Напоминание

Использование блоков Дьеныша в работе с детьми.


Автор: Назарова Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №60"
Населённый пункт: Нижнии Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Использование блоков Дьеныша в работе с детьми.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему «Использование блоков Дьеныша в работе с детьми».

Автор: Воспитатель. Назарова Наталья Леонидовна.

Блоки Дьеныша

– универсальная развивающая игра! Логические боки

придумал венгерский математик и психолог Золтан Пал Дьеныш (1916-2014)-

венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского

университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого

заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных

логических игр.

Что такое логические блоки и зачем они нужны? Логические блоки

Дьеныша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

-четыре формы (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

-трех цветов (красные, синие и желтые)

-двух размеров (большие и маленькие)

- двух видов толщены (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура

характеризуется

четырьмя

признаками:

формой,

цветом,

размером,

толщиной.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а

какую-то его часть:

- блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12

штук).

- блоки разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24

штуки) и в конце полный комплект (48 штук).

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5*5), на

которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер,

толщина).

Карточки- свойства помогают детям перейти от наглядно- образного

мышления к наглядно- схематическому, а карточки с отрицанием свойств-

мостик к словесно-логическому мышлению.

Первое знакомство с карточками.

Для первого знакомства с карточками используют следующие упражнения:

1.

Выбор всех фигур, соответствующих данному знаку разложить по

коробкам со значками.

2.

«Какой фигуры не хватает».

3.

«Загадки».

4.

«Волшебный кубик».

Формы организации работы с логическими блоками.

Непрерывно образовательная деятельность, обеспечивающая наглядность,

системность и доступность, смену деятельности.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры,

настольно- печатные. Подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Логические блоки Дьеныша в НОД по ФЭМП используются:

В разделе «количество и счет»- в работе по выявлению общих свойств

отдельных предметов и групп предметов,

выделению из множества

отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других

тем или иным признаком.

По совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению

понятий поровну, не поровну, больше, меньше.

В

разделе

«величина»-

сравнение

предметов

по

размеру

(большие,

маленькие), по толщине, путем посредственного соизмерения и сравнения на

глаз.

В

разделе

«формы»-

блоки

помогут

детям

углубить

и

расширить

представления о геометрических фигурах и формах предметов.

В

разделе

«Ориентировка

в

пространстве»-

Развивая

умения

детей

ориентироваться

на

плоскости

(умение

раскладывать

определенное

количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева,

справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем) и тд.

Существуют 4 группы постепенно усложняющих игр и упражнений с

логическими блоками:

1.Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства.

2.Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам.

3.Для развития действий классификации и обобщения.

4.Для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры с логическими блоками Дьеныша позволяют:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать

логическое

мышление,

представление

о

множестве,

операции

над

множествами

(сравнение,

классификация,

абстрагирование).

Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать

объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

Обосновывать свои рассуждения.

Воспитывать

самостоятельность,

инициативу,

настойчивость

в

достижении цели.

Развивать

речь.

Успешно

овладевать

основами

математики

и

информации.



В раздел образования