Напоминание

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс


Автор: Бунеева Алеся Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Богучарская СОШ № 2"
Населённый пункт: г.Богучар
Наименование материала: Этапы работы над проектом в начальной школе.
Тема: Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-

4 класс

Для обучающихся в начальной школе

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать

возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного

возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных

предметов

или

близкие

к

нему.

Проблема

проекта

или

исследования,

обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в

области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего

развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно

ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1—2 сдвоенными

уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами

проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в

процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные

акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку

практически

значимых

продуктов

и

широкую

общественную

презентацию

приглашением старших ребят, родителей, коллег, педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и

исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях, начиная

со 2-го класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия,

планирование действий и так далее), возможно проведение в 3-м классе во 2-м

полугодии одного проекта или исследования, в 4-м — двух проектов или

исследований.

Если

позволяют

ресурсы

учебного

времени,

проектную

и

исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при

условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу».

Таким образом, согласно определению известного педагога А. В. Горячева,

проектная деятельность в начальной школе — это «специально организованный

педагогом

и

самостоятельно

выполняемый

детьми

комплекс

действий,

завершающийся созданием творческих работ». В 3—4-х классах такая деятельность

уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать

определенные

этапы

работы

над

проектами,

разработанные

учеными

и

апробированные многими учителями-практиками.

1-й этап. Погружение в проект

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной

деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или

опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать

практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для

третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже

понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то

получится новое, а именно...» и т. д.

2-й этап. Организационный

На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся)

участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для

каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по

каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться

презентацией,

представлением

участников

проекта.

Каждая

группа

(ученик)

выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе

группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о

возможных путях решения данных задач.

3-й этап. Осуществление деятельности

Поиск

необходимой

информации,

сбор

данных,

изучение

теоретических

положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности

учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы,

проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.

4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным

продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или

иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект

(презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.

В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные

папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите

(презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной

группы. В состав проектной папки могут входить:

— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта

и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей,

гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось

сталкиваться проектами, и способами их преодоления;

— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые

ксерокопии; результаты исследований и анализа;

— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты

исследования, графики, фотографии;

— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики

группы или учащегося.

Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя

следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность

руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная

область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на

которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс);

предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель

проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих

задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование;

сроки проектной деятельности.

5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя

понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну,

практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение

гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также

найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия

в проекте каждого ученика.

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом.

Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному

коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям

общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную

конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию

(готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы.

Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения

полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.



В раздел образования