Автор: Деяк Елена Вячеславовна
Должность: Учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Казанковская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Казанково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка киноурока на материале мультфильма «Мой дедушка был вишней» режиссеров Ольги и Татьяны Полиектовых
Раздел: среднее образование
Деяк Е.В.,
учитель иностранного языка,
МБОУ «Казанковская средняя общеобразовательная школа»,
Кемеровская область – Кузбасс
Новокузнецкий район п. Казанково
Методическая разработка киноурока на материале мультфильма
«Мой дедушка был вишней» режиссеров Ольги и Татьяны Полиектовых
Цели занятия:
1.
Формирование у учащихся эмоциональных представлений о базовых
понятиях
семьи,
чувства
любви,
уважения
к
родным,
умение
сочувствовать, умении дружить;
2.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии;
3.
формирование уважительного отношения к иному мнению, умения
вести диалог.
Задачи занятия:
личностные:
1.
ознакомить детей с глубинными смыслами привычных понятий
«семья»,
«родные»,
«сопереживание»,
«любовь»,
«умение
сочувствовать» на примере сюжета мультфильма;
2.
начать овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
3.
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-
нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей;
4.
продолжить принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие
эмоциональных
мотивов
деятельности
и
формирование
личностного смысла деятельности;
метапредметные:
1.
Развивать умение работать с информацией в процессе просмотра:
умение
ориентироваться
в
источниках
информации,
адекватно
понимать увиденное, сортировать информацию с точки зрения ее
важности, делать выводы и обобщения.
предметные:
1.
Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы.
Формы
организации
познавательной
деятельности:
коллективная;
фронтальная; групповая.
Виды деятельности: беседа, просмотр, самостоятельная работа с источниками
информации.
Оборудование:
мультимедийное оборудование для демонстрации фильма и
презентации слайдов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1.
Вступление.
Подготовка к восприятию фильма.
- Отгадайте загадки:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...
(дед) [слайд 2]
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная…
(бабушка) [слайд 3]
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(семья) [слайд 4]
- Ребята, у вас есть дедушки и бабушки, какие чувства вы испытываете к ним?
Попробуйте описать эти чувства словами. Они светлые, лёгкие. Когда ты рядом
с родными, всегда хорошее настроение, легко на душе.
- Ребята, а для чего нужна семья?
2. Создание доверительной атмосферы в классе.
- Сегодня мы будем смотреть мультфильм «Мой дедушка был вишней». Этот
фильм снят по одноименной книге итальянской писательницы Анджелы Нанети.
[слайд 5: обложка книги, фото писательницы]
3. Задание, фиксирующее внимание на теме.
- Смотрите мультфильм внимательно. Подумайте, почему он назван «Мой
дедушка был вишней»? Определите главную мысль. Чему он учит? Для чего
был создан этот мультфильм?
4. Просмотр мультфильма.
5. Обсуждение.
Перед обсуждением, я думаю, необходимо обратить внимание детей на
количество людей в титрах, пояснить, что для итога работы – хорошего фильма
– должен хорошо поработать каждый. И не меньшую роль в этом результате
должен играть… зритель. Потому что он должен быть внимательным, должен
много знать, чтобы понимать, о чем ему рассказывают, чтобы не просто
посмотреть картину, но и сформировать по поводу героев и их поступков свое
собственное мнение.
- Поднимите руки, кому понравился фильм?
- Ребята, почему в конце мультфильма у некоторых из вас появились слезы на
глазах?
- Какие чувства вы переживали в момент просмотра фильма?
- Какой эпизод вам понравился больше всего?
- Как вы поняли тему фильма? Чему он учит?
- Кто главные герои?
- Кем они были друг для друга?
- Ребята, почему была посажена вишня?
- Почему мама мальчика переехала жить к родителям в деревню?
- Ссорились ли дедушка и бабушка между собой?
- Какие чувства испытывал мальчик, когда жил у дедушки с бабушкой?
- Ребята, почему гусыня стала полноправным членом семьи после смерти
бабушки?
- Как дедушка помог мальчику пережить смерть бабушки?
- Ребята, какими словами главный герой описывает состояние дедушки после
того, как они узнают, о том, что власти хотят убрать вишню?
- Почему это дерево стало таким дорогим для дедушки?
- Что помогло главному герою принять смерть дедушки?
- Почему мальчик, не испугавшись больших бульдозеров, бросился защищать
вишню?
- Почему руководитель стройки согласился оставить в живых вишню?
- Почему в конце мультфильма вся семья собираются возле вишни?
- Почему авторы назвали так этот фильм? Какой эпизод вам запомнился ярче
других?
Главные герои - простая семья, состоящая из родителей главного героя,
дедушки и бабушки. Так как в молодости дедушка и бабушка не могли долго
завести ребенка, при появлении долгожданной здоровой дочери они и посадили
вишню. Это дерево олицетворяло собой долгожданное счастье, радость этой
семьи.
Когда мама мальчика узнает о болезни своей матери, переезжает с сыном к
родителям, чтобы заботиться о ней. Все члены любящей семьи должны всегда
поддерживать друг друга. Дедушка и бабушка любили друг друга, заботились
друг о друге, поэтому мальчик, живя в такой доброй атмосфере, называет это
время самым счастливым временем в жизни.
Когда умирает бабушка, внук не может понять, как это возможно, она
просто не может умереть, и дедушка учит внука, что умершие будут всегда
жить, пока родные продолжают любить и помнить их. Бабушка, по мнению
мальчика, превратилась в ее любимую гусыню, поэтому птица и становится
полноправным членом семьи.
Дедушку,
уже
тяжело
переживавшему
смерть
любимой
жены,
подкашивает известие о решении властей провести дорогу через их землю и их
намерение вырвать вишню. Это дерево была олицетворением их семьи,
напоминанием о проведенных счастливых годах под её ветвями.
Главный герой не может примириться со смертью дедушки, пока не
начинает представлять себе, что вишня – это дедушка, он же не может улететь
на небо, потому что здесь, на земле, еще остались люди, которые любят его.
Самоотверженно герой бросается защищать дерево, потому что для него вишня
– это перевоплотившийся родной человек.
В последних кадрах мультфильма перед нами вся семья в сборе: мама с
папой помирились, у мальчика появилась маленькая сестренка, и все вместе они
под вишней, которая является своеобразной точкой опоры, так как это дедушка,
продолжающий жить среди любимой семьи.
6. Обобщение результатов обсуждения.
- Скажите, для чего был снят этот мультфильм?
- Какова его тема? В мультфильме трогательно показана искреннее счастье
и любовь в семье, готовность пожертвовать собой ради близкого человека.
[слайд 9]
7. Рефлексия.
- Дома нарисуйте иллюстрацию к эпизоду, который вам понравился
больше всего.