Напоминание

Обучение детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в общеобразовательных учреждениях: организационно-методический аспект


Автор: Степанова Елена Александровна
Должность: учитель-дефектолог (сурдопедагог)
Учебное заведение: ГБОУ "Центр специального образования № 1"
Населённый пункт: г. Псков, Псковской области
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в общеобразовательных учреждениях: организационно-методический аспект
Раздел: среднее образование





Назад





Из опыта проектной деятельности на уроках технологии
(учитель технологии МБОУ СОШ N1 города Сасово Рязанской области) В школе я работаю учителем технологии с 1986 года. Тогда, в 1986 году, во всех школах в почете был производительный труд, создавались учебно-производственные комбинаты. Мне было несложно, ведь после школы до специальности «учитель трудового обучения и технических дисциплин» я получила специальность «технолога швейного производства», работала на фабрике художественных изделий в городе Краснодаре, прошла путь от рабочей специальности до инженерной. Предмет «Трудовое обучение» в 90-ых годах был, в основном, направлен на выполнение заказа общества на подготовку будущих работников производства. Вот именно эта направленность «трудового обучения» не всегда соответствовала интересам школьников, ведь многие из них планировали стать учителями, врачами, юристами, журналистами, инженерами. Эта проблема росла как снежный ком. Дети теряли интерес к предмету, открыто высказывали свое нежелание изготавливать «одинаковые, ненужные, неинтересные» вещи. «Как изменить ситуацию? Что я могу для этого сделать? Что изменить в формах проведения уроков?» Все эти вопросы невольно задавались самой себе. Одной из находок для решения поставленных вопросов и стал метод проектов, который я использую на своих уроках. По этой системе я работаю много лет, и каждый год убеждаюсь в эффективности этого метода. Эта методика развивающего обучения дает каждому ученику возможность проявить себя, помогает реализовать свои творческие возможности, дает возможность группового взаимодействия. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Наибольшие затруднения вызывают проекты в пятом классе. Поэтому я ввожу элементы проекта постепенно. На первом уроке подробно рассказываю что такое проект, из каких частей состоит, какие требования предъявляются к частям проекта. Затем начинаю поэтапно каждый урок вводить что-то новое: учимся определять потребности и ставить задачи, на другом уроке искать и использовать необходимую информацию, на следующем уроке определять критерии, которым должно соответствовать проектное изделие, на следующем уроке оценивать идеи и т. д.. Вот так постепенно дети хорошо усваивают все этапы выполнения проекта и способы организации проектной деятельности. Раздел «Кулинария» вызывает у девочек-пятиклассниц восторг, поэтому первые шаги в проектной деятельности у девочек я делаю в этом разделе. Мальчики-пятиклассники, впервые пришедшие в столярную мастерскую, также с большим интересом вовлекаются в проектную деятельность. Конечно, организация проектной деятельности вызывает большие трудности – это затраты времени на индивидуальную работу с детьми, ведь в
каждый проект надо вникнуть, помочь определиться с технологией обработки (ведь у ребенка еще нет этого опыта), с этапами работы, при этом не подавив инициативу ребенка. Наиболее часто я использую индивидуальную форму работы, ведь у каждого ребенка даже при типовом (например, швейном или столярном) изделии, технология обработки различна. Но именно индивидуальная форма проектной деятельности в наибольшей степени позволяет учитывать особенности каждого ученика, позволяет создать ситуацию успеха. Конечно, надо хорошо знать детей: их интересы, их возможности, их психологию. Учащимся с низкой мотивацией к учебе я предлагаю выполнение проекта с меньшим объемом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Такой вариант позволяет создать условия для успеха и удовлетворения от результата своего труда самому слабому учащемуся, помогает освоить учебную программу без психологического травмирования. Учащимся с высокой мотивацией я предлагаю выполнение проекта по сложности на уровень и даже на два выше. Проект может выходить за рамки школьной программы, может быть интегрированным. Например, в одном и том же классе, один ребенок может изготавливать самую простую салфетницу в технике выпиливания лобзиком, а другой ребенок настольную лампу в этой же технике с выполнением электромонтажных работ. Один из моих учеников настолько в свое время увлекся ажурной (прорезной) резьбой, что заинтересовался резьбой на наличниках города, так появился исследовательский проект «Наличники города Сасово». Индивидуальная форма организации проектной деятельности учащихся требует от учителя глубокой подготовки, и, конечно, профессионализма. Организуя проектную деятельность, я использую и традиционные формы: фронтальную, бригадно-звеньевую, коллективную. Фронтальная форма организации проектной деятельности учащихся заключается в том, что все ученики выполняют одинаковое задание. Например, домашним заданием было составление библиографической картотеки по теме проекта (каждым учащимся по своей теме). На уроке при фронтальной организации занятия я всему классу объясняю, как правильно оформлять библиографический список литературных источников с одним, двумя или более авторов, литературу без автора, брошюру, журнальную или газетную статью. Фронтальную форму организации проектной деятельности учащихся можно применить при объяснении им этапов проектирования и разработке каждым из них содержания предстоящих работ по этапам проектирования. Другим примером фронтальной организации занятия может служить занятие по теме: "Обоснование темы проекта", где учащиеся получают объяснение по обоснованию ее актуальности, формированию целей и задач и т.д., а затем каждый обосновывает свою тему самостоятельно с последующей ее доработкой после получения консультации учителя. Также, используя фронтальный метод, я начинаю изучение новых разделов, где необходимо получение определенных знаний: исторических справок, правил
композиционных решений, техник выполнения, правил техники безопасности, каких-либо технических решений. Например, изучение раздела «Технология обработки и создание изделий из древесины» в 6 классе невозможно без изучения свойств древесины, без знаний о правилах соединений деталей вполдерева, без изучения устройства токарного станка и знаний правил техники безопасности работы на нем. Бригадно-звеньевая форма организации проектной работы предполагает деление учащихся на звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своего задания. В бригадах чаще всего выполняют работу с разделением труда, то есть, каждый делает часть общей работы. Например, если проект "Изготовление панно в технике лоскутной пластики" выполняется бригадой, то кто-то из членов бригады выполняет зарисовки эскизов, кто-то разрабатывает конструкцию, кто-то выполняет влажно-тепловые работы, стачивает части лоскутной мозаики и т.д. В старших классах, когда понимаешь, что достойную работу за отведенное количество часов выполнить невозможно, я предлагаю учащимся именно такую форму выполнения проекта. Таким образом в мастерской появились панно в технике лоскутной пластики «Кошка с котятами», «Витражи», «Восход солнца», «Жар-птица» и т.д.. Такую же форму я использую при выполнении проектов по кулинарии. Класс делится на звенья, и каждое звено выполняет свое задание (по желанию по теме изучаемого раздела). Например, при изучении «Молочных каш» одно звено может варить пшенную кашу, другое манную, третье рисовую. Коллективная форма выполнения проектов также может быть использована. Наглядным примером выполнения такого проекта служит «Паровозик из 6 а». Это панно в технике лоскутной пластики, где паровозики выполнены из картона, а вот пассажиры этого состава все вышиты в технике вышивки крестом. Сначала выполнили панно и вагончики, работа была поделена между всеми девочками класса. Затем каждая из них вышила своего пассажира. Получилась большая забавная коллективная работа, которая украшает мастерскую. Такую форму я использовала и при проведении уроков изобразительного искусства. При выполнении работы «Бал во дворце» (5 класс), одна часть ребят создавала на большом ватмане дворцовый интерьер, другие на отдельных листах изображали мебель, элементы декора, фигуры людей в костюмах. Затем все элементы были вырезаны и наклеены на ватман. Нельзя не сказать об использовании при создании проектов информационных технологий. Информационные технологии создают новые условия, дающие возможность учащимся пользоваться гигантскими массивами информации в стране под названием «Интернет», оформлять пояснительные записки к проектам, делать презентации, готовить доклады, выполнять чертежи и другие наглядные изображения. Применение таких технологий открывает новые дидактические возможности в технологическом образовании. При выполнении учащимися проектов всегда возникает вопрос о самостоятельности выполнения работ. Ответ на этот вопрос всегда индивидуален. Это зависит от возраста учащихся, от их подготовки, от
предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта и т. д.. Реализация проектной деятельности связана с решением ряда проблем. В связи с этим, в мастерской я регулярно оформляю «Уголок проектов». В "Уголке проектов" учащиеся могут самостоятельно найти информацию, необходимую на любом этапе разработки проекта: начиная с определения проблемы и завершая анализом проделанной работы, оценкой и защитой проекта; подобрать необходимую литературу; познакомиться с отчетной документацией, с образцами проектов; воспользоваться банком проектов и даже дополнить его. При использовании проектного метода обучения учитель постоянно находится в состоянии педагогического опыта. Такое состояние создает мотивацию самообразования педагога. В проектном обучении изменяется и роль учителя. Он становится организатором познавательной деятельности учащихся. Изменяется и структура урока, она позволяет формировать творческую личность. Проектное обучение, в отличие от репродуктивных методов, создает положительную мотивацию для самообразования учащихся. Это, наверное, - самая сильная сторона проектного метода обучения.
Используемая литература
1. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/авт.- сост. О.А. Несонова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.-207с. 2. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2004.-144с. 3. Технология. 6 класс: Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ М.Б.Павлова, Дж. Питт, И.А. Сасова, М.И.Гуревич/ Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2004.-144с. 4. Технология. 7 класс: Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/И.А. Сасова, М.И.Гуревич, М.Б.Павлова, Дж. Питт/ Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2007.-176с.


В раздел образования