Автор: Курочкина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 212"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Трудовое воспитание мальчиков и девочек
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Трудовое воспитание мальчиков и девочек»
Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих
ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие
в дальнейшей жизни.
Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной,
отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные
меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый
период времени. Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано,
буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и
естественной части жизни. Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало
строгое разделение «мужских» и «женских» ролей.
Поскольку в народном понимании женщина – это, прежде всего мать,
хранительница
очага,
в
ее
обязанности
входило
вести
домашнее
хозяйство,
организовывать семейный уклад, воспитывать детей.
Мужчина же всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Главная
«мужская» забота – обеспечить благосостояние семьи, на мужских плечах была и самая
тяжелая работа по дому и хозяйству.
В соответствии с этим формировались и основные задачи воспитания детей в семье
(в том числе и трудового)
Заглянем в сегодняшний день. Как часто мы можем видеть примеры наказания
трудом. От взрослых не раз, приходится слышать слова, обращенные к ребенку: «Опять
загулялся на улице с ребятами! Все, терпение лопнуло – будешь сидеть теперь дома. И
попробуй только не убраться в квартире, не вымыть посуду» и т. д. Можно представить,
какую «радость» будет испытывать ребенок, выполняя все эти поручения, какое
отношение к труду сформируется у него.
Привитие трудовых навыков естественно, без какого-либо насилия со стороны
старших. Детей необходимо постепенно включать в трудовую деятельность семьи, с
учетом гендерных особенностей возраста и возможностей каждого. Воспитывая ребенка
в этом направление родители должны придерживаться определенных педагогических
правил:
Все в меру
Это значит, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать
непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в
тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такой деятельности.
Каждой трудности - по разу
Для того, чтобы в процессе систематического обучения ребенка полоролевым
навыкам не был для него скучным и монотонным занятием, надо давать девочкам и
мальчикам возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не
только делает сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяет
выявить индивидуальные склонности и способности.
Сформируй конечную цель
Для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у ребёнка
определенную мотивацию, возбудить интерес к работе. Можно ненавязчиво включать
девочек и мальчиков в процесс трудовой деятельности, обрисовав им конечный
результат работы. Это не только приобщает их к совместной деятельности, но и
формирует у детей сознание, что все можно получить своим трудом. Родители
обязательно должны выполнять свои обещания, чтобы не утратить доверия своих детей
и не сформировать у них представление о неблагодарном отношении к труду.
Возбуди интерес
Не секрет, что освоение любого гендерного навыка требует от ребенка
настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому
человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители
должны внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной
игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием.
Не наказывай работой
Строго придерживаться мнения: никогда нельзя наказывать работой. Ребенок
может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.
Непосредственное участие старших дошкольников в труде является действенным
фактором взросления. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, эти умения
потребуются им в любой сфере деятельности.
Сформированные умения и навыки служат основой для воспитания у детей
серьезного отношения к труду, желания трудиться, включаться в труд по собственному
побуждению, успешно его завершать.
Семейные традиции: совместный труд
Совместный труд является основой организации жизни и быта семьи, в основе
которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных
вопросов
жизни
семьи, ведению
хозяйства, к
посильному
труду. Дети
непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять
посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет
поставлено трудовое воспитание детей до школы, зависит их успех и в учении, а
также в общем трудовом воспитании. В дошкольном возрасте дети очень
подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле,
быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение
потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно
ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых
поручений, учить его доводить начатое дело до конца, проявлять при этом
упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо (кроме игры) и в
процессе бытового труда, включая ребёнка в коллективный труд по уборке
помещения, на огороде.
Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть
хороший показатель их нравственного воспитания. По тому, как ребёнок будет
относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие
будут судить о его ценности в обществе. Любовь к труду, умение работать в
коллективе – залог успеха наших детей в их будущей жизни.
Кроме того, трудно переоценить значение труда в жизнедеятельности человека.
Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов
человека: улучшает все физиологические процессы в организме – правильное
дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов.
Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц
занимающимся умственным трудом. Формирование культуры труда, смена видов
труда, разумное их сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную
умственную деятельность и сохраняют работоспособность.
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №212» г. Ярославль
Курочкина С.А.