Напоминание

Метод проектов, как современная педагогическая технология


Автор: Ольга Викторовна Касаркина
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ Каменная СОШ
Населённый пункт: поселок Доброполье, Милютинский район, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов, как современная педагогическая технология
Раздел: полное образование





Назад




« Метод проектов как современная педагогическая технология»

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный

образовательный стандарт второго поколения.

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который

определяет задачи современной школы. Главной задачей современной школы

является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и

находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все

эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть

построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать

серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков

социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?

Система образования отказывается от традиционного представления результатов

обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня

переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы

знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого

формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня

школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных,

творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных в различных

областях .Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного

образования.

Еще со школьной скамьи меня интересовали экспериментальные задания,

исследовательские работы, но наиболее полные знания в этой области я смогла

получить при обучении в вузе. При подготовке курсовой работы « Источники

электрического тока» под руководством доцента Ерохина Н.Ф. я исследовала и

создавала различные источники электрического тока, а затем выступала на научной

студенческой конференции.

Возможно эта любовь к исследовательской , а сейчас к проектной работе была

заложена еще в студенческие годы. Поэтому с первых лет своей работы я увлеклась

исследовательской работой ,а в дальнейшем проектной деятельностью.

Мною было дано много открытых уроков с постановкой проблемы и решением ее на

уроке. – Мы практиковали мини - проекты, проблемные пресс конференции,

исследования в области связи физики и искусства, архитектуры, поэзии, фольклора,

игровые исследования , исследование в природной сфере. Также мы не

останавливаемся от работы над проектами и в летнее время. Вместе с ребятами из

пришкольного лагеря (возраст) мы летом обошли окрестности поселка, все сельхоз

предприятия, побывали в ДК, в магазине, конторе, ФАПе. И создали презентацию о

по профориентации. Мы ездили на экскурсии и так же создали продукт проектной

деятельности .

За основу я выбрала классификацию проектов, затем мы обговариваем с ребятами,

какой проектный продукт должен получиться по завершении работы. И затем ребята

приступают к выполнению проектов. Они собирают информацию, консультируются,

анализируют, оформляют проектные папки и сдают проекты.

Я использую в своей работе все виды проектов на своих уроках. А это физика,

астрономия, математика, информатика , а бывала и технология.

1)Мини-проекты

. Что может быть продуктом данного проекта?

- газета, бюллетень, журнал, игра, оформление кабинета, пакет

рекомендаций, публикация, экскурсия.

Такие проекты выполняли учащиеся на моих уроках:

- так при изучении темы Электричество в 8 классе учащиеся подготовили

газету по технике безопасности при работе с электроприборами.

- При проведении проблемной пресс – конференции в 11 классе после

изучения темы « Телевидение и связь» ребята выпустили рекламный

буклет .

- При изучении темы « Треугольники» по геометрии в 7 классе учащиеся

изготовили на уроке логическую игру Танграм . Затем эту игру

использовали при изучении тем Четырехугольники, Площадь, теорема

Пифагора, Подобные треугольники.

- При изучении темы Площадь многоугольника , ребята изготовили игру

Пентамино , а ее применяли при изучении тем: площадь квадрата,

площадь прямоугольника и при подготовке к ОГЭ.

2) Краткосрочные проекты

- Этот вид проекта позволяет ребятам выполнять более сложную работу

для закрепления изученной темы, проявлять фантазию, творчество,

индивидуальность. Учащиеся не только работают группами, но и

индивидуально, а некоторые вместе с родителями . Хочется особо

подчеркнуть этот момент. Выполнение такого проекта является одним из

способов вовлечения родителей в жизнь школы, это особый вид

коммуникации школы и семьи. Родители совместно с ребенком готовят

проект, совещаются с учителем, а отсюда формируется положительная

мотивация детей к учебе. Ведь обучение должно нести не только набор

знаний, но и воспитательные моменты.

- Так при изучении по астрономии тем: Луна, Время и календарь ребята

изготовили модель рельефа Луны который вылепили из глины и песка ,

изготовили деревянный макет солнечных часов , которые настроены на

координаты нашего места жительства, а так же песочные часы, водяные

часы.

- При изучении темы « Превращение одного вида механической энергии в

другой» по физике в 7 классе ребята изготовили прибор для наблюдения

этого явления.

- При изучении темы Многогранники в курсе геометрии 11 класса,

учащиеся работали над проектами по изготовлению тетраэдра , октаэдра,

икосаэдра , додекаэдра и пирамиды. Проект был рассчитан на то, чтобы

учащиеся самостоятельно сделали расчет размеров макетов, построили

их на плотной бумаге, вырезали, склеили , а затем использовали на уроках

геометрии.

- При изучении темы «Сила трения» в курсе физики 7 класса учащиеся

собрали коллекцию шариковых подшипников и в этом ребятам помогали

родители.

3) Недельные проекты

Во время проектной недели ребята работали над презентациями ,

которые затем продемонстрировали на школьной конференции .

- Ребята выполнили проект «Золотое сечение». Продуктом этого проекта

стала замечательная презентация с которой они познакомили учащихся

школы во время сдачи проектов. В ней они рассказали все о золотом

сечении в математике, физике, биологии.

Следующим видом проектов являются годичные проекты

4) Годичные проекты

Эти проекты по астрономии выполнялись ребятами 11 класса в течение года

- Модель зимнего неба

- Модель внутреннего строения Солнца

Работы были представлены на муниципальном конкурсе « Астрономия и

астрофизика», где заняли 2 и 3 место

Не могу не затронуть и проекты , которые ребята сделали на уроках

технологии.

- Вязаная из мусорных пакетов игрушка

- Плетеная из бумажной лозы корзина со снегирем, который связан также из

мусорных пакетов

Эти работы учат ребят бережно относиться к окружающей среде

Работы так же принимали участие в муниципальном конкурсе, но не заняли

призовых мест. Но главное, что ребята с интересом работали над ними и

получили привлекательный продукт своей деятельности. Некоторые

заинтересовали своих родителей и дома занимались данным видом

рукоделия.

Одной из последних работ стала работа по астрономии

«Солнце».

В завершении еще раз хочу акцентировать внимание на важности и перспективности

данного метода в обучении и развитии подрастающего поколения.

При подготовке к выступлению я использовала

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений

Как организовать проектную деятельность учащихся

под редакцией Сергеева И.С. АРКТИ -2006

Касаркина О.В.



В раздел образования