Напоминание

«Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»


Автор: Беззубова Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 21 "Звездочка"
Населённый пункт: НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ г Нижневартовска ДС № 21 «Звездочка»

Опыт работы по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий в

воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Воспитатель: Беззубова Н.В.

Нижневартовск 2021

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного

образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья

субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и

родителей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребёнка –

это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод

требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о

гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой

гармонии является радость творчества». Здоровьесберегающие технологии

можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как

совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы,

которые

дополняют

традиционные

педагогические

технологии

задачами

здоровьясбережения.

Уважаемые коллеги!

- Представдяю Вашему вниманию здоровьесберегающие технологии, формы и

методы, которые знакомы и используются нами в работе с детьми, а также

предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.

Обоснование выбранной педагогической технологии.

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной

и социальной среды и ведет к физическим, психическим, культурным,

нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой

актуальной проблемой является укрепление здоровья детей

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться

заботится о своем здоровье с детства.

пункту 4.6 Федерального Государственного Образовательного Стандарта

Дошкольного Образования целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного

образования

предполагают,

что

ребенок

подвижен,

вынослив, владеет основными движениями и т.д., поэтому, очень важным

на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного

возраста понятий, убеждений в необходимости сохранения своего

здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу

жизни.

Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?

Здоровьесберегающие

технологии

в

образовании

это

система

мер,

включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной

среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его

обучения и развития.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:

обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его

укрепления;

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по

здоровому образу жизни;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

физкультурные занятия

самостоятельная деятельность детей

подвижные игры

утренняя гимнастика

двигательно-оздоровительные физкультминутки

физические упражнения после дневного сна в сочетании с закаливающими

процедурами

прогулки (в парк, на стадион)

физкультурные досуги, спортивные праздники.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных

видах деятельности дошкольников и подразделяются на:

технологии сохранения и стимулирования здоровья;

технологии обучения ЗОЖ;

коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Позвольте познакомить Вас с методом - кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она

существует уже двести лет и используется во всем мире. Основоположниками

являются американские педагоги-психологи, доктора наук Пол и Гейл

Деннисоны. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и

Аристотель. Научно доказана очень высокая эффективность этого метода при

работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.

Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное

воздействие. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее

полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба

полушария начинают работать без связи. Обучая левое полушарие, вы обучаете

только левое, а обучая правое – обучаете весь мозг. Польза, которую приносят

эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным,

активным, энергичным и контролирующим себя, но и улучшается его речь и

координация пальцев.

Что включают в себя комплексы кинезиологических упражнений?

- Дыхательные упражнения;

- Глазодвигательные упражнения;

- Телесные упражнения;

- Упражнения для развития мелкой моторики;

- Упражнения на релаксацию.

- Растяжки;

Используемые в работе с детьми- игровые упражнения как раз способствуют

развитию межполушарных взаимодействий.

1.

Исходное положение рук «Крест – накрест»

2.

«Пальчики проснулись»

3.

«Утренняя гимнастика»

4.

«Умываются» кулачок-ладошка

5.

«Кулачки дерутся»

6.

«Пальчики играют»

7.

«Хваталки»

8.

«Забиваем гвозди»

9.

«Поцелуйчики»

«Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,

соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний

и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в

обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение

выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

«Кулак—ребро—ладонь».

Ребенку показывают три положения руки на

плоскости

стола,

последовательно

сменяющих

друг

друга.

Ладонь

на

плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,

распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с

педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.

Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя

руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении

педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—

ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в

обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно

обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении

этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда

деятельность

обоих

полушарий

синхронизируется,

заметно

увеличится

эффективность работы всего мозга.

«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши,

поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

“Снеговик”.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое,

как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.

Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки

и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу

воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала

испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по

небу.

Релаксация. При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться.

В настоящее время мы практически не можем избежать большого количества

повседневных стрессов. При этом, далеко не все умеют восстанавливаться,

расслабляться и справляться с навалившимися стрессами самостоятельно.

Умение восстанавливаться очень важно, так как это зачастую позволяет нам

сохранять здоровье.

Мы учим детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать

своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на

расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для

работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Такие упражнения

очень нравится детям, потому что в них есть элемент игры. Они быстро и с

удовольствием учатся умению расслабляться.

- Предлагаю Вам сделать релаксирующее упражнение на снятие напряжения с

шеи и мышц плечевого пояса «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед — тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно — расслабление приятно!

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслаблена».

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех

тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в

целом.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным

сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений,

который можно проводить с детьми начиная с младшего дошкольного возраста:

“Свеча” Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами

стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом

задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте

глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Гимнастика для глаз проводится с целью снятия статического напряжения

мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Во время её проведения

используется наглядный материал и показ педагога (показ картин).

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Пальчиковые игры – это весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение.

Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся

связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут

чувствовать себя уверенно. Поиграем?

Массаж пальцев рук и ладоней:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум

ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребенок». (В. Сухомлинский).

Массаж грецкими орехами:

- Катать два ореха между ладонями;

- Прокатывать один орех между ладонями;

- Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей

руки.

Массаж с природным материалом – шишкой

- Катать шишку между ладонями

Массаж с разными крупами и бусами.

Перебирание круп или бусинок (разноцветных камешков) развивает пальцы,

успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок.

Проводится под присмотром взрослого.

Массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии.

Су -Джок терапия, направление восточной медицины самооздоровления (Су -

кисть, Джок – стопа). В Су-Джок терапии особое внимание отводится

воздействию на точки, которые располагаются на кистях рук и стопах. Это,

можно сказать, «дистанционное управление»: активизируя рефлекторные зоны,

мы, таким образом, способствуем оздоровлению всего организма ребёнка. Су-

Джок терапия основана профессором из Южной Кореи, который обратил

внимание, как кисть руки похожа на тело человека. Профессор отметил

соответствие внутренних органов и точек руки человека, показал способы

лечения.

Достоинства терапии Су-Джок.

Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.

Абсолютная

безопасность

при

применении

стимуляции

точек

соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда

не приносит вред человеку.

Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой

сустав.

Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения

тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

СКАЗКА «Ежик на прогулке

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик)

и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну

ладошку веером)

и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми

движениями по ладошке раскатывать шарик),

катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки

соединить в форме круга).

Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик

между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и

делать глубокий вдох).

Вдруг

набежали

тучки (зажать

шарик

в

одном

кулачке,

в

другом,

нахмуриться),

и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по

колючкам шарика).Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки

сделать шляпку и спрятать шарик по ним)

и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные

грибы:

подосиновики,

подберезовики,

опята,

лисички

и

даже

белый

гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так

много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик

грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика)

и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать

шарик).

СКАЗКА «ЁЖИК»

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).

Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).

Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).

Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от

ладони к мизинчику и обратно),

вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони),

опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу),

заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу),

снова вернулся на полянку (между ладонями),

посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и

побежал по ней (катаем по среднему пальчику),

вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем

указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему).

Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на

ладони),

увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика,

подняв его).

Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному

ветерку.

Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2

раза.

Убираем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на

каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.

Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец),

заметил цветочек и понюхал его (на указательный),

нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний),

приметил ягодку и сорвал её (на безымянный),

нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик).

Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал

вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем

между ладонями).

Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки

лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый

ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, от хвоста и к голове (катать вперед - назад)

Долго зайцы так скакали (прыгать по ладони шаром),

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)

Стала гладить и ласкать,

Всех зайчат зайчиха мать (Гладить шаром каждый палец)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су Джок между ладонями).

Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на

каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая,

называем пальчики: большой, указательный, средний и т.д.

Для результативности необходимо учитывать определенные условия:

занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения цжелательно проводить с использованием музыкального

сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой

у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений

в соответствии с изменениями в мелодии.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим человеком. Он улучшает

кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов,

улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению

человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой

форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на

занятиях.

Весёлые

стихи,

яркие

образы,

обыгрывающие

массажные

движения,

их

простота,

доступность,

возможность

использования

в

различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

«Путешествие по телу».

- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что

названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Как показывает практика разнообразные методы и приёмы для сохранения и

укрепления здоровья

дошкольников,

которые

оказывают

положительное

воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей

повышается

работоспособность,

улучшается

качество

образовательного

процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.



В раздел образования