Автор: Калмыкова Анастасия Дмитриевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ ДО СО СОЦДЮТТ
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Теория и практика при подготовке исследовательской деятельности обучающихся
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
Тема: «Теория и практика при подготовке исследовательской деятельности
обучающихся»
Разработчик:
Калмыкова Анастасия Дмитриевна,
методист ГБОУ ДО СО СОЦДЮТТ
Самара, 2021
Цель: Повысить качество исследовательских работ обучающихся.
Нельзя чему-то научить человека,
можно только помочь ему сделать для себя
это открытие.
(Галилео Галилей)
Для повышения качества участи обучающихся в региональных, а также
городских конкурсов, хакатонах и т.д., необходимо знакомство, прежде всего педагогов, а
затем и учеников с основами исследовательской работы.
Большинство
затруднений
связано
с
непониманием
природы
как
исследовательского, так и реферативного сочинения.
Для выявления отличий обратимся к этимологии слов «исследование» и
«реферат».
В школьном этимологическом словаре русского языка читаем:
Исследовать. Искон.
Преф.
производное
от следовать, суф.
образование
от след. Буквально – «идти по следу».
Реферат. Заимств. во второй половине 19 в. из нем. яз., где Referat – суф.
производное от лат. referre «докладывать». Реферат буквально – «доклад».
Видно, что в самой этимологии слова «исследовать» заключено указание на
извлечение чего-то «из следа», то есть на восстановление некоторого порядка вещей по
косвенным признакам. Значит, уже здесь заложено понятие о способностях личности
сопоставлять, анализировать, прогнозировать, то есть понятие об основных навыках,
требуемых от исследователя.
И напротив, этимология слова «реферат» связана с реально существующими, уже
готовыми для деятельности объектами.
На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную и
исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении
данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых
выводов. Суть реферативной работы состоит в выборе материала из первоисточников,
наиболее полно освещающих избранную проблему. Реферат ни в коем случае не должен
отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку
тексту.
Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской
работы. Реферирование решает учебные задачи:
обучение навыкам грамотного обзора литературы;
сопоставление различных точек зрения по теме.
Теперь уточним понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-
исследовательская деятельность».
Научно-исследовательская
деятельность –
это
вид
деятельности,
направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью
которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся,
развитие у них исследовательского типа мышления.
Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение
алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в
исследовании любой сложности и тематике.
Рассмотрим весь процесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с
выбора темы исследования до его публичной защиты. При написании исследовательской
работы в любой отрасли знаний сохраняется общая логика построения.
Можно выделить следующие этапы работы:
прогностический этап (подготовка к проведению исследовательской работы);
технологический этап (проведение учебного исследования);
рефлексивный этап (анализ проведенной работы);
итоговый этап (защита результатов исследования).
Прогностический этап
(подготовка к проведению исследовательской работы)
Необходимые составляющие исследовательской деятельности можно представить в
виде следующей схемы:
Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
Изучение научной литературы и уточнение темы
Формулирование гипотезы
Формулирование цели и задач исследования
Сформулируем основные определения.
Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится
объект исследования.
Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее
проблемную ситуацию; то, на что направлена исследовательская деятельность.
Определяя объект исследования, надо ответить на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой
ведется поиск. Именно он определяет тему работы.
Определяя предмет исследования,
надо
ответить
на
вопрос: как будет
рассматривается объект именно в данном исследовании?
Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема; визитная
карточка исследования.
Выбор темы для многих является трудным этапом. Чтобы облегчить процесс выбора
темы, выделим основные критерии:
тема представляет интерес для учащегося в данный момент и имеет отношение
к будущей специальности;
научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках этой
работы выделил область для изучения учеником;
по теме доступны оборудование и литература.
Тема исследования не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. Чем
меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает широкую область познания. И
наоборот, - чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.
Формулировки тем исследовательской работы учащегося могут включать 5-8 слов.
Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них
(формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст.
Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.
Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения
которой собственно и начинается исследование.
Проблема
исследования – противоречивая
ситуация,
требующая
своего
разрешения. Определить проблему –
это
значит установить
несоответствие
между
желаемым и действительным.
Актуальность исследования – необходимость изучения данной темы в
контексте общего процесса научного познания.
Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе.
Изучение научной литературы начинается с составления библиографического
списка источников по теме учеником и учителем (данные каждого издания следует заносить
на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной
карточке).
Рекомендации по работе с литературой:
ознакомление с традиционными учебниками по теме;
просмотр списков литературы в конце глав этих учебников;
ознакомление с монографиями по вопросу;
просмотр энциклопедий и энциклопедических словарей.
Различные приемы работы с текстом:
просмотровое
чтение (читается
титульный
лист,
оглавление,
аннотация,
отдельные абзацы и предложения);
1.
заголовок в научной литературе указывает на тему;
2.
аннотация
расположена
на
обороте
титульного
листа
и
представляет
содержание работы;
3.
оглавление
содержит
план
изложения
темы,
является
своего
рода
путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает
возможность быстрого поиска информации;
4.
предисловие
излагает
задачи,
поставленные
автором;
более
подробно
характеризуют структуру издания, и ориентирует в ней читателя;
5.
послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;
6.
справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам,
которые нуждаются в пояснении. Уже этой информации будет достаточно, чтобы решить,
насколько необходим для конкретной работы тот или иной текст.
ознакомительное
чтение (поиск
ответов
на
определенные
вопросы
в
нескольких источниках);
изучающее чтение (последовательное изучение материала по параграфам,
главам, частям).
Уточнив
тему в
результате
изучения
специальной
литературы,
можно
приступить к выработке гипотезы.
Гипотеза – научно
обоснованное
предположение
о
непосредственно
наблюдаемом явлении (в переводе с древнегреческого значит «основание, предположение»).
Гипотеза – это
предполагаемое
решение
проблемы
в
данной
области
исследования. Она фактически определяет основное направление исследования.
Требования к гипотезе:
должна быть проверяемой;
должна содержать предположение;
должна быть логически непротиворечивой;
должна соответствовать фактам.
Словесные конструкции, используемые для формулирования гипотезы:
«если…, то…»;
«так…, как…»;
«при условии, что…».
Цель – идеальное видение результата, который направляет деятельность
человека.
Цель –
конкретный,
охарактеризованный
качественно
образ
желаемого
(ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту
времени.
Пять основных признаков цели:
1.
Полнота содержания.
2.
Временная определенность.
3.
Реальность.
4.
Побудительность.
5.
Контролируемость.
Можно поставить целью:
выявить…;
доказать;
установить…;
обосновать…;
уточнить…;
разработать…
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в
соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде
утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач
основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по
принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество
определяется глубиной исследования.
Можно поставить задачей:
проанализировать;
описать;
выявить;
определить;
установить.
Метод – это способ достижения цели исследования..
Общие методы научного познания:
теоретические;
эмпирические;
математические.
Теоретические методы:
моделирование (мыслительные или практические действия с заменителем
объекта – моделью);
абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественного и фиксирование
одной или нескольких сторон предмета);
анализ и синтез (разложение предмета на составные части и соединение частей
в целое);
восхождение от абстрактного к конкретному (расчленение, описание объекта
при помощи множества понятий и суждений; и восстановление целостности объекта, его
воспроизведение во всей многогранности в мышлении).
Эмпирические методы:
наблюдение (активный познавательный процесс, опирающийся на работу
органов чувств человека и его предметную деятельность);
сравнение (установление сходства и различия предметов и явлений);
эксперимент (вмешательство
в
естественные
условия
существования
предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных
условиях с целью их изучения).
Математические методы:
статистические методы;
методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
методы модели динамического программирования;
методы модели массового обслуживания;
метод визуализации данных (функции, графики и т. п.)