Напоминание

Коррекционная работа тифлопедагога на этапе подготовки к лечебно-восстановительной работы


Автор: Нечаева Наталья Евгеньевна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ ДС №32, МБУ "ЦППМиСП"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная работа тифлопедагога на этапе подготовки к лечебно-восстановительной работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционная работа тифлопедагога на этапе

подготовки к лечебно-восстановительной работе

Нечаева Н.Е.,

учитель-дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»,

учитель –логопед МБУ «ЦППМиСП»

Обучение и воспитание с ограниченными возможностями здоровья с

нарушением

зрения

направлено

на

раннюю

коррекцию

и

компенсацию

вторичных

отклонений

в

развитии

детей,

осуществление

лечебно

-

восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также

успешную подготовку детей к обучению в школе на выпуске из детского сада.

Многие дети, особенно маленькие, недавно поступившие в детский сад

не готовы к лечению на медицинских аппаратах. Это зависит от множества

факторов,

таких

как:

личностные

особенности

детей,

когнитивные

способности,

достаточный

уровень

предметно-практических

действий

и

положительный

настрой

на

лечение.

Работа

тифлопедагога

с

детьми

направлена

на

активизацию

зрительных

функций:

повышение

остроты

зрения;

тренировки

сетчатки

глаз;

развитие

глазодвигательных,

прослеживающих функций, расширение поля зрения; развитие устойчивой

зрительной фиксации (локализации), а так же на

развития когнитивных

способностей.

1.

Подготовка ребенка к проверке остроты зрения.

Первые

трудности

в

лечебно-восстановительной

работе

могут

возникнуть на этапе проверке зрения. Малыши часто не узнают изображения,

которые представлены в таблице определения остроты зрения Орловой. Это

может

быть

связано

с

отсутствием

практического

опыта

узнавания

изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об

окружающем

мире,

а

также

обусловлены

несформированностью

речевой

функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия.

Примечание: если ребенок не называет картинки, ему можно предложить

их показать из набора таких же картинок, как на таблице: «Найди среди

картинок такую же, как у меня, и покажи».

Упражнения для определения остроты зрения

Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном,

силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять,

называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные, силуэтные и

контурные изображения.

Дидактическое упражнение «Назови картинку».

Цель: упражнять в назывании картинок таблицы.

Наглядный

материал:

дидактическое

пособие,

на

котором

изображены

картинки, представлены в таблице для проверки зрения.

Ход

упражнения: Тифлопедагог

предлагает

детям

узнать

в

силуэтном

изображении картинки и назвать картинки. Далее задание усложняется, и

педагог просит назвать картинки верхнего ряда, среднего и нижнего ряда.

При

проведении

этого

упражнения

необходимо

уделять

внимание

речи

ребенка, следить, чтобы ребенок правильно и четко произносил название

картинок.

Дидактическое упражнение: «Сгруппируй предметы»

Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в

таблице

Орловой,

по

обобщающим

признакам:

животные,

транспорт,

игрушки и т.д.

Дидактическое

упражнение:

«Обведи

предмет

по

трафарету

(внутреннему)»

Цель: закрепить название предметов, изображенных на таблице Орловой,

умение прослеживать контур этих предметов.

Дидактическое упражнение: «Раскрась контурное изображение».

Цель:

закрепить

умение

закрашивать,

не

выходя

за

контур

предмета,

совершенствовать умение узнавать и называть предмет по его силуэтному

изображению.

предметы, изображенные в таблице, среди других предметов.

Упражнения по повышению остроты зрения

Примеры

заданий

и

упражнений

для

повышения

остроты

зрения

в

соответствии с рекомендациями Л. А. Григорян.

Острого зрения 0,04.

1.

Раскрашивание

крупных

деталей

рисунка

(4

см)

в

основные

цвета

красный, оранжевый, зеленый.

2.

Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.

3.

Наклеивание крупных аппликаций (4 см).

4.

Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов.

5.

Сборка строительных конструкций из крупных деталей.

Острота зрения — 0,05-0,1.

1.

Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).

2.

Выполнение аппликационных работ (2-3 см).

3.

Плетение ковриков из полос шириной 2 см.

4.

Работа с конструкторами.

5.

Рассматривание рисунков крупного размера.

6.

Игры с мозаикой.

Острота зрения — 0,2-0,3.

1.

Раскрашивание мелких деталей рисунка.

2.

Аппликации (размером менее 2 см).

3.

Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.

4.

Конструирование из мелких деталей.

5.

Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).

6.

Построение рисунков из мозаики.

7.

Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).

8.

Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску.

Острота зрения — О,4 и выше.

1.

Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров

мелких рисунков через тонкую бумагу.

2.

Наклеивание аппликаций до 1 см.

3.

Плетение ковриков из полос до 1 см.

4.

Конструирование из мелких деталей.

5.

Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).

6.

Построение мелких рисунков из мозаики.

7.

Лепка из пластилина мелких фигур.

8.

Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.

2.

Подготовка детей к лечению на медицинских аппаратах

По рекомендации врача-офтальмолога коррекционные упражнения

проводятся с учетом этапов лечения.

этапы лечения

цель

игры и упражнения

Плеоптический

Повышение

остроты

зрения

амблиопичного

глаза

-

обводка

через

кальку

контурных

изображений

(Дорисуй

по

точкам,

Обведи и заштрихуй, Угадай предмет,

Обведи

по

контуру,

Дорисуй

вторую

половину);

- нанизывание бус;

-

сличение

изображений

( Ч т о

неправильно

нарисовал

художник,

Парные

картинки,

Найди

похожие

предметы,

Что

изменилось,

Найди

ошибки);

-

классификация

предметов

(Найди

похожие

предметы,

Разложи

п о

группам,

Какой

предмет

лишний,

Добавь предмет);

-

игры-лабиринты

(Цветная

прогулка,

Найди дорожку, Поймай рыбку, Приведи

детеныша к маме);

-

использование

электрифицированных

игрушек (Сколько огоньков, Что ближе,

что дальше?);

-

составление

разрезанного

на

части

изображения (Составь целый предмет,

С о б е р и

к а р т и н к у,

С л о ж и

и з

геометрических фигур).

Ортоптический

Развитие

бинокулярного

зрения,

восстановление

способности

к

-

составление

разрезанного

на

части

изображения (Моделирование картины,

Сложи

картинку,

1-2-3

(разложи

картинки

на

1,

2,

дальнем

плане),

Дорисуй вторую половину);

слиянию

двух

изображений

в

одно.

-

выделение из фона замаскированного

объекта

(Угадай,

кто

прячется,

Узнай

предмет,

Узнай

по

контуру,

Узнай

по

силуэту);

- опознание изображения по какой-либо

отдельной части (Кто без чего?, Узнай

по детали предмет, Найди ошибку, Как

не

бывает,

Что

забыл

нарисовать

художник);

-

опознание

п е р е в е р н у т ы х ,

зашумленных

изображений

( в

различных условиях предъявления) (Кто

ближе,

кто

дальше?

(на

зашумленных

рисунках),

Узнай

и

назови,

Кто

здесь

спрятался?,

Кто

больше

увидит

и

назовет?).

Стереоптическ

ий

Добиться

нормального

глубинного

зрения

и

т е м

самым

закреплять

результаты

лечения

косоглазия.

-

оценка

глубины

пространства

( Ко л о д е ц ,

Р ы б а л к а ,

Д о р о ж к и ,

Бадминтон,

Настольный

т е н н и с ,

Волейбол, Чтение с решеткой).

Опираясь на опыт работы с детьми с нарушениями зрения можно сделать

несколько рекомендации:

Ранняя и правильно организованная коррекция позволяет значительно

повысить эффективность лечения и добиться стабильных результатов.

Предаппаратную подготовку следует начинать с раннего дошкольного

возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических

упражнений соответствующего характера;

Важно выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;

Необходимо закреплять

результаты плеоптического, ортоптического

лечения

косоглазия и амблиопии

коррекционно-педагогическими

играми,

упражнениями,

входящими

в

общий

комплекс

учебно-

воспитательной работы дошкольного учреждения.

Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников

с нарушением зрения теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-

восстановительным процессом.



В раздел образования