Напоминание

"Здоровьесбережение в хореографии. Психологическое здоровье детей и подростков в танцевальном коллективе."


Автор: Васильева Маргарита Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А.И. Ефремова
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: Методические рекомендации по теме
Тема: "Здоровьесбережение в хореографии. Психологическое здоровье детей и подростков в танцевальном коллективе."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мэрия города Новосибирска. Департамент образования мэрии города

Новосибирска.

МУНИЦИIIАЛЬНОЕ БЮДКЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВДНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. А. И. ЕФРЕМОВА»

Автор: Васильева М.В.

педагог дополнительного образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по теме:

«Здоровьесбережение в хореографии. Психологическое здоровье детей и

подростков в танцевальном коллективе»

Новосибирск

2022 г.

ВВЕДЕНИЕ

Хэвлок Эллис, английский писатель:

«Изучив танец человека, можно изучить его душу.

Танец - самое возвышенное и прекрасное из всех

искусств. В нём отражается сама жизнь»

Задайте вопрос любому танцору «Что привлекательно в занятиях

танцами?». Ответы будут примерно такими: «занимаясь хореографией

становится ровная осанка и появляется красивая походка», «развивается

координация», «можно научится садиться на шпагат, быть пластичным». Но

самыми распространёнными будет то, что любой человек, будь то взрослый

или ребёнок,

ответит вам, что человек занимаясь в танцевальном зале

ощущает себя свободным, раскрепощенным и уверенным в себе. Так как

хореография помогает раскрыть себя, показать миру своё «я», которое

возможно в повседневной жизни может быть спрятано глубоко внутри.

Танцы дают шанс выделиться из толпы. Танцы - это новые знакомства,

которые в будущем могут перерасти в большую дружбу. Как раз именно это

важно для детей. Поэтому занятия хореографией в коллективе очень полезны

для ребят.

Формирование здоровья детей -

одна

из

основных

проблем

в

современном

обществе.

Медики,

родители

и

педагоги

сегодня

констатируют

отставание,

задер-

жки, нарушения, отклонения, не-

соответствия нормам в развитии

детей, неполноценность их здо-

ровья.

Это

касается

в

первую

очередь

нервной

системы,

её

опорно-двигательного

аппарата.

Хореография способствует разви-

тию у детей музыкального восприя-

тия, эмоциональности и образнос-

ти, совершенствованию мелодичес-

кого слуха, музыкальной памяти,

чувства ритма, умению творчески

воплощать музыкально-двигатель-

ный образ.

С точки зрения психологии, в движении и импровизации происходит

высвобождение чувств, усиливаемое музыкальным сопровождением. Танец

представляет собой живой язык тела, является средством коммуникации.

Танец соединяет физическое, психическое и эстетическое в человеке, исходя

из его индивидуальности.

Влияние танцев на психику ребёнка.

Между устойчивыми структурами психики, блоками, зажимами и с

соматическими мышечными зажимами существует большая связь. Ребёнок

закрепощенный психически, как правило, закрепощен также физически, и

наоборот. Таким образом, воздействуя на мышечные зажимы, возможно,

воздействовать на соответствующие структуры в психике.

Глубина этих воздействий зависит

от

множества

факторов.

Руководители

и

педагоги

хореографических

коллективов

должны

знать

и

понимать

состояния психики при физических

нагрузках

у

детей

различных

возрастов.

«Малыши» 3-4 года.

Ребёнок в этом возрасте завершает период

«кризиса трёх лет». Дети начинают осознавать себя, как отдельную личность.

Данный период - период повторений. Педагогу нужно терпеливо показывать

и повторять движения снова и снова. Так сработает накопительный эффект.

Ругать ребёнка в этом возрасте

нельзя, это может повлечь за собой

неуверенность и зажатость у ма-

ленького

танцора.

Малыши

не

умеют контролировать свои эмо-

ции, вследствие им свойственна

быстрые возбудимость и утомляе-

мость.

«Дошколята» 5-6 лет. дети

этого возраста становятся более

самостоятельными, педагогу можно

снижать

контроль

и

опеку,

позволять решать задачи самим. Но

рёбенку очень важно, чтобы его

успех

обязательно

кто-нибудь

заметил, увидел, поэтому он может

привлекать к себе много внимания.

К примеру, дети говорят: «Посмотрите, а я правильно делаю?», «А я вот

что умею!», «Я тоже так могу».

«Младшие школьники» 7-9 лет. В этом возрасте ребёнок переходит

к новому образу жизни, идёт в школу. Для них становится важным, чтобы их

старания отметили. Поэтому если в хореографической школе или коллективе

есть система оценивания с использованием дневников, это будет хорошим

стимулом для обучающихся. Ведь ребёнок будет стремиться получать

хорошие оценки, чтобы после занятия похвастаться родителям своими

успехами.

«Средние школьники» 10-12

лет. В данный период закладыва-

ется основа сознательного поведе-

ния

ребёнка,

прорисовывается

направление его нравственных и

социальных установок. Формиру-

ется независимость личности.

В голове начинает формироваться план на

будущее: кем он хочет стать, чем он хочет заниматься. С детьми этого

возраста нужно больше общаться, чтобы он знал, что его могут понять, что

взрослому можно довериться. Педагогу следует стать личным примером для

воспитанника.

«Старшие школьники» 13-16 лет. Подростки

находятся на пороге

вступления во взрослую и самостоятельную жизнь. Следовательно из-за

постоянных поисков ответов на вопросы о жизни, ребёнок склонен к

депрессиям и расстройствам.

Подростку характерно не освоение новых

задач, а стремление к наивысшим результатам. Так некоторые из учеников

могут вдруг, вернувшись после летних каникул, трудиться на тренировках

очень качественно,

выкладываться на 100% и показывать отличные

результаты. А другие наоборот - начать лениться проявлять отсутствие

интереса к занятиям, безразличие к замечаниям. Педагогу нужно быть

предельно внимательным в работе с группой такого возраста и во время

выявить психологическое настроение учеников.

Поэтому педагогам и руководителям танцевальных коллективов

нужно правильно выстраивать занятия, грамотно распределять нагрузку в

течение урока, учитывая особенности каждой группы.

Методические приёмы психологической поддержи.

Психологическая поддержка - важная составляющая тренировочного

процесса. Такая поддержка может быть групповой, индивидуальной,

самостоятельной.

Также педагогу и руководителю нужно поддерживать здоровый

микроклимат в коллективе.

Тренер должен показывать ребёнку, что он заинтересован в

решении проблемы танцора. Нельзя быть безразличным и

безучастным, следует выстраивать доверительные отношения

между ребёнком и взрослым.

Самому педагогу следует быть спокойным, уравновешенным,

контролировать свои эмоции.

Саморегуляция

-

это

ещё

один

метод

психологической

поддержки. Педагог учит ребёнка обращать внимание внутрь

себя, понимать проблемы и учиться их решать самостоятельно.

Вот несколько упражнений, которые помогают

гармонизировать состояние учеников на тренировках:

Упражнение «Стихии».

Предлагаем

группе

разделиться на «Стихии» - огонь,

вода,

земля,

воздух.Для

каждой

подгруппы

нужна

характерная

музыка. К примеру, огонь - очень

яркая, ритмичная музыка;

вода

-

более

спокойная,

мелодичная;

земля

-

тихая,

низкий

тембр

звучания;

воздух

-

звонкая,

медленного темпа.

Дети

должны

средством

импровизации

передать характер

своих внутренних ощущений, как

они представляют себе выбранную

стихию.

Так

можно

увидеть

в

каком настроении ребёнок, к чему

его внутренние ощущения близки.

Будет это расслабленный плавный

танец без резких движений или же

наоборот,

преобладают

резкие

смены

поз.

Позже

можно

предложить

детям

поменяться

«Стихиями» и посмотреть как они

будут вести себя в ней.

Упражнение «Зеркало».

Ребёнку нужно встать перед

зеркалом. Попросить представить,

что

его

в

данный

момент

раздражает или беспокоит. Затем

обратить внимание ребёнка на его

собственное отражение. Спросить

как он себя чувствует, что

Упражнение «Relax ».

Детям нужно разбиться на

пары. Один из пары ложится на

спину на пол, закрывает глаза.

Второму ребёнку нужно сделать

небольшой

«массаж»

своему

соседу.

Начинать

нужно

с

конечностей:

кистей

или

стоп.

Потом можно перейти на шею,

голову, помассировать лоб, виски,

точечно пройтись по коже головы.

Лёгкими

массирующими

движениями

проминать

мышцы.

Можно

попросить

соседа

перевернуться

на

живот,

и

проделать тоже самое со спины.

ощущает. Чаще всего у ребёнка

будут

сжаты

руки

в

кулаки,

нахмурены брови, очень зажатое

тело, узкая стойка.

Следующим шагом говорим

ребёнку

попробовать

почувствовать

себя

уверенней,

посмотреть

на

себя

в

зеркало.

Уровень

негативных

эмоций

заметно

понизится

или

они

отступят.

Можно предложить ученику

проделывать

это

упражнение

самостоятельно

дома,

когда

он

будет

чувствовать

себя

раздраженным

или

в

плохом

настроении. Так ребёнок научится

контролировать

свои

эмоции,

понимать

свои

ощущения,

справляться со стрессом.

Дети после окончания «массажа»,

меняются

ролями.

Поэтому

обязательно объяснить всем, что

нужно проделать всё так, как сам

ребёнок захотел бы прочувствовать

«процедуру» на себе.

Упражнение «Счастье FM ».

На занятии с детьми спрашиваем у них. какая песня или мелодия

ассоциируется

у

них

со

счастьем,

радостью

или

весельем.

Позже

заготавливаем эти треки для предстоящего занятия. В самом начале

тренировки включаем одну из этих «счастливых» песен и предлагаем детям

устроить небольшой флеш-моб.

Педагог или ребёнок показывает

танцевальные

движения

(приду-

мываем на ходу, импровизируем).

Чем забавнее и смешнее движения,

тем лучше. Такие танцевальные

разрядки

можно

устраивать,

к

примеру, раз в неделю или перед

предстоящей

сложной

трениров-

кой.

Упражнение «Алфавитные гонки ».

Если ребёнок тревожится перед мероприятием, выступлением или ему

становится тяжело на тренировке во время растяжки. Предложите ему

сыграть в «Алфавитные гонки». Правила очень просты, вы должны по

очереди называть буквы в алфавитном порядке. Но здесь важна скорость,

нужно успеть произнести следующую букву до того, как её произнесет ваш

оппонент.

Упражнение «Кивни/крути ».

Попробуйте одновременно «кивнуть» кистью руки (нужно сгибать

руку в запястье вниз/наверх) и вместе с эти покрутить стопой так, как будто

носочком рисуете в воздухе круг. Какой вы это делаете кистью и стопой,

левой или правой, разницы нет. Главное, попробуйте. Обычно в первый раз

это совсем непросто.

Упражнение «Скульптура».

Ученики разбиваются на пары. Один - скульптор, другой - скульптура.

По заданию педагога или ребёнка-ведущего, скульптор лепит из «глины»

скульптуру. Например, человека «который ничего не боится», «который всем

доволен», «который грустит». Темы для скульптора может предлагать

педагог, а могут и сами дети. Потом можно поменяться ролями. После

окончания задания, следует обсудить с детьми, что они чувствовали в роли

скульптора, скульптуры, какую фигуру было приятно изображать, а какую -

нет.

Эмоциональное состояние и мышечный тонус ребёнка, подростка, да

и любого человека

тесно взаимосвязаны, следовательно,

подобные

упражнения помогают:

расслабить мышечную систему;

нормализовать эмоциональное состояние.

Кроме того, дополнительными эффектами релаксации являются

устранение

«мышечных

зажимов»,

эмоциональная

«разрядка»

и

повышение работоспособности.



В раздел образования