Напоминание

"Адаптация первоклассников"


Автор: Колопаева Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы"
Населённый пункт: г. Сольцы
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация первоклассников"
Раздел: начальное образование





Назад




Адаптация детей к школе.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных

моментов в жизни детей. 99% детей идут в школу с большим желанием и

удовольствием, но половина из них теряет интерес к учёбе уже к концу 1

класса. Это статистика! Переход в разряд школьников для детей – весьма

трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Изменяется вся жизнь

ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень

напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит

перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом,

требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не

день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему.

Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к

школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше

– 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Характеристика детей, поступивших в 1 класс

Обучение проходит по УМК «Школа Росии»

В 1 классе __ человека: _мальчика и _ девочка.

Год

рождения

Посеща-ли

детский

сад

Не

посеща-

ли

детский

сад

Уровень

подготов-

ленности к школе

Не

чита-

ющие

Чита-

ющие

Пред-

шко

ль-

ная

под

го-

тов

ка

Психологическая готовность к школе

Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная

действительность уже с первых дней собственно учебная. Предшкольная

подготовка детей показала хорошие результаты. : _ человека из класса ходили на

подготовительные курсы в школу.

Общие сведения о здоровье учащихся

Из _ человек имеют 1 группу здоровья: _ чел

2(подготовительную) группу здоровья: _ чел

По физкультурным группам дети распределились следующим образом:

основная физкультурная группа – 3 человека .

спец группа «Б» - 1 чел.

Социальный паспорт класса

п/п

Статус семьи

Количество детей

1

Полная семья

2

Неполная семья

3

Проживают с мамой

4

Многодетная семья

5

Проживают с папой

6

Опекаемые

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Первоклассники обучаются в первую смену с 9.00 утра, пять дней в неделю

с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН, в

целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная

нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре-октябре

проводится по 3 урока по 35 минут каждый. С ноября по декабрь в первых

классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом

уроке в классе проводится по две физкультминутки.

Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей

к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что

умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова.

Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни

в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница –

облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников.

После 3 урока ученики получают горячий обед, соблюдается и питьевой

режим.

На уроках использую ИКТ. Учитывая возрастные особенности детей,

вовлекаю своих воспитанников в различные формы работы:

коллективные; групповые, парные; индивидуальные.

1. В классе было выявлено _ человека с нарушениями звукопроизношения

т.е.

дефектами

речи.

Родителям

было

рекомендовано

обратиться

к

специалистам (логопед).

2. Уровень развития устной речи :

Средний уровень – _ ученика.

Низкий уровень – _ ученика

3.Ориентирование в окружающем пространстве:

Средний уровень-_ чел

Низкий уровень -_чел

4.Знание букв, умение читать : _ человека научились читать - слог+ целое

слово, _ человек - по буквам

В целом получились следующие результаты:

Средний - _чел

Ниже среднего - _ чел

Низкий - _ чел

Итак, подведу итог. Адаптация закончилась у _ детей: _____________. Эти

дети понимают, что от них требует учитель, они дисциплинированы,

соблюдают правила поведения как на уроках, так и на переменах, положительно

реагируют на замечания и стараются их исправить.

Один ребенок у которого адаптация проходит очень медленно. Это

___________.У меня сложилось устойчивое впечатление, что он даже не

понимает, что хочет от них учитель. На уроках он не внимателен, задание

приходится повторять не один раз. Ему трудно высидеть положенное время на

уроке, часто отвлекается. Ему трудно понять нормы поведения на уроке, на

перемене, в столовой. Он просит прощения за свои провинности и туже

забывают об этом. Учебная деятельность у ребенка развита слабо, низкий

словарный запас, он быстро утомляется на уроке.

Мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической

помощи ребенку, у которого адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я

буду привлекать учителей-предметников, работающих на классе, психолога,

логопеда, социального педагога и родителей этого учащегося.



В раздел образования