Напоминание

"Урок -исследование по рассказу К.Г.паустовского "Заячьи лапы"


Автор: Соколова Марина Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Есиплевская средняя школа Заволжского муниципального района
Населённый пункт: с. Есиплево
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 5 классе
Тема: "Урок -исследование по рассказу К.Г.паустовского "Заячьи лапы"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 5-м классе

«Природа и человек в рассказе К.Паустовского "Заячьи лапы"

(урок –исследование)

Цели урока: 1) развитие навыков аналитического и выразительного чтения; обогащение словарного запаса

учащихся; 2) обучение составлению характеристики литературного героя и работе с планом; работа над

понятием «композиция произведения»; 3 )воспитание любви к природе и человеку.

Оборудование: учебник "Литература" 5 кл., 2 ч., Коровина В.Я. карточки с заданиями.

Ход урока

1.Сообщение темы урока.

- Мы продолжаем знакомство с творчеством

Константина Георгиевича Паустовского.Что вы знаете о К.Г.Паустовском? (Писал

он о природе, о труде людей, о человеческих чувствах. Главный герой у него – это

человек трудолюбивый, добрый, вежливый.)

Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Дома вы прочитали самостоятельно

рассказ Паустовского «Заячьи лапы». Понравился вам рассказ? Сейчас мы с вами

всё и обсудим. Прочитаем тему урока. Что значит исследовать?(искать,

находить).Что мы будем искать, ответ на какой вопрос? Сформулируем для себя

цель нашего урока. Представим себя в роли детективов, листочки ,на которых

будете работать ,назовём «Записной книжкой детектива»

2.Фронтальная беседа по всему тексту.

1.Почему рассказ назван «Заячьи лапы?»(ответы детей).Я выслушала ваши

варианты и предлагаю свои:

а)речь идёт о том, как заяц ожёг лапы;

б)случай с зайцем - экзамен на доброту и человечность;

Выберите правильный,с вашей точки зрения, ответ, запишите в записной книжке

детектива. Правильный ответ узнаем в конце урока.

2.Назовите героев рассказа. Кто главные?(Ваня Малявин, Иларион Малявин-дед,

ветеринар, бабка Анисья, Карл Петрович- детский врач)

3.Какое животное принёс Ваня к ветеринару? Чем был болен заяц?

4.От какой беды и как спас деда заяц? В чём перед ним провинился дед?

5.Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?

6.Какова дальнейшая судьба зайца: остался у деда или убежал в лес?

3.Тест «Самый внимательный чтец».

1.Когда происходит действие рассказа?

а) летом; б) осенью;

2.На какой реке происходит действие?

а) на Оби; б) на Оке;

3.Где жили Ваня Малявин с дедом?

а) на Урженском озере; б) на озере Байкал;

4.Кем был Карл Петрович по профессии?

а) аптекарь; б) детский врач;

5.На каком музыкальном инструменте играл Карл Петрович?

а) на рояле; б) на баяне;

6.На какой улице жил Карл Петрович?

а) Полевая -3; б) Почтовая -3;

7.Какой травой заросла эта улица?

а) гусиной; б) лебедой;

8.Как звали Ваниного деда?

а) Иннокентий; б) Иларион;

Ответы: а-б , а-б, а-б, а-б.

Оценка: 4 б.-«3». 5 -6 б.-«4». 7 -8 б.-«5».

4. Словарная работа.

- Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов,

которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас

непонятно.

(Записанные на доске):

Ветеринар

-

специалист по лечению животных.

Коновал – знахарь, лечащий лошадей.

Кратер – углубление в вершине вулкана, похожее на воронку.

Оголец – мальчишка, парень.

Онучи – портянки.

Пенсне – очки без душек, укреплённые на переносице с помощью пружины.

Посох – длинная трость, палка для опоры, при ходьбе.

Прошамкать

-

проговорить невнятно из-за отсутствия зубов.

Сени, сенцы

- помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенской избе.

Суховей - сухой горячий ветер.

5. Игра «Третий лишний»

1)Ураган, суховей, сенцы.

2)Коновал, ветеринар, посох.

3)Онучи, пенсне, оголец.

Проверка.

6.Работа над композицией рассказа.

Композиция рассказа -это построение рассказа. Вспомним ,в какой последовательности

происходили события рассказа. Чем необычно построение рассказа «Заячьи лапы?»

1) Проверка домашнего задания.(Выразительно прочитать рассказ и составить его

план).

(Варианты планов высвечиваются на доске)

Ваня у ветеринара.

Карл Петрович вылечил зайца.

Лесной пожар

Лесной пожар

Ваня у ветеринара

Карл Петрович вылечил зайца

-Я предлагаю вам 2 варианта планов, составленных учениками. Какой из них соответствует

рассказу? А какой из планов соответствует логике, действительности?(Какое из этих событий

в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?)

-Автор намеренно переставил события во времени. Такая композиция называется

«обратной».Это - способ заинтересовать читателей, максимально раскрыть образы героев.

2.Составить картинный план рассказа(слабый ученик)

7.Выразительное чтение эпизодов и работа над характеристикой героев.

Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)

Перед чтением ставится задание:

- передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара (стр.

80-81)

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный Наташей эпизод? (тревогу, сочувствие,

жалость).

-Какие слова использует автор, чтобы нарисовать безвыходность ситуации, в которой

оказался дед?(

Смерть настигала деда, хватала его за плечи)

-Почему дед обрадовался зайцу ,как родному?

. (Как старый лесной житель, дед знал, что звери

гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются.)

-Кто и что помогло деду спастись от пожара?(заяц и знание повадков животных)

- Почему устали дед и заяц? (они быстро бежали, спасались)

- Я смотрю, вы тоже устали, давайте отдохнём.

8. Физкультминутка.

Дыхательная гимнастика.

Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой

и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки.

(Повторить 3 раза)

А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом -

выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)

9. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.

Роль природы в повествовании.

- А что было дальше? (Ваня Малявин пришёл к ветеринару)

- Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? (нет)

Прослушаем отрывок актёрского чтения о встрече Вани с ветеринаром и бабкой

Анисьей (в учебнике стр. 76).

-Дайте характеристику этим персонажам, учитывая тон разговора ,слова,какие говорят

ветеринар и бабка Анисья.

-

Что вы чувствуете после прочитанного? (жалость, огорчение, разочарование). Почему?

- Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный,

жестокий, грубо кричит)

- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

- Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него

охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.

- Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая.

Речь её напевная, она шамкает)

- Какое решение принимает Ваня? (Идти к Карлу Петровичу)

- Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

(стр. 77)

- Каким вы представляете Ваню? (Ваня переживательный, выносливый, упорный,

заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)

- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему

плохо. (Молчал, стонал, закрыл глаза)

- Как Ваня и дед нашли доктора? (поехали в город, спрашивали у прохожих, зашли в аптеку)

Кто им помог найти доктора? (Аптекарь)

- Прочитаем по ролям диалог аптекаря с дедом (стр78). Роли: автор , дед, аптекарь .

- Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий,

раздраженный, но добрый. Говорит сердито.)

-Чем может запомнится речь аптекаря?(слово-сорняк «это мне нравится»)

- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)

- Прочитаем по ролям диалог доктора Карла Петровича с дедом (стр79).

Роли: автор , дед, доктор Карл Петрович .

-В этом отрывочке есть ещё одно действующее лицо, это-природа. Она не произносит реплик,

но участвует в действии. Понаблюдаем за поведением не только людей, но и природы.

- Как вёл себя доктор Карл Петрович ? ( Сердился, волновался ,согласился лечить.)Как вы

думаете почему?

(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает

строго.)

- Как вы думаете, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)

- Охарактеризуйте деда. Как он себя ведёт? (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь:

упрямо бормочет,спотыкается)

-А что вы можете сказать о природе? Какое явление природы участвует в этом диалоге?(В

лугах проворчал гром).В какой момент он проворчал?(Когда доктор хотел отказать

деду.)Какой вывод можно сделать?(Природа одухотворена,она,словно живая,сочувствует

одним героям и осуждает других).

-Что интересно,что перед началом этого диалога автор помещает описание надвигающейся грозы.Как вы

думаете,почему?(Решается судьба зайца).

-

Прочитаем это описание и понаблюдаем за силами природы(стр.78.)

-Какие силы природы участвуют в этом описании?(гром ,молния).

-Какой у них характер? Как они себя ведут?(гром ленивый, молнии били исподтишка).

-Сделаем вывод о природе в рассказах Паустовского.(она одухотворена)

-Ребята, нам принесли письмо. От кого оно ,и о чём в нём идёт речь?

«Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле. При сём остаюсь…»(Ларион Малявин)

-Какие мысли и чувства сумел вложить в него дед?

- Ребята, подведём итог нашему обсуждению героев.

Игра «Путаница»

Черты характера героев рассказа перепутаны. Восстановите соответствие с помощью стрелок.

Ваня

Дед Ларион

Бабка Анисья

Аптекарь

Доктор Карл Петрович

Ветеринар

жалостливая, любопытная

нервный, но добрый

переживательный , заботливый

благодарный, добрый

грубый, равнодушный

интеллигентный, строгий, но добрый

Ваня - переживательный , заботливый Дед Ларион - благодарный, добрый,

Бабка Анисья – жалостливая, любопытная Аптекарь- нервный, но добрый

Доктор Карл Петрович – интеллигентный, строгий, но добрый Ветеринар – грубый, равнодушный

- Какую роль сыграл заяц в судьбе каждого из героев?(схема: заяц, а вокруг него герои)

Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.

Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

О чём же этот рассказ? Только ли о зайце он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости,

о способности человека откликаться на чужую боль.

- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый

напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним

необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.)

9. Итог урока.

- Чему учились на уроке?- Что нового и интересного узнали? Чтение - это лучшее учение в любом возрасте!

10.Рефлексия

Оцени свою работу на уроке:

11.Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: «Какие чувства я пережил при чтении рассказа? Как

они менялись и почему?»



В раздел образования