Автор: Бунеева Алеся Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Богучарская СОШ № 2"
Населённый пункт: г.Богучар
Наименование материала: Этапы работы над проектом в начальной школе.
Тема: Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Раздел: начальное образование
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-
4 класс
Для обучающихся в начальной школе
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать
возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного
возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных
предметов
или
близкие
к
нему.
Проблема
проекта
или
исследования,
обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в
области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего
развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно
ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1—2 сдвоенными
уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами
проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в
процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные
акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку
практически
значимых
продуктов
и
широкую
общественную
презентацию
(с
приглашением старших ребят, родителей, коллег, педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и
исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях, начиная
со 2-го класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия,
планирование действий и так далее), возможно проведение в 3-м классе во 2-м
полугодии одного проекта или исследования, в 4-м — двух проектов или
исследований.
Если
позволяют
ресурсы
учебного
времени,
проектную
и
исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при
условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу».
Таким образом, согласно определению известного педагога А. В. Горячева,
проектная деятельность в начальной школе — это «специально организованный
педагогом
и
самостоятельно
выполняемый
детьми
комплекс
действий,
завершающийся созданием творческих работ». В 3—4-х классах такая деятельность
уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать
определенные
этапы
работы
над
проектами,
разработанные
учеными
и
апробированные многими учителями-практиками.
1-й этап. Погружение в проект
Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной
деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или
опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать
практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для
третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже
понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то
получится новое, а именно...» и т. д.
2-й этап. Организационный
На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся)
участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для
каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по
каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться
презентацией,
представлением
участников
проекта.
Каждая
группа
(ученик)
выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе
группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о
возможных путях решения данных задач.
3-й этап. Осуществление деятельности
Поиск
необходимой
информации,
сбор
данных,
изучение
теоретических
положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности
учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы,
проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.
4-й этап. Обработка и оформление результатов
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным
продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или
иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект
(презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.
В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные
папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите
(презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной
группы. В состав проектной папки могут входить:
— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта
и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей,
гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось
сталкиваться проектами, и способами их преодоления;
— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые
ксерокопии; результаты исследований и анализа;
— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты
исследования, графики, фотографии;
— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики
группы или учащегося.
Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя
следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность
руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная
область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на
которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс);
предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель
проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих
задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование;
сроки проектной деятельности.
5-й этап. Защита проекта (презентация)
Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя
понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну,
практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение
гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также
найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия
в проекте каждого ученика.
6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом.
Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному
коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям
общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную
конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию
(готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы.
Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения
полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.