Напоминание

Природное ссобщество "Луг"


Автор: Правдина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: г.Пятигорск
Наименование материала: Внеклассное занятие
Тема: Природное ссобщество "Луг"
Раздел: начальное образование





Назад




Правдина Наталья

Геннадьевна

Учитель начальных

классов МБОУ СОШ

№14 (высшая

категория)

Тема: Обобщение знаний по теме: «Природные сообщества «Луг».

Проект (конспект) внеклассного занятия в 3 классе по теме:

«Природные сообщества «Луг». (обобщение пройденного материала)

Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала об

особенностях данной группы животных, используя метод проектов, приёмы

поисковоисследовательской технологии.

Задачи:

создать

условия

для

расширения

представлений

детей

о

разнообразии животных;обобщить, закрепить и проверить знания учащихся

по теме;

содействовать

формированию

учебно-познавательной,

коммуникативной, информационной компетенций обучающихся: развитие

умения целеполагания, монологической речи учащихся, владения навыками

работы в группе;

способствовать

развитию

фантазии,

воображения,

чувства

прекрасного; развивать мышление, память, внимание;

воспитывать

интерес

ребенка

к

наблюдению

за

красотой

природы, воспитывать любовь к природе.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

содействовать формированию интереса к изучаемому материалу

на уроке;

формировать способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной

деятельности;

содействовать воспитанию моральных норм взаимодействия с

природой;

Регулятивные:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные:

выделять существенную информацию из учебных текстов;

устанавливать

причинно-следственные

связи

изменений

в

природе;

обобщать результаты наблюдений, делать выводы

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий,

устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

распределять обязанности при работе в группе

Оборудование: слайды растений и животных разных природных

сообществ;

пейзажи

с

изображением

луга,

карточки

-

задания;

видеоматериалы, мультимедийная презентация

План занятия

1.

Организационный момент.

1.

Сообщение темы урока.

2. Знакомство с разнообразием обитателей луга.

а) групповая работа б)сообщение учащихся

3.

Физкультминутка.

4. Знакомство с разнообразием обитателей луга.

а) сообщение учащихся

5. Охрана лугов.

а) групповая работа

11.

Рефлексия.

11.

Итог.

12.

Дом.задание

13.

Этап рефлексии деятельности

Ход урока

1. Организационный момент.

Я приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие по нашей

русской земле в мир природы.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Я прочитаю отрывок из произведения И.С.Тургенева, а ваша задача

узнать о каком природном сообществе идет речь:

- В сухом и чистом воздухе пахнет различными травами. Меня

охватила густая, высокая трава. Она белела ровной скатертью. Дело было к

вечеру. Все кругом чернело и утихало, одни перепела кричали. Какой-то

зверек жалобно пискнул между камней. Наконец я узнал место, куда забрел..

Это место славится в наших местах под названием ... (Бежин луг)

А вы узнали по описанию, куда забрел автор произведения, что это за

место? (луг)

-

Я прочитала вам отрывок из произведения И.С. Тургенева

«Бежин луг».

В

школьной

библиотеке

вы

можете

познакомиться

с

этим

произведением.

-Что такое луг? (Природное сообщество)

Что такое природное сообщество? (на участке совместно обитают

растения, животные, бактерии, микробы, они тесно связаны друг с другом -

такие участки и называют природным сообществом)

-

Какие природные сообщества существуют?

-

Почему луг называют природным сообществом?

-

Можно ли проследить ярусность среди растений луга?

-

Что объединяет все растения луга?

3. Групповая работа.

Распределение по группам. (растения, насекомые, животные, птицы)

-

Я вижу, что вы готовы поработать в группах и выполнить

творческие задания.

-

Напоминаю вам, что работа в группах - это не соревнование, а

прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный

вклад в общее дело. Каждая группа получит задание, затем мы проверим и

выясним, чья группа была ближе всего к правильному ответу.

Задание №1 (4 группы)

1.

По картинкам назовите растения. Какие растения произрастают в

наших местах?

1.

Найти насекомых луга.

2.

Найти животных луга.

Краеведение.

3.

Найти птиц лугов.

План ответа.

1.

Представителями являются........

2.

Они живут (растут)...............

3.

Строение животного (насекомого, птиц ).........

4.

Питаются они............

5.

Значение в природе и в жизни человека...............

Представитель от каждой группы крепит на доску изображение

выступает с совместно «добытой» информацией.

Сообщение учащихся о двух представителях каждой группы. 4

слайд

Колосится в поле рожь

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий

Всё на звёздочку похож. (Василёк)

Василёк луговой — многолетнее травянистое растение из рода

Василёк, высотой обычно около метра.

Прямостоячие, крепкие, шероховатые на ощупь побеги в верхней

части

ветвятся,

заканчиваясь

одиночными

корзинками.

Листья

удлинённые, седоватые от опушения.

Нераскрывшаяся

корзинка

представляет

собой

желтоватый,

гладенький шарик. Цветёт в в течение всего лета украшая луга и поляны

яркими

розовыми

пятнами.

Отдельные

цветущие

растения

могут

встретиться даже осенью,

после листопада. Васильки — хорошие

медоносы. Используется в народной медицине, обладает мочегонным,

желчегонным, противовоспалительным, обезболивающим действием

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке (Одуванчик)

Одуванчик— род многолетних травянистых растений семейства

Астровые.

Всем знакомое многолетнее растение семейства сложноцветных; это

одно из самых распространённых в мире растений. Цветут одуванчики

очень длительно, образуя за сезон огромное количество семян. В природе

можно встретить одуванчик повсеместно, да и в садах это частый

непрошеный

гость.

Из-за

лёгкости

рассеивания

ветром

его

семян,

снабжённых пушистым летучим хохолком, одуванчик быстро завоёвывает

территорию и рядом, и далеко вокруг материнского растения. Активное

размножение, приспособляемость к любой почве и неприхотливость, что

так ценится у культурных растений, сослужили одуванчику дурную славу -

он считается злостным сорняком. С древних времён одуванчик используют в

лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого

полезного растения - и корни, и листья, и цветки - имеют целебные

свойства.

* Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)

(Стрекоза -

полезное насекомое. Крупные, с подвижной головой,

большими

глазами,

короткими

щетинковидными

усиками,

четырьмя

прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным

брюшком. При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев

поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно —

большей скорости. Это воздушные хищники - они на лету схватывают мух,

комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за

своим любимым лакомством - мухой - способна пролететь за 1 час до 100 км,

причем за тот ж час эта обжора может проглотить целых 10 мух.

Каждый глаз стрекозы состоит из 30 000 отдельных фасеток, причём

только нижние способны различать цвета, а верхние — только форму. Одной

из особенностей её глаз является способность видеть в инфракрасном

диапазоне, то есть они оценивают окружающую обстановку с помощью

измерения температуры животных и предметов. Это помогает ей наиболее

верно ориентироваться в пространстве и находить подходящую добычу).

Сок из цветов я наберу

и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела)

Пчела - может видеть зеленый, голубой и ультрафиолетовый цвета

(последний, кстати, человек видеть не может). Однако для пчелы не

существует чисто красного цвета, который она видит как черный. У пчелы

есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела

ужалит, то умрет сама. Пчел трогать нельзя. Пчела живет короткую

жизнь - чуть больше месяца. В улье у каждой пчелы своя «профессия». В

улье всего одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята

откладыванием яиц, из которых выводятся молодые пчелы, она живет в

глубине улья и никогда не выходит из него. Ее всегда кормят другие пчелы.

Пчелы работают без устали, собирая целыми днями нектар с цветов - это

рабочие пчелы. Они собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.

Есть пчелы-строители - они строят соты, в которых хранится мед и в

которых растут маленькие пчелки - личинки. За яйцами и личинками

ухаживают пчелы-няньки. Есть так же пчелы-уборщицы, которые следят

за чистотой улья, и выбрасывают мусор. Но есть и пчелы-лентяи - это

трутни. Они ничего не делают, только едят мед. Когда меда становится

мало, пчелы их из ульев выгоняют. Но есть общее дело для всех пчел - чтобы

проветрить улей - все пчелы из него вылетают и сообща машут

крылышками, как вентиляторы. Жало у пчел для защиты. Ужалив, пчела

сразу погибает. Если пчел не будет, то растения опыляться не будут,

исчезнут некоторые лекарства. Не будет меда - важного источника

необходимых людям полезных веществ. )

Канюк (Рассказ ученика)

Канюк относится к соколиным. Средних размеров птица, длина тела

51-57 см, размах крыльев 110—130 см. Обитает всюду, где леса чередуются с

открытыми пространствами- лугами, полями. Целыми днями птица летает

над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе,

повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему

хорошо помогает зрение, сильные лапы с острыми когтями. Голос у канюков

обыкновенных гнусавый, напоминает мяуканье кошки. Питается мелкими

млекопитающими: сусликами, мышами-полевками, крысами, кроликами и

мелкими птицами. Может поедать и падаль.

Птица полезна для сельского хозяйства, т.к. только ее детеныши за

лето истребляют не менее 570 полевок. Живёт канюк обыкновенный в

среднем в природных условиях 26 лет. В Ставропольском крае они обитают

только в измененных ландшафтах и в настоящее время процветают.

В целях сохранения редких видов представителей растительного и

животного мира в 2000г учреждена Красная книга Ставропольского края.

Коростель занесен в Красную книгу как редкий вид.

Землеройка. (Рассказ ученика)

Это мелкие зверьки, внешне похожие на мышей, но с мордочкой,

вытянутой в виде хоботка. Длина их тел 3—4 см, весят они около 2 г.

Голова у землероек довольно крупная, с удлинённым лицевым отделом. Нос

вытянут в подвижный хоботок. Глаза очень маленькие. Конечности

короткие, 5-палые. Мех короткий, густой, бархатистый. Хвост от очень

короткого до очень длинного, превышающего по длине туловище. Зубов — 26

— 32. Передние резцы, особенно нижние, сильно увеличены. Детёныши

рождаются

с

полным

набором

зубов.

Землеройки

распространены

практически по всему земному шару. Держатся поодиночке. Роют норы или

занимают норы других животных (кротов, мышевидных грызунов). Гнездо

выстилают сухими листьями и травой. У каждой землеройки есть свой

охотничий участок, размером в несколько десятков квадратных метров.

Землеройки всеядны, но поедают в основном насекомых, их личинок и

дождевых червей. Могут нападать на мелких позвоночных: лягушек, ящериц,

детёнышей

мелких

грызунов.

Землеройка

распространена

по

всей

территории Евразии. В нашей местности есть несколько видов землеройки.

Мышь

Длина тела 10—12 см, хвоста 6—9 см. Мех сверху и с боков

рыжевато-коричневый (у молодых мягкий, у взрослых с грубыми остями).

Вдоль середины спины от затылка до основания хвоста тянется четко

отграниченная черная полоса («ремешок»). Полоской на спине полевая мышь

отличается от всех видов мышей фауны России. Укрывается в норах,

вырытых самой или другими грызунами и кротами. Питается семенами и

зелеными частями растений. К растительной пище добавляет насекомых.

За теплое время года приносит до 3 пометов по 3—9 детенышей в каждом.

Всюду она осторожна, бесшумно передвигается; в случае опасности

быстро убегает и может затаиваться. Поэтому увидеть ее нелегко.

Активны полевые мыши в ночные часы, а день проводят в просто

устроенных норках, расположенных неглубоко в почве. Каждая норка имеет

2-3 входа и гнездовую камеру, сделанную из сухих стеблей, листьев, травы. В

ней мыши отдыхают днем, а ночью под покровом темноты разыскивают

корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян

на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится

отбегать

далеко

от

норки.

В

поисках

корма

помогают

такие

приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому

бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира. Рядом с гнездовой

камерой

мыши

устраивают

кладовые

для

запасов

пищи,

которые

используются зимой, когда почти невозможно собрать достаточное

количество семян. За счет запаса в кладовых мыши перезимовывают

трудное для них время года. Полевая мышь уже в возрасте примерно двух

месяцев способна к размножению. Она приносит потомство 3-4 раза в год,

каждый раз по 4-8 мышат. Мышата рождаются слепыми, но быстро

растут и развиваются, питаясь материнским молоком. Уже на 12-13 день

мышата

прозревают,

а

еще

через

две

недели

становятся

самостоятельными.

В

Ставропольском

крае

мышь

распространена

повсеместно.

Мы говорим , что в сообществе все взаимосвязано, следующее задание

Задание 2. «Пищевые цепочки»

Задача - составить 2 пищевые цепочки из 3, 4 звеньев.

Пищевая цепочка луга:

А) капуста - тля - лягушка Б) рогоз - комар - стрекоза

В) ромашка - бабочка - трясогузка

1. Физминутка.

- Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал. Когда

я буду называть животных, которые относятся к насекомым - вы должны

хлопать, когда называю птиц - вы топаете, а когда же я назову растение -

вы приседаете. (

Муравей, канюк,василёк, бабочка, стрекоза, мышь,

оса,одуванчик, землеройка, муха.)

6. Знакомство с видами лугов.

Сообщение учителя

- Существуют разные виды лугов. Заливные, суходольные. Они широко

распространены на территории всей нашей большой страны России. И у

нас в Ставропольском крае есть луговые участки. На них произрастает

интересное растение.

Сообщение «Пион узколистный» - презентация, фрагмент

6. Рефлексия.

Я умею:

отличать насекомых от других животных.

Я знаю:

что такое насекомое, представителей насекомых, их

особенности.

Задание 3. «Экологическая культура»

- Есть хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего

такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях».

- Не забывайте: вы - в гостях. Вы в чужом доме, в котором много своих

жильцов и правил. Выполняйте их! Что же это за правила?

Задача - каждая группа должна нарисовать 1 запрещающий знак,

составить правило поведения в природе.

Дети работают под музыку Ю.Антонова «Красота»

- Итак, луг - это стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Мы знаем,

что человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества. К чему

это может привести?

- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие

луга?

-

Что надо делать человеку, чтобы экологическое равновесие в

сообществе «Луг» не нарушалось?

Задание 4. «Экологические задачи»

За лето одна сова уничтожает 1000 полевых мышей, а одна полевая

мышь съедает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2

совы, 20 сов?

ИТОГ занятия

Учитель:

-

Если хочешь увидеть в природе много интересного и услышать

пение птиц, жужжание насекомых - затаись, не шуми, прислушайся к

шорохам и звукам. Всюду кипит жизнь. Всё у тебя есть: уши, чтобы всё

слышать, глаза, чтобы всё увидеть, ноги, чтобы всюду пройти. И голова,

чтобы всё понять. Давайте не повторять чужих ошибок и помнить, что мы в

гостях.

-

Работа в группах закончена.

Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова. Этими словами

мы и

наше заочное путешествие:

Зелёный луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых

радужных цветов На нём разбросаны букеты

13.

Домашнее задание (по выбору).

1.

Любителям математики - составить любую экологическую задачу,

используя числовые данные.

1.

Знатокам

природы

-

подготовить

сообщение

об

одном

из

представителей групп.

2.

Любителям литературы - найти и выучить наизусть стихотворение,

отражающее тему сегодняшнего урока.

13.

Этап рефлексии деятельности. «Рефлексивная мишень»

Учащиеся ставят метки в сектора соответственно оценке результата:

чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка

ближе к нулю. Затем проводится краткий

анализ.

Вопросы для любознательных

Где у кузнечика ухо?

Самая высокая трава на земле.

Назовите самого прожорливого хищника планеты.

У какого растения листья на север и на юг направлены?

У кого голова на ноге находится?

Чем стрекочет кузнечик?

Знаете ли Вы, что...

Крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся

пообедать в течение

всего лишь 12 часов, он может умереть?

Богомол - единственное насекомое, способное повернуть

голову и

посмотреть «через плечо»?

Насекомые различают

цвета, форму предмета, но лучше

видят

движущиеся предметы, чем неподвижные?

В мире насчитывается 750 тысяч видов насекомых?

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду,

а голубь только

9? За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков.

Стрекоза в поисках своего любимого лакомства - мух -

способна

пролететь за один час до 100 км, причем за тот же час эта обжора

может проглотить целых 10 мух.

Список литературы:

1.

Скалдина О.В. Красная книга : Заповедники России/ Оксана

Скалдина.-

М.: Эксмо,2014.-96с.: ил. - (Красная книга для больших и маленьких).

1.Бианки В. Лесная газета. М., 1989.

2.

Все обо всем: Энциклопедия. В 14т. М., 1998-2000.

3.Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996.

4.

Корабейников В.А. Краски природы. М., 1990.

5.

Красиков С. Легенды о цветах. М., 1995.

6.

Молодов Л.П. Беседы с детьми о нравственности. М., 1995.

7.

Онегов А. На лугу. М., 1984.

8.

Плешаков А. Зеленые страницы. М., 1995.

9.

Танасийчук В. Сколько глаз у стрекозы. М., 1995.

10.

Экология в начальной школе. М., 2004.

11.

Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 1995



В раздел образования