Автор: Агнаева Регана Асланбековна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГКОУ Школа-Интернат им. М.С. Бароева
Населённый пункт: с. Гизель, РСО-Алания
Наименование материала: Доклад
Тема: Здоровый образ жизни как педагогическая проблема
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА М.С.
БАРОЕВА»
ДОКЛАД
«Здоровый образ жизни как педагогическая проблема»
Воспитатель: Агнаева Р.А.
Владикавказ
2017
Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей
приобретает все большее значение. По данным Минздрава, до 60-70% имеют
нарушение
органов
зрения,
30%
хронические
заболевания.
Состояние
здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к
концу обучения в школе не превышает 20-25%. Данные о заболеваемости
детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья
детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению. Очевидным
является
также
утверждение
о
том,
что
в
сложной
системе
факторов,
влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный
уровень
двигательной
активности,
а
так
же
стиль
жизни
современных
школьников.
Проблема
здоровья
учащихся
становится
приоритетным
направлением
развития
образовательной
системы
современной
школы,
стратегическая
цель
которой
-
воспитание
и
развитие
свободной
и
жизнелюбивой
личности,
обогащённой
научными
знаниями
о
природе
и
человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному
поведению.
Ведущими
задачами
школы
в
настоящее
время
являются:
развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же забота о
здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта
реформы общеобразовательной школы (1998), в котором на одном из первых
мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из
необходимости творческого развития личности, содействует становлению,
развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному
самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей
среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося
и
учителя,
системно
организованной
воспитательной
работы
по
формированию
стиля.
Таким
образом,
изучение
отношения
современных
школьников к основам здорового образа жизни и физической культуре как
неотъемлемой слагаемой формирования его является актуальным, так как
содержит
важную
информацию
для
работников
общеобразовательных
учебных заведений, родителей и учителей.
Здоровье - одно из важных условий полноценного участия человек в
жизни
общества.
Но
не
всегда
люди
четко
представляют,
что
означает
понятие «здоровье». Следует ли считать человек здоровым, если у него в
данный момент нет никаких хронических заболеваний или он чувствует себя
здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни,
но есть ощущения некого физического благополучия и связанное с этим
убеждение в своей способности противостоять самой опасности заболеть?
Здоровье - это не только отсутствие болезней. Медицинская формула
«практически
здоров»
подчеркивает
не
тождественность
этих
понятий.
Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть. Абсолютно здоров тот, у
кого все органы или системы функционируют в равновесии с окружающей
средой
и
в
них
отсутствуют
болезненные
отклонения.
Действительно,
хорошее
самочувствие
не
всегда
свидетельствует
о
хорошем
здоровье.
Некоторые
тяжелые
заболевания
(туберкулез,
злокаче ственные
новообразования) обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на
фоне
вполне
хорошего
самочувствия.
Здоровье
-
естественное
состояние
организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой
и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Большая медицинская
энциклопедия
дает
определение:
«Здоровье
-
такое
состояние
организма
человека,
когда
функции
всех
его
органов
и
систем
уравновешенны
с
внешней
средой
и
отсутствуют
какие-либо
болезненные
изменения.
В
понятие здоровье вкладываются не только абсолютные качественные, но и
количественные
признаки,
поскольку
существует
понятие
о
степени
здоровья. В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека».
Институтом
гигиены
детей
и
подростков
Министерство
здравоохранения
России
предложено
более
конкретное
определение
здоровья: «Здоровье
-
отсутствие болезней и повреждений, гармоничное
физическое
развитие,
нормальное
функционирование
органов
и
систем,
высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям
и
достаточная
способность
адаптироваться
к
различным
нагрузкам
и
условиям внешней среды.
Школа
является
идеальным
местом,
где
длительное
время
можно
давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни
большому
контингенту
детей.
Школа
должна
помочь
будущим
взрослым
научиться
сохранять
свое
здоровье,
здоровье
будущих
детей,
избегать
разрушительных
вредных
привычек.
Современные
условия
жизни
и
профессиональной
деятельности
предъявляют
исключительно
высокие
требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому
развитию человека. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего
здоровья, это, прежде всего, процесс социализации воспитания. Это сознание
высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на
всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о
законах
развития
своего
организма,
его
взаимодействии
с
социальными
факторами.
Через
школу
проходит
все
население,
и
на
данном
этапе
социализации личности формируются как индивидуальное здоровье, так и
здоровье всего общества.