Автор: Мухамадиева Залия Ханафиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Карабашская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: пгт. Карабаш
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС
Общение играет решающую роль в психологическом развитии каждого
человека, особенно в психологическом развитии детей с ОВЗ. Существует
несколько средств, одно из них рассмотрим подробнее в данной работе. Одно
из самых эффективных средств развития и воспитания младших школьников
- это «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра».
Актуальность проблемы заключается в формировании культуры
речевого общения у младших школьников с задержкой психического
развития посредством театрализованной деятельности. Участвуя в
театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во
всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется
одним из наиболее результативных способов развития, познания
окружающего мира, учит общению. С театром тесно связано и
совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее
интонационный строй.Театрализованная деятельность является источником
развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным
ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают
эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,
сопереживать разыгрываемые события. Она также позволяет формировать
опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое
литературное произведение или сказка для детей младшего школьного
возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои
становятся образцами для подражания и отождествления. Именно
способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом
позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности,
дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных играх.
Одна из проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья – это
неумение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и с
взрослыми.
Речь – это полиморфная (многообразная) деятельность.
Овладение связной монологической речью является высшим достижением
речевого воспитания школьников. Оно вбирает в себя освоение звуковой
стороны
языка,
словарного
состава,
грамматического
строя
речи
и
происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической,
грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень
важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей,
для общения, для выражения своих мыслей.
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является
театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить
текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое
ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на
исправление речевых дефектов у детей мной была выбрана театрализованная
деятельность,
которая
помогает
развитию
связной
и
грамматически
правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием
увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского
творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом
самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает
художественное творчество с личными переживаниями.
Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как
нарушения средств общения. Речевая деятельность как совокупность
процессов говорения и понимания является основой коммуникативной
деятельности
и
включает
неречевые
средства:
жесты,
мимику,
пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное
использование неречевых средств общения затруднено.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность
оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную
сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной
сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что
способствует
формированию
их
внутреннего
мира,
преодолению
коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в
детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу
праздника,
приподнятое
настроение,
позволяет
ребятам
проявить
инициативу,
способствует
выработке
у
них
чувства
взаимопомощи,
коллективных умений.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития
эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности
детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное
состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить
себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы
взаимодействия.