Автор: Соколова Марина Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Есиплевская средняя школа Заволжского муниципального района
Населённый пункт: с. Есиплево
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 5 классе
Тема: "Урок -исследование по рассказу К.Г.паустовского "Заячьи лапы"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 5-м классе
«Природа и человек в рассказе К.Паустовского "Заячьи лапы"
(урок –исследование)
Цели урока: 1) развитие навыков аналитического и выразительного чтения; обогащение словарного запаса
учащихся; 2) обучение составлению характеристики литературного героя и работе с планом; работа над
понятием «композиция произведения»; 3 )воспитание любви к природе и человеку.
Оборудование: учебник "Литература" 5 кл., 2 ч., Коровина В.Я. карточки с заданиями.
Ход урока
1.Сообщение темы урока.
- Мы продолжаем знакомство с творчеством
Константина Георгиевича Паустовского.Что вы знаете о К.Г.Паустовском? (Писал
он о природе, о труде людей, о человеческих чувствах. Главный герой у него – это
человек трудолюбивый, добрый, вежливый.)
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Дома вы прочитали самостоятельно
рассказ Паустовского «Заячьи лапы». Понравился вам рассказ? Сейчас мы с вами
всё и обсудим. Прочитаем тему урока. Что значит исследовать?(искать,
находить).Что мы будем искать, ответ на какой вопрос? Сформулируем для себя
цель нашего урока. Представим себя в роли детективов, листочки ,на которых
будете работать ,назовём «Записной книжкой детектива»
2.Фронтальная беседа по всему тексту.
1.Почему рассказ назван «Заячьи лапы?»(ответы детей).Я выслушала ваши
варианты и предлагаю свои:
а)речь идёт о том, как заяц ожёг лапы;
б)случай с зайцем - экзамен на доброту и человечность;
Выберите правильный,с вашей точки зрения, ответ, запишите в записной книжке
детектива. Правильный ответ узнаем в конце урока.
2.Назовите героев рассказа. Кто главные?(Ваня Малявин, Иларион Малявин-дед,
ветеринар, бабка Анисья, Карл Петрович- детский врач)
3.Какое животное принёс Ваня к ветеринару? Чем был болен заяц?
4.От какой беды и как спас деда заяц? В чём перед ним провинился дед?
5.Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?
6.Какова дальнейшая судьба зайца: остался у деда или убежал в лес?
3.Тест «Самый внимательный чтец».
1.Когда происходит действие рассказа?
а) летом; б) осенью;
2.На какой реке происходит действие?
а) на Оби; б) на Оке;
3.Где жили Ваня Малявин с дедом?
а) на Урженском озере; б) на озере Байкал;
4.Кем был Карл Петрович по профессии?
а) аптекарь; б) детский врач;
5.На каком музыкальном инструменте играл Карл Петрович?
а) на рояле; б) на баяне;
6.На какой улице жил Карл Петрович?
а) Полевая -3; б) Почтовая -3;
7.Какой травой заросла эта улица?
а) гусиной; б) лебедой;
8.Как звали Ваниного деда?
а) Иннокентий; б) Иларион;
Ответы: а-б , а-б, а-б, а-б.
Оценка: 4 б.-«3». 5 -6 б.-«4». 7 -8 б.-«5».
4. Словарная работа.
- Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов,
которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас
непонятно.
(Записанные на доске):
Ветеринар
-
специалист по лечению животных.
Коновал – знахарь, лечащий лошадей.
Кратер – углубление в вершине вулкана, похожее на воронку.
Оголец – мальчишка, парень.
Онучи – портянки.
Пенсне – очки без душек, укреплённые на переносице с помощью пружины.
Посох – длинная трость, палка для опоры, при ходьбе.
Прошамкать
-
проговорить невнятно из-за отсутствия зубов.
Сени, сенцы
- помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенской избе.
Суховей - сухой горячий ветер.
5. Игра «Третий лишний»
1)Ураган, суховей, сенцы.
2)Коновал, ветеринар, посох.
3)Онучи, пенсне, оголец.
Проверка.
6.Работа над композицией рассказа.
Композиция рассказа -это построение рассказа. Вспомним ,в какой последовательности
происходили события рассказа. Чем необычно построение рассказа «Заячьи лапы?»
1) Проверка домашнего задания.(Выразительно прочитать рассказ и составить его
план).
(Варианты планов высвечиваются на доске)
Ваня у ветеринара.
Карл Петрович вылечил зайца.
Лесной пожар
Лесной пожар
Ваня у ветеринара
Карл Петрович вылечил зайца
-Я предлагаю вам 2 варианта планов, составленных учениками. Какой из них соответствует
рассказу? А какой из планов соответствует логике, действительности?(Какое из этих событий
в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?)
-Автор намеренно переставил события во времени. Такая композиция называется
«обратной».Это - способ заинтересовать читателей, максимально раскрыть образы героев.
2.Составить картинный план рассказа(слабый ученик)
7.Выразительное чтение эпизодов и работа над характеристикой героев.
Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)
Перед чтением ставится задание:
- передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара (стр.
80-81)
- Какие чувства вызывает у вас прочитанный Наташей эпизод? (тревогу, сочувствие,
жалость).
-Какие слова использует автор, чтобы нарисовать безвыходность ситуации, в которой
оказался дед?(
Смерть настигала деда, хватала его за плечи)
-Почему дед обрадовался зайцу ,как родному?
. (Как старый лесной житель, дед знал, что звери
гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются.)
-Кто и что помогло деду спастись от пожара?(заяц и знание повадков животных)
- Почему устали дед и заяц? (они быстро бежали, спасались)
- Я смотрю, вы тоже устали, давайте отдохнём.
8. Физкультминутка.
Дыхательная гимнастика.
Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой
и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки.
(Повторить 3 раза)
А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом -
выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)
9. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.
Роль природы в повествовании.
- А что было дальше? (Ваня Малявин пришёл к ветеринару)
- Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? (нет)
Прослушаем отрывок актёрского чтения о встрече Вани с ветеринаром и бабкой
Анисьей (в учебнике стр. 76).
-Дайте характеристику этим персонажам, учитывая тон разговора ,слова,какие говорят
ветеринар и бабка Анисья.
-
Что вы чувствуете после прочитанного? (жалость, огорчение, разочарование). Почему?
- Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный,
жестокий, грубо кричит)
- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)
- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.
- Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него
охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.
- Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая.
Речь её напевная, она шамкает)
- Какое решение принимает Ваня? (Идти к Карлу Петровичу)
- Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.
(стр. 77)
- Каким вы представляете Ваню? (Ваня переживательный, выносливый, упорный,
заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)
- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)
- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему
плохо. (Молчал, стонал, закрыл глаза)
- Как Ваня и дед нашли доктора? (поехали в город, спрашивали у прохожих, зашли в аптеку)
Кто им помог найти доктора? (Аптекарь)
- Прочитаем по ролям диалог аптекаря с дедом (стр78). Роли: автор , дед, аптекарь .
- Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий,
раздраженный, но добрый. Говорит сердито.)
-Чем может запомнится речь аптекаря?(слово-сорняк «это мне нравится»)
- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)
- Прочитаем по ролям диалог доктора Карла Петровича с дедом (стр79).
Роли: автор , дед, доктор Карл Петрович .
-В этом отрывочке есть ещё одно действующее лицо, это-природа. Она не произносит реплик,
но участвует в действии. Понаблюдаем за поведением не только людей, но и природы.
- Как вёл себя доктор Карл Петрович ? ( Сердился, волновался ,согласился лечить.)Как вы
думаете почему?
(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает
строго.)
- Как вы думаете, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)
- Охарактеризуйте деда. Как он себя ведёт? (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь:
упрямо бормочет,спотыкается)
-А что вы можете сказать о природе? Какое явление природы участвует в этом диалоге?(В
лугах проворчал гром).В какой момент он проворчал?(Когда доктор хотел отказать
деду.)Какой вывод можно сделать?(Природа одухотворена,она,словно живая,сочувствует
одним героям и осуждает других).
-Что интересно,что перед началом этого диалога автор помещает описание надвигающейся грозы.Как вы
думаете,почему?(Решается судьба зайца).
-
Прочитаем это описание и понаблюдаем за силами природы(стр.78.)
-Какие силы природы участвуют в этом описании?(гром ,молния).
-Какой у них характер? Как они себя ведут?(гром ленивый, молнии били исподтишка).
-Сделаем вывод о природе в рассказах Паустовского.(она одухотворена)
-Ребята, нам принесли письмо. От кого оно ,и о чём в нём идёт речь?
«Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле. При сём остаюсь…»(Ларион Малявин)
-Какие мысли и чувства сумел вложить в него дед?
- Ребята, подведём итог нашему обсуждению героев.
Игра «Путаница»
Черты характера героев рассказа перепутаны. Восстановите соответствие с помощью стрелок.
Ваня
Дед Ларион
Бабка Анисья
Аптекарь
Доктор Карл Петрович
Ветеринар
жалостливая, любопытная
нервный, но добрый
переживательный , заботливый
благодарный, добрый
грубый, равнодушный
интеллигентный, строгий, но добрый
Ваня - переживательный , заботливый Дед Ларион - благодарный, добрый,
Бабка Анисья – жалостливая, любопытная Аптекарь- нервный, но добрый
Доктор Карл Петрович – интеллигентный, строгий, но добрый Ветеринар – грубый, равнодушный
- Какую роль сыграл заяц в судьбе каждого из героев?(схема: заяц, а вокруг него герои)
Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.
Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!
Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!
О чём же этот рассказ? Только ли о зайце он?
Обобщить ответы детей.
О людской доброте и отзывчивости,
о способности человека откликаться на чужую боль.
- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый
напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)
- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним
необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.)
9. Итог урока.
- Чему учились на уроке?- Что нового и интересного узнали? Чтение - это лучшее учение в любом возрасте!
10.Рефлексия
Оцени свою работу на уроке:
11.Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: «Какие чувства я пережил при чтении рассказа? Как
они менялись и почему?»