Напоминание

Трудовое воспитание мальчиков и девочек


Автор: Курочкина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 212"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Трудовое воспитание мальчиков и девочек
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Трудовое воспитание мальчиков и девочек»

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих

ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие

в дальнейшей жизни.

Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной,

отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные

меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый

период времени. Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано,

буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и

естественной части жизни. Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало

строгое разделение «мужских» и «женских» ролей.

Поскольку в народном понимании женщина – это, прежде всего мать,

хранительница

очага,

в

ее

обязанности

входило

вести

домашнее

хозяйство,

организовывать семейный уклад, воспитывать детей.

Мужчина же всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Главная

«мужская» забота – обеспечить благосостояние семьи, на мужских плечах была и самая

тяжелая работа по дому и хозяйству.

В соответствии с этим формировались и основные задачи воспитания детей в семье

(в том числе и трудового)

Заглянем в сегодняшний день. Как часто мы можем видеть примеры наказания

трудом. От взрослых не раз, приходится слышать слова, обращенные к ребенку: «Опять

загулялся на улице с ребятами! Все, терпение лопнуло – будешь сидеть теперь дома. И

попробуй только не убраться в квартире, не вымыть посуду» и т. д. Можно представить,

какую «радость» будет испытывать ребенок, выполняя все эти поручения, какое

отношение к труду сформируется у него.

Привитие трудовых навыков естественно, без какого-либо насилия со стороны

старших. Детей необходимо постепенно включать в трудовую деятельность семьи, с

учетом гендерных особенностей возраста и возможностей каждого. Воспитывая ребенка

в этом направление родители должны придерживаться определенных педагогических

правил:

Все в меру

Это значит, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать

непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в

тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такой деятельности.

Каждой трудности - по разу

Для того, чтобы в процессе систематического обучения ребенка полоролевым

навыкам не был для него скучным и монотонным занятием, надо давать девочкам и

мальчикам возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не

только делает сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяет

выявить индивидуальные склонности и способности.

Сформируй конечную цель

Для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у ребёнка

определенную мотивацию, возбудить интерес к работе. Можно ненавязчиво включать

девочек и мальчиков в процесс трудовой деятельности, обрисовав им конечный

результат работы. Это не только приобщает их к совместной деятельности, но и

формирует у детей сознание, что все можно получить своим трудом. Родители

обязательно должны выполнять свои обещания, чтобы не утратить доверия своих детей

и не сформировать у них представление о неблагодарном отношении к труду.

Возбуди интерес

Не секрет, что освоение любого гендерного навыка требует от ребенка

настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому

человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители

должны внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной

игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием.

Не наказывай работой

Строго придерживаться мнения: никогда нельзя наказывать работой. Ребенок

может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.

Непосредственное участие старших дошкольников в труде является действенным

фактором взросления. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, эти умения

потребуются им в любой сфере деятельности.

Сформированные умения и навыки служат основой для воспитания у детей

серьезного отношения к труду, желания трудиться, включаться в труд по собственному

побуждению, успешно его завершать.

Семейные традиции: совместный труд

Совместный труд является основой организации жизни и быта семьи, в основе

которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных

вопросов

жизни

семьи, ведению

хозяйства, к

посильному

труду. Дети

непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять

посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет

поставлено трудовое воспитание детей до школы, зависит их успех и в учении, а

также в общем трудовом воспитании. В дошкольном возрасте дети очень

подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле,

быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение

потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно

ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых

поручений, учить его доводить начатое дело до конца, проявлять при этом

упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо (кроме игры) и в

процессе бытового труда, включая ребёнка в коллективный труд по уборке

помещения, на огороде.

Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть

хороший показатель их нравственного воспитания. По тому, как ребёнок будет

относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие

будут судить о его ценности в обществе. Любовь к труду, умение работать в

коллективе – залог успеха наших детей в их будущей жизни.

Кроме того, трудно переоценить значение труда в жизнедеятельности человека.

Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов

человека: улучшает все физиологические процессы в организме – правильное

дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов.

Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц

занимающимся умственным трудом. Формирование культуры труда, смена видов

труда, разумное их сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную

умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №212» г. Ярославль

Курочкина С.А.



В раздел образования