Автор: Назарова Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №60"
Населённый пункт: Нижнии Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Использование блоков Дьеныша в работе с детьми.
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему «Использование блоков Дьеныша в работе с детьми».
Автор: Воспитатель. Назарова Наталья Леонидовна.
Блоки Дьеныша
– универсальная развивающая игра! Логические боки
придумал венгерский математик и психолог Золтан Пал Дьеныш (1916-2014)-
венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского
университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого
заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных
логических игр.
Что такое логические блоки и зачем они нужны? Логические блоки
Дьеныша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
-четыре формы (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)
-трех цветов (красные, синие и желтые)
-двух размеров (большие и маленькие)
- двух видов толщены (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура
характеризуется
четырьмя
признаками:
формой,
цветом,
размером,
толщиной.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а
какую-то его часть:
- блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12
штук).
- блоки разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24
штуки) и в конце полный комплект (48 штук).
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5*5), на
которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер,
толщина).
Карточки- свойства помогают детям перейти от наглядно- образного
мышления к наглядно- схематическому, а карточки с отрицанием свойств-
мостик к словесно-логическому мышлению.
Первое знакомство с карточками.
Для первого знакомства с карточками используют следующие упражнения:
1.
Выбор всех фигур, соответствующих данному знаку разложить по
коробкам со значками.
2.
«Какой фигуры не хватает».
3.
«Загадки».
4.
«Волшебный кубик».
Формы организации работы с логическими блоками.
Непрерывно образовательная деятельность, обеспечивающая наглядность,
системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры,
настольно- печатные. Подвижные, сюжетно-ролевые игры).
Логические блоки Дьеныша в НОД по ФЭМП используются:
В разделе «количество и счет»- в работе по выявлению общих свойств
отдельных предметов и групп предметов,
выделению из множества
отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других
тем или иным признаком.
По совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению
понятий поровну, не поровну, больше, меньше.
В
разделе
«величина»-
сравнение
предметов
по
размеру
(большие,
маленькие), по толщине, путем посредственного соизмерения и сравнения на
глаз.
В
разделе
«формы»-
блоки
помогут
детям
углубить
и
расширить
представления о геометрических фигурах и формах предметов.
В
разделе
«Ориентировка
в
пространстве»-
Развивая
умения
детей
ориентироваться
на
плоскости
(умение
раскладывать
определенное
количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева,
справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем) и тд.
Существуют 4 группы постепенно усложняющих игр и упражнений с
логическими блоками:
1.Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства.
2.Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам.
3.Для развития действий классификации и обобщения.
4.Для развития способности к логическим действиям и операциям.
Игры с логическими блоками Дьеныша позволяют:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать
логическое
мышление,
представление
о
множестве,
операции
над
множествами
(сравнение,
классификация,
абстрагирование).
Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать
объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
Обосновывать свои рассуждения.
Воспитывать
самостоятельность,
инициативу,
настойчивость
в
достижении цели.
Развивать
речь.
Успешно
овладевать
основами
математики
и
информации.