Напоминание

"Теоретические основы обеспечения качества обучения русскому языку в начальной школе"


Автор: Ханджян Эдуарда Эдуардовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ школа №34
Населённый пункт: пгт. Джубга, Туапсинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические основы обеспечения качества обучения русскому языку в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Научная статья на тему: «Теоретические основы обеспечения качества

обучения русскому языку в начальной школе».

Аннотация:

в статье рассмотрены понятия «качество обучения»,

«речевая компетенция», определены причины непрочности знаний по

русскому языку у младших школьников,

рассмотрена преемственность

между начальным звеном и средним как способ закрепления знаний по

русскому языку.

Ключевые слова: качество обучения, речевая компетенция, мониторинг,

русский язык, устная речь, письменная речь.

В

настоящее

время

вопросы,

касающиеся

качества

обучения,

становятся все более актуальными. Это закономерно, поскольку знания

младших школьников становятся неустойчивыми, детям очень тяжело

применить свои знания на практике. Данная проблема вызывает конфликты

между учителями начального и среднего звена. Чтобы понять, в чем же

заключается причина низкого уровня речевой компетенции школьника,

нужно детально разобраться в изучаемом вопросе.

Понятие

«качество

обучения»

различными

исследователями

интерпретируется по-разному. Так, Я. А. Третьяков и Т. Н. Шамова

отмечают, что качество обучения – это характеристика образовательного

процесса и его результатов, которая выражает меру или степень соответствия

общественным представлениям о том, каким должен быть этот процесс и

каким целям он должен служить [4].

Отталкиваясь

от

этого

общего

понятия,

мы

можем

теперь

охарактеризовать качество обучения русскому языку.

Под

качеством

обучения

русскому

языку

подразумевается

совокупность свойств обучения, соответствующая требованиям речевой

компетенции. Эти свойства, в свою очередь, способствуют развитию у

школьников грамотной письменной и устной речи, навыков и умений,

позволяющих практически

применять

знания,

полученные на

уроках

русского языка.

Одним из элементов качества обучения русскому языку является

речевая компетенция. По мнению О. А. Дорожкиной и В. Н. Дроновой,

речевая компетенция

заключается

в умении ребенка практически

использовать родной язык в конкретных ситуациях общения, при этом

используя речевые, неречевые и интонационные средства выразительности

речи в их совокупности [2].

Есть ещё одно определение речевой компетенции. По мнению Н. Н.

Романовой, речевая компетенция обусловливается языковой компетенцией,

широкой речевой практикой общения, большим объемом чтения литературы

разных жанров и обусловливает коммуникативную компетенцию [3].

У речевой компетенции есть одна очень важная черта (это мы видим на

примере двух определений). Она связана со свободным практическим

владением родным языком. Мало только знать правила, необходимо уметь

применять их на практике. Только тогда мы можем говорить о высоком

уровне речевой компетенции.

Однако не всегда школьники могут использовать теоретические знания

на практике. Многие школьники хорошо знают правила, но употребляют их

только при выполнении каких-то шаблонных упражнений, что говорит о

низкой речевой компетенции. Учитель должен прививать самостоятельность

школьникам, вкладывать не только готовые мысли, но учить детей самим

размышлять.

В начальной школе базовым является освоение грамотного письма. Без

этого умения невозможно дальнейшее обучение в школе, а также получение

профессии.

В

основе

грамотного

письма

лежит

чтение.

Разумеется,

начитанность ребенка напрямую влияет на его обучение.

Однако

многие

школьники,

оканчивающие

начальную

школу,

допускают множество ошибок в написании многих употребительных слов.

Это происходит по многим причинам: недостаток методических разработок,

неупорядоченность и некачественность дидактических материалов, мало

научных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

По мнению Г.А. Шигановой, мониторинг позволит избежать или

нивелировать множество проблем, связанных с усвоением материала

учащимися. Мониторинг – это способ диагностики, благодаря которому

можно осуществить необходимые корректировки. Этот способ позволяет

стимулировать творчество тех, на кого он направлен [5].

Но не только мониторинг способствует преодолению проблемы с

некачественным усвоением знаний. Преемственность также может помочь в

решении многих учебных проблем.

Современные программы по русскому языку определяют широкий круг

знаний, умений и навыков. И не всегда требования программы выполняются

в должной мере. Причин у этого явления очень много, и одна из них –

отсутствие

преемственности

между

начальным

звеном

и

средним.

Проявляется это по-разному, а именно:

– нет определённой последовательности и научности лингвистических

сведений;

– знания, умения и навыки, полученные в начальной школе не

закрепляются и не углубляются;

отсутствует

отработка

понятий,

которая

не

позволяет

уже

приобретенным

навыкам,

умениями

и

знаниям

коренным

образом

измениться.

– нет активации познавательных способностей обучающихся путем

использования наиболее эффективных методов и приемов обучения [1].

Поэтому, решая проблемы, связанные с качеством обучения русскому

языку, нужно не забывать о преемственности. При этом, работая в начальном

и среднем звене, нужно ориентироваться на требования, которые будут

предъявлены детям в последующие годы обучения.

Существуют методические приемы, которые помогают учащимся

проявить свои творческие способности, развить интеллектуальные умения,

например, анализ языковых явлений, абстрагирование, обобщение и др.

Подводя итог, нужно отметить, что качество обучения русскому языку

на сегодняшний день зависит не только от компетентности учителей

начального и среднего звена, но и от образовательных целей, которые ставит

государство. Задача учителя – направить школьника в нужное русло,

способствовать углублению и закреплению уже имеющихся знаний, но при

этом дать ему возможность самостоятельно анализировать, искать ответы,

думать. Русский язык – сложный учебный предмет, но благодаря ему

ученики

учатся

мыслить

абстрактно,

у

них

формируются

навыки

самостоятельной учебной деятельности, развивается память, воображение;

помимо

этого

язык

упорядочивает

мысли,

а

также

способствует

интеллектуальному развитию школьников.

Список литературы

1.

Антонова Е.А. О преемственности и перспективности в обучении

русскому языку между начальной и средней школой // Обучение и

воспитание: методики и практика. 2014. №13.

2.

Дорожкина О.А., Дронова В.Н. Социально-педагогические аспекты

формирования диалогической компетентности младших школьников //

Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 1. -С. 259-264.

3.

Романова Н. Н. Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения:

этика, прагматика, психология. - М., 2010.

4.

Третьяков Я. А, Шамова Т. Н. Управление качеством образования –

основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы //

Завуч. – 2002. – №7. – С. 67-72.

5.

Шиганова Галина Александровна Мониторинг качества учебных

достижений по русскому языку в начальной школе // Вестник ЮУрГГПУ.

2013. №4.



В раздел образования