Напоминание

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка через игровую деятельность как фактор повышения мотивации в обучении иностранному языку» .


Автор: Седлова Елена Павловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г.Нолинска
Населённый пункт: г.Нолинск, Кировская область
Наименование материала: методический семинар
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка через игровую деятельность как фактор повышения мотивации в обучении иностранному языку» .
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого

языка через игровую деятельность как фактор повышения мотивации в

обучении иностранному языку» .

Добрый

день,

уважаемые

коллеги

представляю

вашему

вниманию

выступление на тему: «Формирование коммуникативной компетенции на

уроках немецкого языка через игровую деятельность как фактор повышения

мотивации в обучении иностранному языку» .

Российская школа, как и все современные общественные институты

страны, вышла в XXI век – век бума новых технологий. Согласно целям

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего образования

школа

должна формировать

целостную

систему

универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной

деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые

компетентности,

определяющие

современное

образование.

Основное

назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной

компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное

межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие

коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и

способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в

дальнейшем способной к самосовершенствованию.

Ведущим компонентом формирования коммуникативной компетенции

являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение

говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и

умение письма. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от

побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация

вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и

приемов,

их

упорядочение

для

достижения

цели.

Когда

школьники

приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может

пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Они с радостью

бегут на урок, делятся информацией с друзьями, родителями, применяют

изученную лексику в речи, но уже в 6 классе интерес значительно

ослабевает, а к 8 классу он пропадает у большинства учащихся. Причина

видится в следующем: учение - это познание. Нельзя обязать человека

познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации

учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам. В

настоящее время, наблюдая за обучающимися на уроках, можно заметить то,

что детям трудно общаться друг с другом на языке, они испытывают

трудность при составлении монологов, диалогов по определённой теме. А

трудность в данных видах речевой деятельности, на мой взгляд состоит в

том, что на уроках слишком большое внимание уделяется изучению правил

языка, грамматических структур, обучению чтению. Конечно, это всё

необходимо, но кроме этого дети не должны бояться общаться друг с другом

на иностранном языке, и начинать такое обучение нужно в начальной школе.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование

коммуникативной компетенции является игра, т.к. все возрастные периоды

со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают

включать ее в процесс развития ребенка.

Я считаю, что в любой вид деятельности на уроке можно внести элемент

игры. Игра вызывает непроизвольное внимание учащихся, способствует

улучшению дисциплины, все это является залогом прочности знаний. Игра

может применяться как средство обучения всем аспектам знаний языка и

всем видам умений и навыков. Она используется в качестве формы

первичного и дальнейшего закрепления, повторения и контроля языковых

знаний, развития и контроля умений и навыков. Игра становится более

эффективной, если её сочетают с различными видами наглядности и

особенно

техникой.

Играя

на

уроках

иностранного

языка,

ученики

практикуются

в

речевой

деятельности,

которая

благодаря

этому

автоматизируется в определенных и постоянно расширяющихся пределах

Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языка с

первых уроков. Ее действие состоит в том, что, являясь развлечением,

отдыхом, она способна перерасти в обучение, тем самым вовлекая даже

самого «слабого» ученика, так как «хорошая игра» содержит в себе усилие

(физическое, интеллектуальное. эмоциональное или духовное), доставляя

ребенку радость. С помощью игр можно развивать наблюдательность,

память. Игра развивает умение принимать самостоятельные решения,

поднимает самооценку, осваивает новые умения, развивает навыки и просто

можно повеселиться и отдохнуть. Игра универсальна еще и в том смысле, что

ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения и с

любыми возрастными категориями учащихся.

С помощью игры можно достичь разных образовательных целей:

- с помощью игры можно закрепить и повторить пройденный материал;

- быстрая, спонтанная игра оживляет, повышает внимание, улучшает

восприятие;

- игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно

запоминают то, что им было приятно делать;

- игра – превосходный способ вовлечь учеников активно работать на уроке.

- игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения

или другого утомительного занятия;

- игры делают процесс обучения, порой утомительный и трудный, весёлым,

что усиливает мотивацию к учению;

- игра – это идеальная возможность расслабиться;

- игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию

более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и

активности учащихся.

Советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев утверждал , что ребенок

овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом

действительности, только в игре. Изучение развития детей показывает, что в

игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все

психологические процессы.

Игра – явление сложное и многогранное. Существуют следующие

функции игры:

- обучающая;

- воспитательная;

- самовыражающая;

- развлекательная;

- коммуникативная;

- психологическая;

- релаксационная;

- компенсаторная.

Обучающая функция – развивает умения и навыки, такие, как память,

восприятие, внимание и т.д. В процессе обучения иностранного языка

приходится запоминать новую лексику, учиться воспринимать иноязычную

речь, учиться работать с Интернетом, делать это через игру интереснее, игра

облегчает учебный процесс.

Воспитательная

функция - формирует

положительное

отношение

к

иностранной культуре.

Функция

самовыражения

реализовывает

творческие

способности

ребёнка, ведь в игре это проще сделать.

Развлекательная

функция

создает

благоприятную

атмосферу.

Превращает занятие в увлекательное приключение .

Коммуникативная

функция

объединяет

и

устанавливает

эмоциональные контакты между взрослыми и детьми, формирует навыки

общения. Иноязычный язык является средством общения с представителями

другой

культуры,

на

уроке

иностранного

языка

довольно

сложно

воспроизвести ситуацию неподготовленного общения, поэтому игра является

незаменимым видом деятельности на уроке. Игра помогает преодолеть

языковой барьер, ошибку «боязнь», неловкость, которая может возникать у

детей при выражении мыслей на иностранном языке. Исправление ошибок

здесь - дело особое. Не следует исправлять сразу, останавливая участника и

прерывая игру, т.к. теряется чувство непринуждённости и доверительности.

Целесообразно исправлять допущенные ошибки во время подведения итогов,

сообщить,

за

какие

ошибки

снижена

оценка.

С

точки

зрения

коммуникативного обучения игра рассматривается как «речевая тренировка»

на уроках иностранного языка. В таком понимании становится очевидным,

что играющие имеют право на ошибку и свободу выбора действий.

Возможность корректировать, «переиграть», найти собственный вариант

решения вопроса, позволяет участникам игры чувствовать себя более

раскрепощено и уверенно.

Психологическая

функция

формирует

навыки

психофизического

состояния для эффективной деятельности, т.е. формируется перестройка

психики для интенсивного усвоения. Игра позволяет создать хороший

психический и физический настрой, для интенсивного усвоения большого

количества материала на уроках иностранного языка.

Релаксационная функция – снимает нагрузку на нервную систему

ребёнка, при интенсивном учении, труде. Учебная нагрузка не всегда

соответствует

возрастным

особенностям

ребенка,

приходится

изучать

большое количество разных предметов. Игра на уроке иностранного языка

замечательная

возможность

отдохнуть,

расслабиться,

разнообразить

обычный школьный день.

Компенсаторная функция – реализовывает личностные стремления, т.е. в

игре ребенок учится тому, как можно передать свои мысли, выразить свои

желания, используя доступные ему средства общения.

Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с

использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения

представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых,

психологов

Ангелины Викторовны Конышевой, Даниила

Борисовича

Эльконина , Алексея Николаевича Леонтьева, Ефима Израилевича Пассова и

др. Значительный вклад в изучение проблемы игры на уроках иностранного

языка внес Михаил Фёдорович Стронин , обобщивший понятие игры и

давший им подробную классификацию. Автор ряда книг классифицирует

учебные игры в соответствии с аспектами языка на:

1.подготовительные:

грамматические,

лексические,

орфографические,

фонетические;

2. творческие: аудитивные и речевые.

В классификации Л.Г. Денисовой к уже вышеназванным видам учебных

игр автор добавляет ролевую игру и драматизацию, которые также относятся

к творческим.

Цель подготовительных игр

– сформировать новые навыки, т.е.

построить фундамент речи.

Цель творческих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых

навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении

речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная

мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения

могут быть проявлены в этих играх. Творческие игры тренируют учащихся в

умении творчески использовать речевые навыки.

Подготовительные игры чаще всего используются во 2-4 классах, когда

идёт формирование коммуникативной компетенции, при изучении темы

«Фрукты, овощи» начинаю вводить элементы ролевой игры. Начиная с 5

класса я ввожу игры творческого характера. Все виды учебных игр имеют

большое

значение

в

обучении

иностранному

языку,

преследуют

определенные цели и могут использоваться на разных этапах усвоения

языковых знаний и формирования речевых умений и навыков.

Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового

материала:

Лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют

учащихся

в

употреблении

лексики

в

ситуациях,

приближенных

к

естественной обстановке, развивают речевую реакцию учащихся, знакомят

их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных

лексических навыков. Примеры лексических игр я покажу на мастер-классе.

Орфографические игры. Цель этих игр – правописании немецких слов.

Часть игр рассчитана на тренировку памяти.

Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического

материала.

Игра «Буквы рассыпались». На карточках выдаются буквы, из которых

нужно составить слово.

Игра «Вставь букву». Класс делится на 2 команды. Каждой команде

выдаются карточки со словами, в которых пропущены буквы. Задача команд

правильно и быстро вставить пропущенные буквы. Побеждает та команда,

которая сделает всё правильно и быстро. Например: g...t, schle..ht и др.

Сюда можно отнести разгадывание кроссвордов.

Фонетические игры.

С помощью этих игр можно практиковать и

развивать произносительные навыки учащихся.

Игра «Слышу – не слышу». Если учитель называет слово с долгим гласным,

дети поднимаю руку.

Игра «Кто быстрее запомнит». Учитель заранее записывает на доске

стихотворение. Затем читает его вместе с детьми вслух и после каждого

прочтения стирает по 1 слову. До тех пор, пока не останется ни одного слова.

Также можно использовать игры-загадки, игры-песни, рифмовки. считалки и

др.

Грамматические игры

помогают учащимся употреблять речевые

образцы, содержащие определенные грамматические трудности;

-

создать естественную ситуацию для употребления данного речевого

образца.

Игра «Чепуха» (тренировка родовых окончаний неопределенного артикля и

частицы kein)

Учитель показывает различные предметы или картинки и говорит, намеренно

делая ошибки. Задача учащихся – заметить и исправить ошибку: Das ist ein

Tisch. Ученики, заметившие ошибку, исправляют: Quatsch, das ist kein Tisch,

das ist eine Tafel.

Игра « Кот в мешке» (тренировка неопределенного артикля).

В мешок (или большую коробку) собираются предметы по определенной

теме – Животные, школьные принадлежности); это могут быть и картинки с

изображением того или иного предмета.

Ведущий (учитель) по очереди подходит к ученикам и те берут, не

заглядывая в коробку один предмет, определяют его на ощупь и вытаскивая,

говорят: Ich glaube, das ist ein Igel. Потом сам или одноклассники оценивают

верность догадки: Das stimmt (nicht).

Игра «Кубики».

для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены глаголы в

Infinitiv. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят

к столу, подбрасывают кубик и называют выпавший на кубике глагол, затем

называют его 2 формы Präteritum и Pz II. За каждую правильно названную

форму глагола команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая

большее

количество

очков.

Можно

усложнить

задание

составить

предложения в разных временных формах с полученными глаголами.

Аудитивные игры. Игры данного вида приносят наибольший эффект, так

как игра активизирует мыслительную деятельность, а так же развивает

слуховую память и реакцию.

В младших классах для развития навыков аудирования и говорения я

провожу игру "Was für ein Bild habe ich beschrieben?" «Что это за картина?».

Ученикам раздаются карточки, на которых наклеены 3 картинки. Две

картинки должны быть похожи и отличаются лишь некоторыми деталями, 3-

я значительно отличается от первых двух. Учитель зачитывает описание

одной из похожих картинок. Учащиеся должны внимательно прослушать

описание и назвать номер картинки, которая соответствует описанию. На

обратной стороне карточки можно дать задание подготовить рассказ-

описание картинки, используя предложения-опоры.

Игра «Paarweise» «Попарно». Играют в паре. У водящего перед глазами

картинка, его задача описать данную картинку как можно точнее, его же

напарник по описанию рисует такую же картинку. Затем сравнивают что

получилось.

Драматизация. В основном, в основе таких игр лежат сказки. Драматизация

на иностранном языке даёт возможность детям усвоить необходимые слова и

выражения, позволяет развить образную, выразительную речь отработать

интонацию.

Можно

разыграть,

например,

к

какому-нибудь

торжеству

маленький

спектакль – сценку из сказки “Красная Шапочка”.

Красная Шапочка: “Oma, warum hast du so grosse Hände?“

Волк: “Um dich zu umarmen.”

(в облике старушки)

Красная Шапочка: ”Oma, warum hast du so grosse Augen?”

Волк: “Um dich besser zu sehen.”

Красная Шапочка: ”Oma, warum hast du so grosse Ohre?“

Волк: “Um dich besser zu hören.“

Красная Шапочка: ”Oma, warum hast du so grosse Zähne?”

Волк: “Um dich zu fressen.”

Ролевые игры. Наиболее интересными и эффективными, на мой взгляд,

являются ролевые игры. Ролевую игру отличает спонтанность и свобода

речевого и неречевого поведения персонажей. В ходе самой игры каждый

участник игры организует свое поведение в зависимости от ситуации,

коммуникативного намерения и поведения партнеров.

В процессе игры

сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом

общения: подходит, то к одному, то к другому ученику, который нуждается в

помощи, вносит необходимые коррективы в работу.

В ходе игры не исправляются ошибки, а лишь незаметно для учащихся

записываются, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

Я использую ролевые игры в основном, на заключительных или

обобщающих уроках.

Примеры ролевых игр, которые применяются мною на уроках как в

начальной школе, так и в среднем звене:

«Магазин»: один учащийся играет роль продавца, а другой – покупателя.

Они разыгрывают между собой диалог: вежливая просьба – вежливый

ответ на неё. Я использую данную игру при изучении темы «Продукты»,

«Одежда", « В чужом городе», где незнакомец спрашивает о пути жителя

города и др.

Речевые игры. Данный вид игр помогают в осуществлении следующих

задач:

- научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности;

- научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые

навыки,

- обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации;

«Кто быстрее назовёт животных и расскажет о них»;

Игра «Укрась слово» «Schmücke das Wort» (5 класс, тема «Старый немецкий

город») предназначена для закрепления и усвоения прилагательных. Класс

делится на 2 команды. Каждой команде даётся существительное, к которому

нужно подобрать как можно больше подходящих определений. Выигрывает

та команда, которая подобрала большее количество прилагательных.

Игровые технологии – действенный инструмент преподавания, который

активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать

учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников

волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к

овладению иностранным языком.

Игра на уроке

может быть не только

приятным

времяпровождением,

но

и

господствующей

технологией

образования.

Таким

образом,

можно

утверждать,

что

работа

над

развитием

коммуникативных навыков учащихся является важной и необходимой.

Думаю, постоянное использование игровых элементов подобного типа на

уроках немецкого языка, позволит сэкономить множество времени и усилий

учителя и учеников, и поднять уровень обучения иностранному языку в

школе вообще. Не случайно игры в современной методике выходят на одну

из главенствующих ролей, эта тема активно разрабатывается в настоящее

время.



В раздел образования