-лабиринты
(Цветная
прогулка,
Найди дорожку, Поймай рыбку, Приведи
детеныша к маме);
-
использование
электрифицированных
игрушек (Сколько огоньков, Что ближе,
что дальше?);
-
составление
разрезанного
на
части
изображения (Составь целый предмет,
С о б е р и
к а р т и н к у,
С л о ж и
и з
геометрических фигур).
Ортоптический
Развитие
бинокулярного
зрения,
восстановление
способности
к
-
составление
разрезанного
на
части
изображения (Моделирование картины,
Сложи
картинку,
1-2-3
(разложи
картинки
на
1,
2,
дальнем
плане),
Дорисуй вторую половину);
слиянию
двух
изображений
в
одно.
-
выделение из фона замаскированного
объекта
(Угадай,
кто
прячется,
Узнай
предмет,
Узнай
по
контуру,
Узнай
по
силуэту);
- опознание изображения по какой-либо
отдельной части (Кто без чего?, Узнай
по детали предмет, Найди ошибку, Как
не
бывает,
Что
забыл
нарисовать
художник);
-
опознание
п е р е в е р н у т ы х ,
зашумленных
изображений
( в
различных условиях предъявления) (Кто
ближе,
кто
дальше?
(на
зашумленных
рисунках),
Узнай
и
назови,
Кто
здесь
спрятался?,
Кто
больше
увидит
и
назовет?).
Стереоптическ
ий
Добиться
нормального
глубинного
зрения
и
т е м
самым
закреплять
результаты
лечения
косоглазия.
-
оценка
глубины
пространства
( Ко л о д е ц ,
Р ы б а л к а ,
Д о р о ж к и ,
Бадминтон,
Настольный
т е н н и с ,
Волейбол, Чтение с решеткой).
Опираясь на опыт работы с детьми с нарушениями зрения можно сделать
несколько рекомендации:
Ранняя и правильно организованная коррекция позволяет значительно
повысить эффективность лечения и добиться стабильных результатов.
Предаппаратную подготовку следует начинать с раннего дошкольного
возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических
упражнений соответствующего характера;
Важно выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;
Необходимо закреплять
результаты плеоптического, ортоптического
лечения
косоглазия и амблиопии
коррекционно-педагогическими
играми,
упражнениями,
входящими
в
общий
комплекс
учебно-
воспитательной работы дошкольного учреждения.
Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников
с нарушением зрения теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-
восстановительным процессом.