Напоминание

Теория и практика при подготовке исследовательской деятельности обучающихся


Автор: Калмыкова Анастасия Дмитриевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ ДО СО СОЦДЮТТ
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Теория и практика при подготовке исследовательской деятельности обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

Тема: «Теория и практика при подготовке исследовательской деятельности

обучающихся»

Разработчик:

Калмыкова Анастасия Дмитриевна,

методист ГБОУ ДО СО СОЦДЮТТ

Самара, 2021

Цель: Повысить качество исследовательских работ обучающихся.

Нельзя чему-то научить человека,

можно только помочь ему сделать для себя

это открытие.

(Галилео Галилей)

Для повышения качества участи обучающихся в региональных, а также

городских конкурсов, хакатонах и т.д., необходимо знакомство, прежде всего педагогов, а

затем и учеников с основами исследовательской работы.

Большинство

затруднений

связано

с

непониманием

природы

как

исследовательского, так и реферативного сочинения.

Для выявления отличий обратимся к этимологии слов «исследование» и

«реферат».

В школьном этимологическом словаре русского языка читаем:

Исследовать. Искон.

Преф.

производное

от следовать, суф.

образование

от след. Буквально – «идти по следу».

Реферат. Заимств. во второй половине 19 в. из нем. яз., где Referat – суф.

производное от лат. referre «докладывать». Реферат буквально – «доклад».

Видно, что в самой этимологии слова «исследовать» заключено указание на

извлечение чего-то «из следа», то есть на восстановление некоторого порядка вещей по

косвенным признакам. Значит, уже здесь заложено понятие о способностях личности

сопоставлять, анализировать, прогнозировать, то есть понятие об основных навыках,

требуемых от исследователя.

И напротив, этимология слова «реферат» связана с реально существующими, уже

готовыми для деятельности объектами.

На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную и

исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении

данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых

выводов. Суть реферативной работы состоит в выборе материала из первоисточников,

наиболее полно освещающих избранную проблему. Реферат ни в коем случае не должен

отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку

тексту.

Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской

работы. Реферирование решает учебные задачи:

обучение навыкам грамотного обзора литературы;

сопоставление различных точек зрения по теме.

Теперь уточним понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-

исследовательская деятельность».

Научно-исследовательская

деятельность –

это

вид

деятельности,

направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью

которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся,

развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение

алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в

исследовании любой сложности и тематике.

Рассмотрим весь процесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с

выбора темы исследования до его публичной защиты. При написании исследовательской

работы в любой отрасли знаний сохраняется общая логика построения.

Можно выделить следующие этапы работы:

прогностический этап (подготовка к проведению исследовательской работы);

технологический этап (проведение учебного исследования);

рефлексивный этап (анализ проведенной работы);

итоговый этап (защита результатов исследования).

Прогностический этап

(подготовка к проведению исследовательской работы)

Необходимые составляющие исследовательской деятельности можно представить в

виде следующей схемы:

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

Изучение научной литературы и уточнение темы

Формулирование гипотезы

Формулирование цели и задач исследования

Сформулируем основные определения.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится

объект исследования.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее

проблемную ситуацию; то, на что направлена исследовательская деятельность.

Определяя объект исследования, надо ответить на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой

ведется поиск. Именно он определяет тему работы.

Определяя предмет исследования,

надо

ответить

на

вопрос: как будет

рассматривается объект именно в данном исследовании?

Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема; визитная

карточка исследования.

Выбор темы для многих является трудным этапом. Чтобы облегчить процесс выбора

темы, выделим основные критерии:

тема представляет интерес для учащегося в данный момент и имеет отношение

к будущей специальности;

научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках этой

работы выделил область для изучения учеником;

по теме доступны оборудование и литература.

Тема исследования не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. Чем

меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает широкую область познания. И

наоборот, - чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.

Формулировки тем исследовательской работы учащегося могут включать 5-8 слов.

Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них

(формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст.

Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.

Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения

которой собственно и начинается исследование.

Проблема

исследования – противоречивая

ситуация,

требующая

своего

разрешения. Определить проблему –

это

значит установить

несоответствие

между

желаемым и действительным.

Актуальность исследования – необходимость изучения данной темы в

контексте общего процесса научного познания.

Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе.

Изучение научной литературы начинается с составления библиографического

списка источников по теме учеником и учителем (данные каждого издания следует заносить

на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной

карточке).

Рекомендации по работе с литературой:

ознакомление с традиционными учебниками по теме;

просмотр списков литературы в конце глав этих учебников;

ознакомление с монографиями по вопросу;

просмотр энциклопедий и энциклопедических словарей.

Различные приемы работы с текстом:

просмотровое

чтение (читается

титульный

лист,

оглавление,

аннотация,

отдельные абзацы и предложения);

1.

заголовок в научной литературе указывает на тему;

2.

аннотация

расположена

на

обороте

титульного

листа

и

представляет

содержание работы;

3.

оглавление

содержит

план

изложения

темы,

является

своего

рода

путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает

возможность быстрого поиска информации;

4.

предисловие

излагает

задачи,

поставленные

автором;

более

подробно

характеризуют структуру издания, и ориентирует в ней читателя;

5.

послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;

6.

справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам,

которые нуждаются в пояснении. Уже этой информации будет достаточно, чтобы решить,

насколько необходим для конкретной работы тот или иной текст.

ознакомительное

чтение (поиск

ответов

на

определенные

вопросы

в

нескольких источниках);

изучающее чтение (последовательное изучение материала по параграфам,

главам, частям).

Уточнив

тему в

результате

изучения

специальной

литературы,

можно

приступить к выработке гипотезы.

Гипотеза – научно

обоснованное

предположение

о

непосредственно

наблюдаемом явлении (в переводе с древнегреческого значит «основание, предположение»).

Гипотеза – это

предполагаемое

решение

проблемы

в

данной

области

исследования. Она фактически определяет основное направление исследования.

Требования к гипотезе:

должна быть проверяемой;

должна содержать предположение;

должна быть логически непротиворечивой;

должна соответствовать фактам.

Словесные конструкции, используемые для формулирования гипотезы:

«если…, то…»;

«так…, как…»;

«при условии, что…».

Цель – идеальное видение результата, который направляет деятельность

человека.

Цель –

конкретный,

охарактеризованный

качественно

образ

желаемого

(ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту

времени.

Пять основных признаков цели:

1.

Полнота содержания.

2.

Временная определенность.

3.

Реальность.

4.

Побудительность.

5.

Контролируемость.

Можно поставить целью:

выявить…;

доказать;

установить…;

обосновать…;

уточнить…;

разработать…

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в

соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде

утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач

основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по

принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество

определяется глубиной исследования.

Можно поставить задачей:

проанализировать;

описать;

выявить;

определить;

установить.

Метод – это способ достижения цели исследования..

Общие методы научного познания:

теоретические;

эмпирические;

математические.

Теоретические методы:

моделирование (мыслительные или практические действия с заменителем

объекта – моделью);

абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественного и фиксирование

одной или нескольких сторон предмета);

анализ и синтез (разложение предмета на составные части и соединение частей

в целое);

восхождение от абстрактного к конкретному (расчленение, описание объекта

при помощи множества понятий и суждений; и восстановление целостности объекта, его

воспроизведение во всей многогранности в мышлении).

Эмпирические методы:

наблюдение (активный познавательный процесс, опирающийся на работу

органов чувств человека и его предметную деятельность);

сравнение (установление сходства и различия предметов и явлений);

эксперимент (вмешательство

в

естественные

условия

существования

предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных

условиях с целью их изучения).

Математические методы:

статистические методы;

методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

методы модели динамического программирования;

методы модели массового обслуживания;

метод визуализации данных (функции, графики и т. п.)



В раздел образования